О технологии изготовления бронзовых поясов в древнем Азербайджане

Т.Геюшева

Исследования археологических памятников Азербайджана периода поздней бронзы-раннего железа показывают, что в тот период все отрасли ремесла, в том числе металлообработка, достигли высокого уровня развития. В конце II — начале I тыс. до н.э. племена Ходжалы -Кедабекской культуры изготавливали из металла, в особенности из бронзы, различные предметы вооружения, орудия труда, аксессуары, украшения и защитные элементы одежды, отличающиеся высоким художественным оформлением.

Среди них особое место занимают бронзовые орнаментированные пояса, считающиеся уникальными произведениями искусства. Исследование бронзовых поясов с изображениями приобретает важное значение и с точки зрения изучения древних корней прикладного искусства Азербайджана.

В сложных композициях на поверхности бронзовых поясов нашли отражение богатое мировоззрение, эстетические вкусы, первобытные религиозные представления племен, проживавших в древнем Азербайджане. Изображения на поясах представлены образами реальных и фантастических животных и людей, батальных, охотничьих, природных сцен, а также изображениями отдельных астральных знаков, разнообразных геометрических фигур и узоров.

Изображения на бронзовых поясах, найденных в Азербайджане, по своему богатству и сложной технике художественного оформления, значительно отличаются от бронзовых поясов, найденных в других регионах Южного Кавказа. Этот факт еще раз доказывает, что на Кавказе было несколько центров производства бронзовых поясов.

В основе развития каждой ремесленной отрасли стоит проблема его сырьевого обеспечения. На Южном Кавказе, в том числе на территории Азербайджана, в местах нахождения бронзовых поясов (Кедабек, Хачбулаг, Ходжалы и.т.д.) были достаточные залежи меди, мышьяка, сурьмы, что хорошо документировано, как геологическими исследованиями, так и археологическими раскопками.

Основные, наиболее богатые медью, регионы — на Малом Кавказе, а в горных зонах Большого Кавказа медные залежи составляли относительное меньшинство. Самые богатые залежки меди в Западном Азербайджане были выявлены на горе Мисдаг в Кедабеке и на горе Башкент на территории села Сёюдли. В этих залежах отмечены следы древних шахт и остатки выплавленной меди (в виде шлака). Залежи меди со следами древних разработок были обнаружены также в окрестностях сел Сейфалы, Нюзгар, Зейлик, Чардаглы Шамкирского района, в селе Човдар и в Ханларе. Кроме того, в бассейне реки Тертер-чай и вокруг села Джанятаг также были обнаружены остатки древнего медного промысла.

Другие залежи металлов (кроме олова), необходимые для производства бронзы, такие как сурьма, мышьяк, марганец, свинец и другие, тоже достаточно широко были представлены на территории Азербайджана. Залежи марганца в Азербайджане были зафиксированы на горе Дарыдаг в Джульфинском районе Нахчывана, в селе Битлибулаг Кедабека, в селе Девебойну Лачинского района. Марганец был выявлен также в составе Дашкесанской кобальтовой руды.

В составе бронзовых предметов, в особенности предметов украшениий, найденных на территории Азербайджана, олово, по сравнению с другими металлами, преобладает. Исключение составляют металлические предметы раннего этапа эпохи бронзы, т.е. периода куро-араксской культуры, в состав которых добавлялись мышьяк, свинец, цинк, сурьма, что объясняется, отсутствуем местных залежей олова.

Обеспечение оловом местных мастеров, в связи с увеличением культурно-экономических связей в период поздней бронзы, привело к преобладанию в металлообработке бронзы в виде сплава меди и олова. В первой половине XX века А. А.Иессен и Б.Б.Пиотровский выдвинули предположения о добыче и использовании олова на Кавказе в древние времена. Но отсутствие на Кавказе, в том числе в Азербайджане, залежей оловянных руд нашло отражение в научной литературе.

Так И.Р.Селимханов утверждал, что олово поступало на Кавказ путем обмена из Юго-Восточной Азии, в частности, с Малайского полуострова. Г.Ф.Джафаров писал о поступлении олова в Азербайджан вовсе не из таких далеких стран, а из стран Ближнего и Среднего Востока.

