О влиянии азербайджанской прессы на Иран и Юж.Азербайджан в начале XX в.

З.Мамедова

В XIX в. в Северном Азербайджане творило большое количество выдающихся деятелей культуры. Среди них можно назвать А.Бакиханова, М.Ш.Вазеха, С.А.Ширвани, М.Ф.Ахундова, которые своим творчеством и просветительской деятельностью делали вклад в воссоздание прогрессивной культуры.

Этот культурный подъем выражался в открытии новых типов школ и культурно-просветительских учреждений, в создании национальной печати и театра, во влиянии идей передовых представителей интеллигенции на сознание народа.

Иное положение существовало в Южном Азербайджане, где социально-экономические и политические процессы, развитие национального самосознания шли более медленными темпами.

Интеллигенция Ирана, в частности Южного Азербайджана, формировалась в основном за пределами страны — в Турции, Египте, России и т.д. В конце 1880-х — начале 1890-х выходит на арену общественно-политической жизни новое поколение иранской интеллигенции.

В это время деятельность представителей иранской интеллигенции характеризовалась двумя направлениями: открытие школ, прививающих современные знания, а также создание газет и журналов, пропагандирующих новые идеи. Представителями такой интеллигенции можно считать Рушдиййа, Мирзу Мелькум хана, Довлетабади, Форуги, Шейх Ахмеда Рухини, Ага хана Кермани, А.Талыбова, Зейналабдина Марагаи.

В частности, литературно-публицистическое творчество Марагаи и А.Талыбова оставило глубокий след в политической и культурной жизни Ирана и Южного Азербайджана.

Зейналабдин Марагаи был представителем либерально-буржуазной интеллигенции, мировоззрение которого формировалось под влиянием русской и азербайджанской культуры, в особенности творчества М.Ф.Ахундова. Прожив несколько лет в Ялте и на Кавказе, Марагаи познакомился с передовой русской культурой и проникся многими прогрессивными идеями.

Его произведение «Путешествие Ибрагим бека» являлось своего рода энциклопедией, описывающей жизнь Ирана того периода, Интерес к этой книге большого круга читателей, привлеченных объективным показом несправедливости, бесправия в обществе, мздоимства и других пороков» привел к запрету ее со стороны государства. Марагаи был сторонником проведения реформ в экономической, общественной и культурной жизни страны.

Еще одним представителем либерально-буржуазной интеллигенции Ирана и Южного Азербайджана можно считать А.Талыбова, известного писателя-публициста, просветителя, Считая себя учеником М.Ф.Ахундова, он во всех своих произведениях пропагандировал новые знания, критикуя при этом экономическую и культурную отсталость страны. Самым известным из этих произведений является «Книга Ахмеда».

Произведения Мирзы Мелькум хана, Зейналабдина Марагаи, Абдурахима Талыбова, Ага хана Кермани, Фарагани и других передовых представителей того времени раскрывали общественное положение Ирана, призывали народ к борьбе и изменению государственного строя. В своих произведениях они ставили в пример опыт борьбы народов, проживающих в России, за демократию и свободу. Впоследствии все это стало основой конституционного движения Ирана того периода.

Благодаря представителям интеллигенции проводились просветительские и образовательные мероприятия, способствующие прогрессивному развитию молодежи. Среди выходцев такой молодежи — учредитель газеты «Хагигат» М.Дехган. При материальной поддержке А.Талыбова, Г.З.Тагиева и М.А.Тарфййатина он получил образование в Баку. Став достойным представителем интеллигенции своего времени, М.Дехган в 1918 году присоединился к профсоюзным движениям, а в 1919 году был избран председателем профсоюзной организации. В 1920 году он впервые создал профсоюзную организацию работников типографии.

Большая роль в распространении в Иране в начале XX века демократических общественно-политических идей принадлежит прессе. Как известно, до второй половины XIX века в Иране не было газет. Во времена Насреддин шаха (1831-1896) начался процесс систематического и продолжительного выпуска газет. Число газет увеличивалось, и они стали издаваться под строгим контролем государства не только в Тегеране, но и в Тебризе, Исфагане, Ширазе.

