За Германом Абихом (1806-1886) прочно закрепился титул «Отец геологии Кавказа и Каспийского моря». Уроженец Берлина, ученый с мировым именем, удостоился этого почетного титула еще при жизни, вскоре после того, как был приглашен в Дерптский (позднее Тартусский) университет на кафедру геогнозии (так называлась тогда наука о Земле), где он, в качестве профессора, проводил обширные геологические исследования, преимущественно на Кавказе.
За научные труды Абих в 1853 г. был избран академиком, а в 1866 г. — почетным членом Петербургской Академии наук. Более тридцати лет своей жизни ученый посвятил науке о Земле. Он оставил после себя работы по вопросам геологии и вулканизма, среди которых были и затрагивающие грязевые вулканы расположенные на акватории Каспия и прилегающих к нему территориях.
С именем Германа Абиха связаны первые работы по изучению геологического разреза Абшеронской нефтегазоносной области. В 1863 г. он составил первую геологическую карту полуострова в масштабе 1:42000. Эта карта долгое время служила основой для проведения, на Апшеронском полуострове геолого-поисковых работ на нефть и газ.
В 1863 г. в своей статье «Кавказские исследования» Абих затронул тему соленых озер на территории Азербайджана (в частности близ Сальян). Он придавал самое серьезное значение местных минеральным источникам и рекомендует вниманию врачей особенные целебные свойства минеральных грязей.
С французского языка статью Абиха перевел историк-востоковед, кавказовед, археограф Адольф Берже.
В одном источнике 1880-х гг. отмечалось, что в 7 километрах от Сальян, в нескольких километрах от озера Кичик-гала находились соляные источники, а на правом берегу р. Куры (около 30 км от Сальян) находились нижне-сальянские соляные гряды. Эти две зоны входили в так называемый соляной участок, который сдавали в аренду, с обязательной ежегодной добычи соли по 50 т. пудов соли.
Абих в «Кавказских исследованиях», упоминает эти источники, сравнивая их с соляными водами Ясамальской долины: «Совершенно соответствующее геогностическое расположение господствует в системе соляных источников, лежащих между Сальяном и Божьим Промыслом, в 20-ти верстах от Баба-Занана, близ Сальяна. Значительнейшие источники этой системы бьют на правом берегу р. Куры, в двух верстах от ватаги, у подошвы так называемой «Сигнальной горы», вершина которой изобилует небольшими извержениями грязи».
Абих отмечает, что источники в значительном числе рассеяны на небольшом пространстве по равнине глинистого свойства, на высоте 6 футов над уровнем моря.
«Замечательнейших источников три. Количество доставляемой ими воды весьма значительно и не подвержено влиянию времен года. Самый большой из этих источников вытекает из природного отверстия, наподобие колодца, имеющего от 4 до 5 футов в диаметре. Колодец этот обнесен искусственной стеной из глины, так что вода в нем поднимается на один фут выше окружающей равнины. Таким точно образом достигли устройства плоских бассейнов, в которые вода соляных источников проводится через желоба. Соляные резервуары эти употребляются с большой пользой жителей ватаги. Истощение источника происходит под влиянием значительного отделения углеводородного и углекислого газа в смеси с частью сернистого водорода. Видно, что первый из этих газов многим превышает второй, потому что его пузыри, быстро исчезающие на поверхности, горючи. Быстрый подъем источника в колодце и скорость его течения заставляют предполагать значительную силу поднятия, возрастающую от обильного отделения газов. Термометр, опущенный в середину этих газов, показывал в июне 22,4 гр. при 20 гр. окружающего воздуха,» — писал ученый.
Абих отмечал, что непосредственное наблюдение позволило ему сделать вывод, то соляные озера Абшеронского полуострова обязаны своим обилием исключительно соляным источникам, пробивающимся в окрестностях бассейнов и происшедших из масс каменной соли, которая залегает в гипсовом рухляке и глинистом песчанике.
«Из озер Масазир и Зих соль действительно добывается в изобилии при небольших издержках, но не очищенная от горьких частиц, почему и самый продукт пускается в торговлю в таком же виде. Важное неудобство это, общее всем подобным продуктам в местностях Каспийского моря, можно было бы устранить, заменив хотя отчасти несовершенство добывания соли из соляных озер произведением чисто кристаллической соли. Физические обстоятельства нигде так не благоприятствуют подобному предприятию, как на Ясамальской долине, у подошвы горы вечных огней, называемой «Шоубани». Если с одной стороны геогностическое свойство почвы обещает успех в разведке добычи каменной соли, которая по своей вероятности должна быть на незначительной глубине, то с другой можно было бы достигнуть выше предположенной цели еще более простым и легким способом,» — отмечал ученый.
Абих считал, что вполне можно было бы соединить в один общий проводник воды концентрированных источников, бьющих на местах более возвышенных, чем поверхность равнины, и «провести их непосредственно в испаряющие приборы, хорошо снабженные, покрытые досчатыми крышами, и нагреваемые или при помощи гыра, которым изобилует местность, или же горючего газа«.
Что касается газа, обильно выходящего только на хребте горы, то нужно было бы провести его вниз или открыть ему выход в самом месте испарения, отмечал ученый.
Абих писал: «Система приборов, которые я имею в виду, дали бы возможности легкого, дешевого и, так сказать, непрерывного кристаллизирования соли. Основываясь на химическом составе источников Ясамала и Божьего Промысла, процесс ее добывания должен иметь результатом продукт лучшего качества и во многих отношениях предпочтительнее каменной соли. Не желающему принять ни одного из этих двух предположений, я укажу еще обширную поверхность Ясамальской равнины, почва которой, напитанная солью, образует на несколько квадратных верст совершенно ровный и гладкий покров, с тянущимися на всем этом протяжении соляными источниками, которые, струятся на отлогих скатах в ложбинах долины. Здесь существует редкое соединение всех необходимых условий для устройства солончака, по правилам так хорошо выработанной для этого технической отрасли во Франции».
«Соль, извлеченная этим процессом из сгущенных соляных источников и до такой степени чистая, должна бы превосходить лучшие соли известных морей,» — отмечал Абих.
Целебный источник Сальян «Баба-Занан» и грязевые ванны в трудах немецкого ученого (1863 г.) |