Следует отметить, что в Азербайджане были найдены несколько предметов, изготовленных из чистого олова. По мнению Г.А.Асланова предметы, изготовленные из чистого олова, использовались не как украшения, а как сырье, и в случае необходимости, откалываемые от них, кусочки добавлялись в состав меди. Такое же предположение выдвигал и Г.Ф.Джафаров.

Следует отметить, что большинство оловянных украшений, найденных в погребальных памятниках Азербайджана, были целыми. Если бы оловянные предметы использовались как ценное импортное сырье, то не было бы необходимости класть их в могилы. Предположительно, предметы, в составе которых имеется чистое олово, были привезены в Азербайджан путем обмена, либо были взяты в качестве трофея во время войн с иноземцами. Не исключено и ритуальное предназначение, что превращало их в могильный инвентарь.

Другие металлы, заменяющие олово — сурьма и свинец очень близки по своим физическим свойствам. На территории Малого Кавказа были обнаружены достаточные залежи сурьмы (в селах Сейфали и Кюзгар Шамкирского района). Кроме того, на территории Азербайджана были найдены многочисленные предметы, изготовленные из чистой сурьмы, что доказывает достаточное количество сурьмы на этой территории.

Украшения, изготовленные из чистой сурьмы, состоят в основном из подвесок, бус и других предметов. Они получены из раскопок А.А.Ивановского в Кедабеке, из памятников Хачбулага, Карабаха и др.

Следует отметить, что высокий уровень металлургии и художественной обработки металла, фиксируемый на всем Кавказе в эпоху поздней бронзы и раннего железа есть результат многовековой традиции развития металлургии Кавказа, истоки которой прослеживаются уже с периода энеолита, что и превратило регион Кавказа в один из древнейших очагов металлургии во всем мире.

Начальный этап металлургии в Азербайджане, как и на всем Кавказе, относится к эпохе энеолита. Один из древнейших очагов металлообработки здесь был  обнаружен на поселении Кюлтепе I в Нахчыване. Из нижних горизонтов культурного слоя этого поселения, датируемого IV тыс. до н.э., были получены различные артефакты, относящиеся к металлообрабатывающему ремеслу ранних земледельческо-скотоводческих племен. Химический анализ медных предметов, с этого и других археологических памятников Азербайджана, относящихся к энеолитическому периоду проводил И.Р.Селимханов.

Металоплавительные печи, впервые на Кавказе на поселении Баба-Дервиш Казахского района, доказывают существование здесь производства металла еще в III тыс. до н.э.

Еще одним древнейшим очагом металлообработки на Южном Кавказе — позднеэнеолетическое поселение Лейлатепе. Обнаруженные здесь стружки металла с мышьяковым составом и четырехгранные шилья указывают на высокий технологический уровень производства металла уже в IV тыс. до н.э.

На поселении Беюк Кесик были найдены четырехгранные шилья, кинжалы, ножи, бусы и др. металлические фрагменты. Большинство металлических предметов изготовлены из меди, без какой-либо примеси. В то же время на памятнике была обнаружена крица, состоящая из остатков металоплавки и глиняных форм, что доказывает существование здесь процесса выплавки меди.

Второй этап металлургии и металлообработки Кавказа относится к III — началу II тыс. до н.э. В тот период, путем добавления в состав меди мышьяка и других легирующих компонентов, стали получать новый металл — бронзу. Выплавка меди первобытным способом требовала высокой температуры. С целью ее снижения древние металлурги стали добавлять в состав меди мышьяк (арсен) и в результате получали бронзу.

Для получения бронзы мышьяк заменил олово, что обеспечило прочность и повысило качество металла. Бронза, полученная путем сплава олова и меди, была более прочной, что создавало условия для осуществления чеканных и гравировочных работ на поверхности металлических предметов.

Многочисленные артефакты, найденные в раннебронзовых слоях таких памятников Кавказа как Гаракопектепе, Кюл-тепе II, Гарни, Шенгавит и другие указывают на постепенное развитие металлургии и металлообработки в тот период.