Но контролируемые государством газеты, по сути, не критиковали застой в государственном строе и общественно-политическом положении страны, а состояли, в основном, из ежедневных новостей. Наряду с такими существовали и газеты, которые издавались за границей иранскими эмигрантами и критиковали господствующее в те времена в Иране положение.

К числу таких газет можно отнести издававшиеся с 1875 г. «Ахтар» в Стамбуле, с 1892 г. — «Хекмят» в Египте под редакцией Мирзы Мехди Тебризи, с 1890 г. — «Ганун» в Лондоне под редакцией Мирзы Мелькум хана, с 1893 — еженедельник «Хаблулметин» в Калькутте под редакцией Сеид Джалаледцина Кашани, с 1898 г. — «Сураййа», «Первериш» в Каире под редакцией Фараджуллаха Кашани и Мирзы Мухаммедали хана Кашани и т.д.

В период Иранской революции 1906-1911 годов выходила одна из самых популярных левых персидских газет «Суре Исрафил», издателем которой был один из левых депутатов меджлиса первого созыва Муазед-ус-Салтане Абулхасан-хан Пирния.

После разгрома 23 июня 1908 года Мухаммедом Али шахом меджлиса часть депутатов скрылась в здании английской дипломатической миссии в Тегеране. Муазед-ус-Салтане, эмигрировав в Западную Европу, пытался организовать издание газеты.

Так, он решил перенести издание газеты в Швейцарию, в Ивердон, где в сотрудничестве с прогрессивным литератором Мирза-Али Акбарханом Деххода и с помощью других эмигрантов готовил номера газеты, которые потом переправлялись в Париж, где они печатались под видом книги некоего доктора Джалил хана Сагафи. Несмотря на выпуск в Париже всего трех номеров, они, как и прежние, отличались остротой своих статей, направленных против шаха и врагов революции.

«Суре Исрафил» имела огромный успех в Иране и за его пределами. После взятия столицы Ирана революционными войсками и изгнания из страны Мухаммед Али шаха оба они вернулись в Тегеран.

Обложка журнала «Азербайджан», №4. Номер вышел в свет 16 марта 1907 года

Стоит обратить внимание на то, что с Муазед-ус-Салтане и с другими прогрессивными деятелями Ирана, и в частности Южного Азербайджана, был знаком и будущий основатель советского государства В.И.Ленин. Памятные встречи произошли во время написания его статей об иранской революции (газета «Пролетарий», 1908, Женева).

В своих известных статьях «Горючий материал в мировой политике» и «События на Балканах и Персии» В.И.Ленин, всячески поддерживая иранскую революцию, осуждал царизм как жандарма по отношению к народному движению в Иране, а также «явный дружественный нейтралитет» к шахской реакции.

Иранская эмиграция в лице представителей интеллигенции, буржуазии и духовенства участвовала в создании и издании оппозиционной прессы. Так, передовые газеты и журналы разными, путями поступали в Иран, в частности Южный Азербайджан, вызывали понимание и завоевали доверие народа.

Haдо отметить, что передовые газеты того времени объективно освещали общественно-политическое положение Ирана (в частности Южного Азербайджана), и тем самым влияли на умы различных слоев населения. Периодика повлияла на формирование мировоззрения читателей, развитие культурно-просветительских и других общественных сфер.

Большая заслуга в этом принадлежала опять же интеллигенции Северного Азербайджана. Яркие представители революционно-демократического течения азербайджанской литературы, прежде всего Мирза Алекбер Сабир, своими произведениями оказали большое влияние на формирование и развитие передовой и демократической мысли в иранском обществе.

Свою роль в этом сыграл и журнал Джалила Мамедкулизаде «Молла Насреддин». Как известно, издание журнала совпало с конституционной революцией в Иране, которая началась в 1905 году под влиянием русской революции.

Журнал широко освещал события, происходившие в Иране, в том числе конституционную революцию 1905-1911 годов под руководством национального полководца Саттар хана, положение иранских рабочих в разных частях Южного Кавказа до и после революций, реакционый режим 1913-1917 годов и его последствия, способствовал пробуждению сознания и передовой мысли общественности.

Злободневные проблемы населения Ирана освещались уже с первых номеров журнала, выход которых совпал с началом конституционной революции в Иране, охватившей большинство областей страны, особенно Южный Азербайджан.

