Иосиф Ильич Игин (1910—1975) был известным советским художником-карикатуристом, автором шаржей на многих известных советских деятелей литературы и искусства. Шарж, как известно, в искусстве и литературе неправдоподобное преувеличение в обрисовке лица или явления, разновидность карикатуры.
Настоящую известность и славу Игин (настоящая фамилия Гинсбург) снискал как автор многочисленных шаржей. Его рисунки публиковались в юмористических разделах советских журналов. Много шаржей выходило на страницах журнала «Крокодил».
Игин создал целую галерею портретов-шаржей своего поколения: литераторов, артистов и других известных деятелей культуры (В.Маяковский, М.Горький, Б.Шоу, К.Чуковский, С.Маршак, Ф.Раневская, Н.Хикмет и др.).
В последние годы жизни художник Иосиф Ильич Игин писал воспоминания. В своей последней книге 1975 г. он упоминает как встретился с азербайджанским поэтом Самедом Вургуном…
И конечно же нарисовал на него шарж, который выглядел так:
Сам Игин в книге так вспоминал встречу с С.Вургуном: «Весной 1952 года мне сообщили из редакции, что в Москву приехал Самед Вургун. Надо сделать рисунок. Я созвонился с ним. Мы условились встретиться на следующее утро…»
Среди ночи С.Вургун внезапно разбудил его телефонным звонком.
Игин вспоминал: « — Прямо беда, — сказал он, — я в Москве не могу спать. У нас в Баку день — белый, ночь — черная. А у нас — день серый, ночь — серая. Вместо того чтобы ворочаться без сна, приду к тебе сейчас. Посидим, поговорим… Беседа длилась до рассвета и закончилась чтением стихов. Самед читал по-азербайжански. Я слушал и рисовал».
Закончив читать, С.Вургун взглянул на рисунок Игина.
«По закону моих отцов, — сказал он, — я должен тебя убить. На Востоке нет страшнее врага, чем тот, кто смеется над тобой и заставляет смеяться других. Я пришел к тебе, пил с тобой вино, читал стихи, а завтра люди раскроют газету и скажут: Вот какой смешной этот Самед Вургун!,» — вспоминал художник.
Игин сказал С.Вургуну коротко: «Ну что ж, если таков закон, убивай.»
У поэта ответ был уже готов: «Увы, когда я шел сюда, я знал на что иду. На сей раз закон отцов будет нарушен.»
На следующий день, Игин и Вургун обедали в гостинице «Москва». Как вспоминал Игин, в ресторане было много свободных маленьких столиков, но Вургун выбрал большой — человек на двадцать.
На то были свои причины, как рассказывал художник: «Не лучше ли нам сесть за маленький, — предложил я, — там уютнее. Что ты, — возразил Самед. — В этой гостинице останавливается много знакомых. Они могут придти сюда. Как же я буду угощать их за маленьким столом?!»
По материалам книги-альбома «Я видел их…»