В период средней бронзы в металлообработке появились новые методы обработки. В изготовлении металлических предметов стали применяться ковка и чеканка. Совместно проведенные исследования Ф.Тавадзе и Т.Сакварелидзе доказывают, что в тот период, сложные технические процессы осуществлялись с помощью специальных инструментов. Один из таких инструментов известен из раскопок Б. А.Куфтина из Триалети. По мнению исследователей, найденный в могиле типа «каменный ящик» в Кедабеке бронзовый предмет, обладающий полусферическим наконечником, использовался для нанесения выпуклых узоров.

В период поздней бронзы — раннего железа в развитии металлургии и металлообработки произошли новые коренные изменения. В тот период процесс производства бронзы подошел к своему высшему этапу развития. Наряду с увеличением количества бронзового оружия, украшений и т.д., улучшилось и их качество, возникли новые технические приемы обработки бронзы. Обнаруженные в Мингечаурских памятниках 5 металоплавительных печей и каменные литейные формы являются фактами, подтверждающими это.

Уже в тот период, в результате развития производительных сил, в Азербайджане металлургия и металлообработка, отделившись от других отраслей хозяйства, превратились в отдельную отрасль ремесла. Они соединили разные специализации, в том числе такие, как добыча медной руды, выплавка из нее меди и сплавов, а затем изготовление из них разнообразных предметов. Завершалась работа художественно-декоративным оформлением готовых металлических предметов.

Металлообработка, в особенности производство бронзовых изделий с художественным оформлением, в конце II-начале I тыс. до н.э. развивалась как самостоятельная отрасль. Изготовленные с высоким мастерством и художественным вкусом предметы вооружения, утварь и украшения, в большом количестве известны из погребальных памятников Ходжалы-Кедабекской культуры.

Местные мастера были хорошо знакомы с технологией и техникой изготовления бронзовых поясов. Они, создавая эти уникальные произведения исскуства, умело пользовались всеми техническими приемами, такими как различные виды ковки, спайки, сварки и гравировки врезными и вдавленными узорами, чеканкой, и т.д.

Исследованные бронзовые пояса изготовлены из тонкой бронзовой пластинки путем ковки. Анализ существующих поясов показывает, что узкие пояса были изготовлены из сравнительно толстых бронзовых пластин. Пояса такого типа, в основном, без узоров, концы у них закругленные. На концах имелись отверстия для шнурков.

Пояса с геометрическими узорами делятся на две группы — широкие и узкие. Ширина узких поясов составляют 4,5-6 см, широких 7-12 см. Ширина бронзовых поясов, с изображениями животных и разнообразными сюжетами колеблется от 8 до 18 см. На концах этих поясов, как правило, имелись 3 отверстия для шнурков.

Бронзовые пояса, изготовленные способами вдавливания и ковки, в основном, имели выпуклый орнамент. Для нанесения украшений таким путем подогретая металлическая пластинка ставилась на мягкое основание, а после этого, размещаясь на теплую пластинку с выпуклыми концами, под большим давлением вдавливалась мастером. В результате получался орнамент выпуклой формы нужных размеров.

Технический прием чеканки возник на основе метода вдавливания. Чеканка являлась усовершенствованным техническим приемом. Для проведения чеканных работ на металле использовались орудия труда с выпуклыми и несколько острыми концами. Для получения украшения с выпуклыми формами, тонкая бронзовая пластинка, размещалась на мягком основании, соответствующий производственный инструмент ставился на бронзовую пластинку и молотком наносился удар.

В период поздней бронзы — раннего железа чеканкой, наряду с бронзовыми поясами, изготавливали подвески, диадемы, пуговицы и др. украшения. Путем чеканки изготавливались в основном пояса с геометрическим орнаментом. Бронзовые пояса с животным и растительным орнаментами, найденные в Мингячевире также были изготовлены способом чеканки. По методу обработки обоих поясов, найденных в Мингячевире, отличающихся своей оригинальностью, можно предположить, что они были изготовлены в одном и том же производственном центре и, вероятно, одним и тем же мастером.

В исследуемый период технический прием гравировки занимал одно из основных мест в декоративном оформлении изделий из металла. Прочерченный орнамент на керамике периодов энеолита и бронзы, со временем усовершенствовался в методе гравюры, при украшении бронзовых изделий, в том числе и бронзовых поясов периода поздней бронзы и раннего железа. Одним из важнейших достижений в металлургии и в металлообработке того периода было использование самого железа.

