Годы мучений: очерки английского купца Дакетта о Шемахе, Ширване и Баку (1568–1574 гг.)

Т.Рауфоглу

В 1555 году в Лондоне основали «Московскую компанию» (The Muscovy Company), в оригинале — «Компания купцов-предпринимателей для новых земель». Первоначально компания создавалась для поиска северо-восточного прохода в Китай для облегчения торговли пряностями. После неудачи с проходом через Ледовитый океан компания сосредоточилась на торговле с Россией.

«Московская компания» стала первой крупной английской акционерной торговой компанией — прототипом для более поздней Ост-Индской компании. Ориентировалась компания, в плане экспорта из России, на древесину, дёготь, смолу, лён, меха, икру, кожи, воск, взамен экспортируя туда шерстяные ткани, металлические изделия, предметы роскоши, оружие. Компания также пыталась наладить торговлю с Персией через Россию и Каспийское море. Компания действовала не только как торговая организация, но и как дипломатический посредник.

В 1599 году вышел объемный труд Ричарда Хаклюйта в свыше 1000 страниц («Ранние путешествия в Россию и Персию»), где рассказывалось о путешествиях агентов и купцов компании. В книге был и отчет Джеффри Дакетта — английского купца и исследователя, который работал агентом «Московской компании» во второй половине XVI века.

Дакетт в 1568 году отправился в плавание в Персию (государство Сефевидов, куда входила территория Азербайджана — прим.) вместе с Томасом Банистером, стремясь установить торговые пути и дипломатические отношения. Их путешествие продолжалось до 1574 года, обозначив собой значительный период английских исследований и торговой экспансии на Восток. Эта экспедиция была частью более обширной серии английских походов в Россию и Персию в XVI веке, отражая растущий интерес этой эпохи к установлению прямых торговых связей с восточными рынками. Московская компания, основанная в 1555 году, сыграла ключевую роль в этих начинаниях, стремясь обойти традиционные сухопутные пути, контролируемые посредниками.

В главе книги о путешествии Дакетта есть и информация о посещении купцами городов на территории современного Азербайджана.

**********

Фрагмент книги. Абзац начинается с описания Шемахи, входящей в состав Мидии (Ширвана)

Надо признать: англичане натерпелись приключений за эти годы странствий. В 1568 году корабль отплыл от берегов Англии и направился в путь. На борту помимо команды (куда входили Банистер, Дакетт) находился также Лайонел Пламтри (с чьих слов записана большая часть путешествия), а также еще 12 англичан и около 40 русских рабочих. Примерно в 40 милях от Астрахани на корабль напали «ногайские татары», которые подошли к кораблю на 18 лодках, вооруженные мечами, копьями, луками и стрелами. Англичане попытались было решить проблему мирным путем, но в результате ввязались в перестрелку.

Штурм корабля шел около двух часов. Как отмечается в книге, англичане «мужественно оборонялись» и «вынудили татар отступить, убив около 120 из них» (об этом англичанам сообщил один из русских, которому удалось сбежать из татарского плена).

Прибыв в Астрахань, англичане столкнулись с новыми проблемами. Им пришлось задержаться в городе на пять недель, потому что там оказалось «войско в 70,000 турок и татар», которые, согласно записям, надеялись взять город либо внезапным нападением, либо осадой. Но с приближением зимы и узнав, что русский царь готовит сильное войско для защиты города, враг вынужден был снять осаду и уйти. После их ухода, английским купцам удалось наконец покинуть Астрахань.

На пути в Шемаху, англичанам пришлось жить в шатрах, где постоянно приходилось отбиваться от диких зверей, которые периодически воровали у них еду. Согласно записям, звери «однажды даже унесли большого дикого кабана, которого прислал им в подарок местный губернатор».

Промучившись так несколько дней, путешественники наконец отправились в Шемаху. Там они провели зиму. В апреле они отправились в город Ардебиль, где пробыли пять-шесть месяцев. Отмечалось, что «торговля там была, но малоприбыльная, так как город посещали в основном знать и дворяне, а не купцы».

«Различие в религии порождало в городе сильные раздоры: мать поднималась против дочери, ближайшие родственники — друг против друга. Лайонел Пламтри видел в один день, как в таких беспорядках было убито 14 человек. Проявив чрезмерное любопытство, он сам был ранен двумя стрелами, хотя не смертельно», — отмечалось в книге.

