Хястя Гасым: мудрый азербайджанский ашуг Тебриза

Абузар Багиров

Биография выдающегося азербайджанского ашуга — народного певца, поэта Хястя Гасыма – яркий пример терпения к жизненным невзгодам и непоколебимого служения добрым идеалам.

Хястя Гасым родился в 1702 году в селении Тикмэдаш близ Тебриза в семье знатного священнослужителя. С помощью отца он получил всестороннее образование: в совершенстве овладел арабским и персидским языками, наизусть выучил Коран, глубоко изучил восточную литературу, искусство стихосложения, философию, теологию, был сведущ в естественных науках.

Он также основательно усвоил опыт лирического и эпического стихосложения предшествующих поэтов. С молодости он начал слагать стихи в классических формах, но широкая слава пришла к нему уже после сорока лет.

В тридцатилетнем возрасте Гасым заболел неизвестной кожной болезнью, долгое изнурительное лечение не давало результатов. Но он не терял надежду и проявил незаурядное терпение, упорно искал различные способы исцеления. Видимо, терпение молодого поэта было замечено на небесах: во всяком случае, рассказывают, что во сне некий белобородый святой повелел ему ухаживать за могилами шейхов-мудрецов в гробнице шейха Сефи, что в городе Ардебиле.

Больной отправился в Ардебиль и стал безвозмездно служить в святой гробнице. На сороковой день Гасыму приснился сам имам Али, который провёл рукой по всему его телу и полностью исцелил его, а перед уходом повторил три раза: «Передаю тебе поэтический божий дар, отныне ты божий ашуг!»

Проснувшись и найдя своё тело совершенно чистым и здоровым, Гасым радостно воскликнул: «Отныне свои стихи буду слагать под именем «Хястя Гасым» (т.е. больной Гасым)!»

После этого случая он более полувека слагал многочисленные стихи почти во всех жанрах ашугской поэзии именно под этим псевдонимом. Со временем ашуг снискал небывалую известность не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами.

Вдобавок, достигнув преклонного возраста, Гасым был удостоен со стороны народа почтительного титула «Деде», означающего «старейшина», «мудрец».

Когда в 1734 году полководец шаха Тахмасиба II Сефевида Надир Афшар (1688 – 1747) утвердил свою власть в Южном Азербайджане и стал вводить жёсткие порядки, многие семьи стали покидать родные очаги и искать пристанища в других районах Сефевидской империи. После же избрания Надира шахом Персии в марте 1736 года на Муганском курултае на месте слияния рек Куры и Аракса (Сабирабад в Азербайджане) отток населения усилился.

Семья Хястя Гасыма тоже уехала из родного Тебриза и поселилась в городе Шамахы, где поэту стал покровительствовать ширванский хан Гарахан, любитель культуры и поэзии. Знаменитый ашуг, блестящий поэт, высокообразованный учёный Хястя Гасым вскоре обрёл в Ширване невиданную славу, снискал популярность и любовь как среди знати, так и простого народа.

В 1741 году войска Надир шаха достигли Дагестана, подчинив всю северную часть Азербайджана. Надир имел обыкновение брать с собой в военные походы музыкантов, ашугов и поэтов. В Дагестане после победы Надир шах устроил состязание своих ашугов с местными. Знаменитый ашуг Лезги Ахмед посрамил всех шахских ашугов, и тогда Надир вспомнил Хястя Гасыма, которого срочно доставили из Шамахы.

Ворота Тебриза. Рисунок европейского путешественника XVII века

Поединок двух мастеров носил упорный и захватывающий характер. Вначале стороны обменивались стихами-загадками, исполняли редкие ашугские мелодии, декламировали на память классиков ашугской поэзии. В конце Хястя Гасым спел экспромтом стихи-загадки, применив трудно разгадываемые омонимы – джинасы, и одержал блистательную победу.

Надир шах щедро наградил великого ашуга и велел ему вернуться в родной Тебриз: «Мудрый ашуг Тебриза должен жить в своём родном Тебризе. Вернись в родные края! Знай, отныне ты находишься под шахским покровительством!» Истосковавшись по родным местам и друзьям, Гасым воспользовался августейшим приглашением и прожил в Тебризе до самой смерти в 1785 году.

Выдающийся ашуг Хястя Гасым оставил обширное творческое наследие. Им созданы замечательные творения во всех жанрах ашугской поэзии: гошмы, гошмы-мустэзады, герайлы, мухам-месы, баяты, теджнисы в разных вариациях, автобиографичные дастаны-сказания «Хястя Гасым и Меликсима», «Хястя Гасым», «Состязание Деде Гасыма с Лезги Ахмедом», несколько ашугских мелодий, известная мелодия для саза «Теджнис» и многое другое.

Среди собирателей, издателей и исследователей творческого наследия великого ашуга необходимо упомянуть имена видных азербайджанских фольклористов-литературоведов Салмана Мумтаза (1884-1941), Ахлимана Ахундова (1903-1977), профессора Мамедгусейна Тахмасиба (1907-1982), и других.

Имя великого ашуга, поэта Хястя Гасыма вот уже не одно столетие пользуется народным признанием.

По материалам журнала IRS Наследие