Применение гравюрного метода для художественного оформления изделий из железа стало новым эволюционным этапом в металлообрабатывающем ремесле и в прикладном исскустве Азербайджана в период раннего железа.

С помощью остроконечных инструментов мастер прочерчивал на тонкой бронзовой пластинке контур предполагаемого орнамента, а затем, с помощью специальных инструментов-резцов, вырезал намеченные узоры.

Гравюрная техника нередко сочеталась с техникой чеканки. Этот прием хорошо прослеживается на бронзовом поясе, найденном в Кедабеке в местности Дженнет галасы, в каменном ящике №189. На нем заметны контуры изображения козлов, но их поверхность не прочерчена и изображения остались незавершенными.

Для определения уровня развития художественной металлообработки в эпоху поздней бронзы и раннего железа, роль бронзовых поясов, как ценнейших источников, также велика. Пояса аккумулировали в себе практически все этапы производственной цепочки.

Древние металлурги путем ковки доводили бронзу, полученную способом добавления в состав меди разных примесей, до состояния тонкой пластинки, резали ее в определенных размерах, а в конце, путем вдавливания, чеканки и гравировки, на полученной пластинке проводили художественные работы. Таким образом, на примере бронзовых поясов можно проследить все основные процессы художественного оформления металла.

Без сомнения, что для проведения всех этих работ ремесленнику нужны были определенные условия работы и инструменты. Ф.Тавадзе и Т.Сакваралидзе, исследуя бронзовые предметы, обнаруженные в Грузии, пришли к выводу, что для изготовления каждого предмета требовалось несколько высококвалифицированных мастеров. Следовательно, в производственных процессах участвовало несколько человек, для которых строились определенные помещения-мастерские. Вероятно, у мастеров были ученики-подмастерья.

По мнению Г.Гошгарлы это в одинаковой степени относится и к территории всего Кавказа, в том числе и Азербайджана, где было выявлено много бронзовых поясов, изготовленных с высоким ремесленным мастерством и художественном вкусом, несомненно, специалистами своего дела.

В изготовлении бронзовых поясов, наряду с гравировщиками, активно участвовали и художники. Нанесенные на бронзовые пояса геометрические узоры, сцены со сложной композицией, состоящие из изображений животных, птиц, людей, астральных тел, знаков и растений, были изготовлены с высоким профессионализмом, не допускавшим никаких отклонений от установленных размеров и пропорций, что могли осуществить только профессиональные художники.

В середине 20 века Дж.А.Халилов выдвинул предположение о существовании в I тыс. до н.э. нескольких центров производства бронзовых поясов на Южном Кавказе. Он также отмечает, что и между бронзовыми поясами, найденными в Азербайджане, также существуют определенные различительные особенности, что также говорит о нескольких очагах производства. Так, например, спектральный анализ металлических изделий из грунтовых погребений, исследованных в Казахском районе показал, что все они были изготовлены в одном и том же производственном очаге и в составе всех бронзовых предметов примесь олова по количеству близка.

Ф.Мурадова, много лет исследовавшая памятники эпохи бронзы Гобустана, основываясь по орудиях труда, используемых при обработке металла, найденных с гобустанских поселений, отмечала производство найденных здесь бронзовых предметов, местными мастерами, а, следовательно, и наличии местного производственного очага. Свое предположение она обосновывала также и изображениями некоторых бронзовых предметов, запечатленных на скалах Гобустана.

Г.Кесаманлы, анализируя металлические изделия, полученные им с археологических памятников периода бронзы и раннего железа Дашкесанского района, и также основываясь на их химическом анализе, отмечал, что эти изделия являются продуктами местного производства.

Таким образом, технические приемы, прослеживаемые в производстве бронзовых поясов, указывают, что металлообрабатывающее ремесло в конце II и, особенно, в начале I тыс. до н.э. достигло своего наивысшего этапа развития, и, что на территории Азербайджана было несколько очагов их производства с присущими им разными методами изготовления и декоративного оформления поясов.

По материалам книги Т.Геюшевой «Бронзовые пояса Азербайджана».

Читайте также: Из истории бронзовых поясов средневекового Азербайджана