Гюльнара Ахундова
В результате археологических раскопок памятников Азербайджана I-III вв. в достаточно большом количестве были выявлены привозные изделия, значительную часть которых составляют украшения. Как известно, в это время на территории Азербайджана существовало государство Кавказской Албании.
Политическая обстановка, возникшая на Ближнем Востоке в связи с захватническими действиями Рима, затрагивала и Южный Кавказ, в том числе и Албанию. Рим стремился захватить Южный Кавказ и торговые пути, проходящие по этому региону, которые связывали запад с востоком.
В 69 г. до н.э. римляне совершили поход в Закавказье. Начиная с этого времени Албания, как и все Закавказье, входила в сферу влияния Рима. Таким образом, сложились благоприятные условия для возникновения и расширения экономических и культурных связей Албании с Римским миром и до начала III в. между этими странами существовали постоянные контакты.
Это подтверждается сведениями об Албании ряда римских историков этого времени и большим количеством привозных изделий римского круга в памятниках Кавказской Албании изучаемого периода.
Среди привозных украшений римского круга заметное место занимали фибулы. Количественно преобладают щитковые фибулы, покрытые разноцветной эмалью. Они были обнаружены, в Мингечауре, Шемахе, в Габале, Галатепе из грунтовых, кувшинных, срубных и раннекатакомбных погребений. Было установлено, что щитковые фибулы-броши являются продукцией галло-римского происхождения и обнаружение их сравнительно в большом количестве на Северном Кавказе показывает, что они попадали в Албанию через Северный Кавказ.
Из грунтового погребения Шемахи известна шарнирная фибула-брошь с щитком в виде орла, сидящего на ветке и с повернутой назад головой. Эта брошь отлита из бронзы и покрыта золотой фольгой. Подобные фибулы-броши относятся к искусству римских провинций и довольно в большом количестве были обнаружены в античных городах Северного Причерноморья, а также в Центральной Европе. Фибулы арбалетной формы, известные из Мингечаура, Шемахи, Габалы, Галатепе также по своему происхождению являются римскими.
Как отмечалось выше, из грунтового погребения Шемахи был выявлен очень интересный золотой перстень, шинка которого состоит из трех самостоятельных прутиков. Два крайних скручены из двух проволок, а средний имеет на поверхности насечки. К шинке припаяна жуковина, которая имеет форму сердечка. Она изготовлена из тонкой пластины и окаймлена нарезной проволокой. Вставка у этого перстня комбинированная: верхняя часть аметистовая, а нижняя — бирюзовая.
Предполагается, что этот перстень относится к римскому импорту. На это указывают и другие украшения, обнаруженные в данном погребении: арбалетная фибула, фибула- брошь с разноцветной эмалью, золотой браслет с утолщенными концами, золотые серьги с откидной застежкой в форме калачика.
Как отмечалось, фибулы-броши, покрытые эмалью являются продукцией галло-римского происхождения, фибулы арбалетной формы также происходили из Рима или же из его провинций.
В грунтовых погребениях Ялойлутепе и катакомбных погребениях Мингечаура были обнаружены серьги из червонного золота в форме калачика. Серьги такого типа характерны для античного времени. Некоторые ученые, исследовав указанный тип серег, пришла к заключению, что они попали на территорию Албании в результате торговли с Римом. Стоит также отметить, что серьги такого типа известны из каменных ящиков, относящихся к VIII в. до н.э. (западный Азербайджан).
Затем следует перерыв более чем в шесть столетий и вновь они появляются в памятниках Кавказской Албании с I в. до н.э. Позже III в. н.э. они в памятниках Албании не встречались. Таким образом, их широкое распространение падает на римский период. Но несомненно, что наряду с привозными образцами существовало и местное производство, о чем свидетельствуют их изготовление из серебра и бронзы, некоторые из которых были выявлены в в катакомбных погребениях I-III вв. в Мингячевире.
Шедевром ювелирного искусства является пара золотых серег в форме ладьи, обнаруженные в кувшинном погребении сел. Галагях Исмаиллинского района в 1930-х годах. Поверхность серег украшена мелкой зернью и десятью вставками красных камней разных размеров и форм — круглой, овальной, треугольной, четырехугольной. На верхней стороне серег припаяны два золотых колечка, расположенных друг против друга, в которые вдевалась дужка. К нижней части серег припаяна золотая трубочка с четырьмя небольшими виноградными кистями.