Не ограничиваясь отражением политических событий, происходивших в Иране, «Молла Насреддин» критиковал как иранских чиновников, обкрадывавших возвращавшихся обратно на родину с заработков рабочих, так и пассивность самих рабочих.

Журнал «Молла Насреддин» призывал своих читателей брать пример с России, где протекали бурные общественно-политические процессы, направленные на улучшение положения трудящихся и искоренение социальной несправедливости (по крайней мере декларативно).

Вовлечение иранских рабочих, проживавших в Северном Азербайджане, в революционную борьбу народов Кавказа в начале XX века имело большое значение. Набрав опыт политической борьбы, иранские рабочие после возвращения на родину присоединялись к революционному движению и вели борьбу за свободу и независимость.

Таким образом, являясь детищем революции 1905-1907 годов, журнал «Молла Насреддин» не только широко освещал историческое значение этой революции, но и стремился всесторонне распространять ее идеи в странах Востока, в частности Иране и Южном Азербайджане.

В силу сложившихся политических условий в 1921 году журнал «Молла Насреддин» начал издаваться в Тебризе. Идея издания журнала в Тебризе исходила от брата Джалила Мамедкулизаде Мирзы Алекпера Мамедкулизаде, который являлся одним из руководителей национально-освободительного движения в Иране в 1905-1911 годы и был сподвижником Саттар хана. В восьми номерах, изданных в Тебризе, журнал разоблачал тяжелое, невыносимое положение иранского народа.

Таким образом, иранская тематика была одной из приоритетных у редакции журнала «Молла Насреддин». Они уделяли ей достаточно много места и внимания в течение всего периода своего издания, включая и советский период. Журнал был в числе тех периодических изданий, которые оказали положительное влияние на национально-освободительное движение в Иране.

Журнал подчеркивал рост сознания среди этой прослойки населения, представленной в основном выходцами из Южного Азербайджана, под влиянием социально-политических процессов, происходящих на Южном Кавказе.

Свобода азербайджанского народа, его духовное единство являлись мечтой и идеалом Джалила Мамедкулизаде, других азербайджанских просветителей, что они и пытались отразить во всех своих произведениях, в том числе на страницах журнала.

Тут же не лишним будет упомянуть и сатирический журнал «Азербайджан», который стал выходить в Тебризе в 1906 г. Новый журнал значительно отличался от других печатных изданий Южного Азербайджана.

Показательно, что в литературе журнал «Азербайджан» нередко называют южно-азербайджанским «Молла Насреддином», с которым это издание было аналогично содержанием и формой. В начале первого номера журнала «Азербайджан» была даже помещена эмблема «Моллы Насреддина» – изображение старика Моллы Насреддина, популярного героя восточной притчи, перед которым стоит в позе ученика, слушающего учителя, Гаджи Баба, еще один популярный фольклорный персонаж, выбранный в качестве эмблемы журнала «Азербайджан».

Журнал «Азербайджан» в сатирическом контексте освещал жизнь Ирана и Южного Азербайджана, чутко откликаясь на желания и настроения читателей. «Азербайджан» стремился распространять среди народных масс идеи просвещения, критиковал отсутствие в Иране школ и учебников на азербайджанском языке, гонения реакционного духовенства на просветителей, а также стагнацию в области науки, образования, искусства.

Будучи достойным представителем демократической печати своего времени, журнал «Азербайджан» как последователь «Молла Насреддина» беспощадно бичевал темноту и невежество, боролся за общественный прогресс и повышение сознания, просвещение народа, за включение страны к передовую цивилизацию.

В 1906-1911 годах в иранском Азербайджане издавалось множество газет и журналов, которые освещали различные аспекты и периоды национально-освободительного движения. Эти печатные органы выражали солидарность с революционными силами в России.

Характерной чертой этих газет и журналов было широкое использование опыта, и даже усвоение стиля демократических печатных органов Северного Азербайджана. Тебризский журнал «Азербайджан» издавался недолго, но он сыграл непреходящую роль в распространении идей демократии в Южном Азербайджане, да и во всем Иране.

По книге автора «Проблема южных азербайджанцев в советском Азербайджане в 20х-30х гг. XX века»