Тем временем, шах позвал англичан в Казвин. Томас Банистер отправился туда, но без Дакетта, который тяжело заболел и остался в Ардебиле. Банистера приняли с большим почетом, почти все его просьбы были выполнены, однако шах не разрешил вывозить лошадей через Персию в Индию. В книге отмечалось, что «сам шах купил у них три куска шелка, честно за все заплатив, и нередко отправлял заранее деньги, чтобы быть уверенным в получении товара».

Здесь же в книге приводится интересный случай: «Шах намеревался отправить большую сумму денег в Мекку (подношение пророку Мухамеду), но отказался посылать свои деньги. Вместо этого, он попросил англичан обменять с ним их деньги. Его пояснение было таким: деньги англичан были заработаны честным трудом и с чистой совестью, а значит достойны быть принесёнными пророку. Его же собственные, по его словам, были добыты обманом и потому негодны для святого дела».

Через шесть месяцев пребывания в Казвине Банистер отправился в Тебриз, где встретил уже выздоровевшего Джеффри Дакетта, который занимался в Тебризе продажей английских товаров.

Банистер отправился из Тебриза в Шемаху, чтобы организовать перевозку товаров в Англию. Затем он поехал в город Аррах (Араш) в четырех днях пути от Шемахи, чтобы купить там шелк. Но, как отмечается в книге, «из-за плохого воздуха и испорченной воды в летнюю жару, он вместе с Лоуренсом Чапменом и еще несколькими англичанами, скончался».

Интересно то, что в книге два раза упоминается о смерти Банистера. Второй раз о его смерти упоминается уже ближе к концу путешествия. Так или иначе, согласно повествованию, Дакетт, как только узнал о смерти Баннистера (в первый раз) немедленно поехал забирать товары, потому что согласно местным законам если никто из купцов не заявит на них права, шах имеет право все присвоить. Имущество уже было опечатано чиновниками, когда Дакетт наконец прибыл на место. Только после личной встречи с шахом, ему удалось забрать товары.

Пока Дакетт разбирался с товарами, бухарские купцы уговорили Лайонела Пламтри отправиться с караваном в Китай.

«Он тайно выехал, но через пять дней пути был остановлен отрядом из 40 всадников по приказу султана Эрасбека, наместника шаха. Ему запретили столь опасное путешествие и вернули обратно. Говорили, что доносчиком был Хамфри Гринселл, которого позже в Ормузе португальская инквизиция сожгла заживо», — отмечалось в книге.

Дакетт тем временем вернулся из Казвина в Шемаху и вскоре отправился в Кашан, взяв с собой четырех мулов с деньгами.

В книге сохранилось немного слов Дакетта, который называет Шемаху «самым прекрасным городом» Ширвана и главным местом, где есть сырой шелк. Он отмечает, что наибольшее количество шелка находится «в городе под названием Араш» в нескольких днях пути от Шемахи. Там же он упоминает еще один город, где живут христиане, где также продается много шелка. Об еще одном городе в этой области Дакетт говорил: «Главный город этой области называется Зеган. Оттуда ежегодно в Персию вывозят невероятное количество орехов в скорлупе, все одного вида и качества… Ежегодно их отправляют на четырех тысячах верблюжьих вьюках..

Кашан, куда прибыл Дакетт был городом, целиком посвященным торговле. В книге отмечалось, что «здесь процветала лучшая в стране коммерция, и сюда стекались индийские купцы. Англичане купили там множество шёлковых тканей, немного пряностей и много бирюзы». Помимо этого, отмечалось, что город отличался строгим управлением и порядком: «Праздных людей не терпели: все должны были работать. Разврат, шумные беспорядки и азартные игры были запрещены. Игра в кости или карты каралась смертью».

Пробыв в Кашане 10 недель, Дакетт вернулся в Шемаху. Спустя некоторое время, приобретя там и в других местах шелк и другие товары, в мае 1573 года англичане погрузились на корабль и отправились в Астрахань. На этом их злоключения не закончились.