Технические приемы их изготовления, а именно — зернь, вставки, изготовление гнезд для камней из узких золотых пластиночек, тонкая изящная работа характерны для римских провинций, что дало основание некоторым исследователям предполагать, что они являются импортом.
Ввозимые привозные изделия служили и образцами для подражания. Местные мастера, основываясь на них, производили аналогичные украшения. Сюда можно отнести две пары золотых серег такой же формы, но более грубой и небрежной работы, которые были обнаружены в Галагях и некрополе Чармадил (Исмаиллы).
Золотые серьги, выявленные из катакомбного погребения Торпагкалы Гахского района, состояли из четырех треугольных пластинок, в которые вставлены красные камни. Серьги к низу зауживаются, образуя форму пирамиды. В верхней части серег имеются парные петли, в которые вдевалась дужка. При изготовлении этих серег применены те же технологические приемы, как и в предыдущих серьгах. Тонкая, изящная работа дают основания для отнесения их к числу римского импорта. Это предположение становится еще более вероятным, если учесть, что в данном погребении была обнаружена серебряная ваза, на дне которой изображена сцена терзания оленя грифоном, отнесенная к предметам римского импорта.
К числу привозных изделий относятся и две пары серег подковообразной формы, обнаруженные в срубных погребениях Мингячевира. Одна пара серег изготовлена из двух спаянных золотых пластинок, наверху которых имеются две пары петелек. На серьгах имеются три красных камня разных размеров и форм. Основания жуковины украшены мелкой зернью.
Вторая пара серег такой же формы имеет на поверхности две вставки овальной формы из стекла сиреневого цвета. Нижняя часть серег оформлена золотой трубочкой, к которой припаяны четыре зерни, расположенные пирамидкой, к которым, в свою очередь, припаяны две виноградные грозди, каждая из которых состоит из четырех маленьких зерень.
Таким образом, все отмеченные выше серьги, несмотря на различие форм, имеют и много общего. Поверхность этих серег украшена вставками из камней и стекла, применена техника паяния, зерни и филиграни, гнезда для камней изготовлены из узких золотых пластиночек. Все эти технические приемы были характерны для римских провинций, что дает основание для отнесения их к числу римского импорта, учитывая расширение в первые века культурно-экономических связей Албании с Римом и его провинциями.
Среди привозных изделий римского круга многочисленны и памятники глиптики, представленные резными камнями и стеклянными литиками с углубленным изображением, которые вставлялись в оправы перстней. Подавляющее большинство из них обнаружено при археологических раскопках в Мингячевире, остальная часть — в Хыныслы, Торпагкале, Габале, Гяндже.
На античных геммах римской эпохи обычно изображены боги античного пантеона — бог войны Арес, бог солнца Гелиос, царь богов Зевс, богиня судьбы Тиха, богиня любви и красоты Афродита. Боги изображены в статуарных позах со свойственными им атрибутами. Например, бог войны Арес со шлемом на голове, копьем и щитом в руках, бог солнца Гелиос с лучистым венцом на голове и плетью в руке, Зевс — видящим на троне со скипетром в руке, Тиха — с рогом изобилия.
На геммах из Албании встречаются и изображения танцующих женщин, мака, колоса, животных. На одной из гемм имеется изображение алтаря с языками пламени. Интересен литик с изображением рукопожатия, выявленный в Гяндже и Мингячевире. В римское время это изображение символизировало брачный союз.
Из катакомбного погребения Мингячевира также был выявлен и бронзовый перстень с греческими буквами. Считают, что перстни с надписями содержали добрые пожелания. Такие перстни с надписями часто встречаются среди римских памятников глиптики.
По предположению исследователя И.А. Бабаева, геммы с античными сюжетами изготовлялись и в Албании как это имело место в соседней Грузии, однако отличить их от привозных трудно. Но тем не менее есть попытки выделить местные инталии. Так, албанские мастера античного времени изготовляли перстни-печати, на которых чаще всего изображали различных животных. Но процент привозных гемм чрезвычайно велик.
Тем не менее, обнаруженные в памятниках Албании перстни-печати с различными античными сюжетами свидетельствовали о торговых и экономических связях Албании с Римом и его провинциями, а изготовление местными мастерами перстней-печатей, подобных античным, говорило о влиянии античного мира на местную культуру.
По материалам Института Археологии и Этнографии Азербайджана