Из-за сильных встречных ветров на Каспии, они провели в море свыше 20 дней. Когда корабль стоял на мели, к нему подплыли беглые русские казаки и под видом дружбы напросились на борт. Там они сразу схватились за топоры. В книге отмечается, что Дакетт, Пламтри, капитан Уильям Смит и Амос Риалл «доблестно сражались, убив около 14 казаков и ранив около 30, хотя врагов было не менее 150». Тем не менее, дать полноценный отпор казакам не получилось — тяжело раненные англичане вынуждены были отдать корабль казакам. Взамен те клятвенно пообещали, что не будут убивать купцов.

Таким образом, корабль был захвачен, а раненых англичан посадили в лодку с двумя-тремя русскими и бросили им кусок конины, чтобы не умерли с голоду. Кое-как доплыв до Астрахани, Дакетт обратился к властям за помощью. Нужно было вернуть корабль и товары. Купцу выделили вооруженных солдат, и они отправились на поиски казаков, однако казакам удалось уйти. Были отправлены дополнительные силы, и в конце концов удалось отбить корабль у казаков. Многих из них при этом перебили. Корабль вернули англичанам, часть товаров нашли, но стоимость возвращённого составила лишь около 5,000 фунтов (из 30,000-40,000).

Разоренные и раненные англичане оставались в Астрахани около двух месяцев. Подлечившись, они отправились по Волге в Казань. Здесь в книге во второй раз упоминается Банистер, который «ослабленный болезнью и горем от утраты товаров» умер. Оставшиеся в живых купцы и агенты вернулись в Англию после 5 лет пребывания на территории России и Сефевидского государства. Несмотря на то, что в целом это путешествие нельзя было назвать успешным, такого рода визиты продолжались и впредь.

В качестве дополнения к главе воспоминания Дакетта приводится немного информации о Баку и Ширване.

Дакетт отмечал: «Огромная река протекает через равнину… [] …  и впадает в Каспийское море недалеко от города, называемого Баку (Bachu). Возле этого города есть чудо: из земли в большом количестве выходит нефть. Эта нефть распространяется на самые отдаленные части Персии (Сефевидского государства — прим.), ибо она служит всему краю для освещения домов. Один вид её чёрный, называемый «Nefse»; другой — белый и прозрачный, называемый «Petroleum». Недалеко от того же места находится и ещё один вид масла, весьма драгоценного и высоко ценимого».

Больше о Баку у Дакетта записей нет. Учитывая, что в путевых заметках нет упоминания о Баку, можно сделать вывод, что сам он в городе не был, и набросал о городе пару строк просто чтобы в Англии знали «что к чему». Вполне вероятно, что информацию ему предоставили купцы, с которыми он вел дела в Шемахе и Ширване.

Кстати, о Ширване Дакетт пишет более подробно: «В области Ширван, если случится ночевать в поле, как там часто бывает, около полуночи вдруг можно увидеть, как из земли вырывается пламя, где прежде ничего не было. Это странное зрелище. Говорят, что это посланная Богом молния, чтобы очищать мир. Эта страна также славится отличными лошадьми и кобылами, которые приносят большую пользу. Кобылье молоко пьют, а из него делают нечто вроде хлеба или творога. Лошади используются на войне; их уздечки, седла и стремена богато золочёные, а оружие очень дорогое».

И далее: «Торговцы здесь очень богаты, особенно в Ширване, который является главным торговым городом. Там продают сырой шёлк, привозимый из Грузии и Гилана, а иногда и из самой Персии. Много сырого шёлка есть и в большом городе Шемахе, дивном и красивом, который посещает множество иностранцев. Пшеницы здесь выращивают мало, но много риса, из которого готовят разные блюда. Также у них в изобилии инжир, изюм, миндаль, виноград, финики и прочие плоды. Вина делают мало, но то, что есть, очень хорошее, хотя держат его в тайне, так как их закон запрещает его употребление. И мужчины, и женщины часто ездят верхом. Женщины даже охотятся с луком и стрелами. Денег мало, и в основном они торгуют товаром на товар. Народ здесь сильно склонен к разбоям: путников по ночам часто грабят или даже убивают разбойники».

По материалам книги Р.Хаклюйта «Главнейшие навигации, странствования, торговые делания и открытия английского народа» (1599 г.)

Города Азербайджана XVII в. в записках голландского моряка, проданного в рабство