От седла до подков: снаряжение для лошадей в Азербайджане конца XIX — нач. XX вв. (ФОТО)

Т.Керимов

В связи с горно-равнинным рельефом и хозяйственными занятиями населения, на территории Азербайджана в XIX в. выочно-верховой транспорт имел большое значение. Даже в равнинных местностях, где сподручнее был колесный транспорт, в непогоду, когда дороги приходили в непригодность, для передвижения и перевозки грузов прибегали к этому виду транспорта.

В качестве вьючного и верхового транспорта в Закавказье, в том числе и в Азербайджане, использовали обычно лошадь, осла, мула, в некоторой степени верблюда. Иногда, в некоторых местах для перевозки тяжестей использовался также рогатый скот (волы, буйволы), в Ленкоранском уезде — зебу.

В быту азербайджанцев сохранялся богатый опыт по использованию вьючных животных и уходу за ними. В XIX в. лошадь широко использовалась по всей территории Азербайджана как верховое и вьючное животное. Верховой конь являлся у азербайджанцев одним из традиционных транспортных средств. Верхом ездили взрослые и дети.

Для управления лошадью пользовались недоуздком и уздой. Недоуздок состоял из оголовья, соединенного концами в кольцо намордника, и длинного повода. Последний делали из веревки, иногда из ремня. Узда, в отличие от недоуздка, имела удила, изготовлялась из ремня (в два слоя) и отделывалась более тщательно кистями; металлическими бляшками.

Еще с древних времен и до середины XX века на территории Азербайджана использовали удила различной формы. В целом уздечки и недоуздки в Азербайджане были однотипными. Локальных различий в их устройстве, по крайней мере с конца XIX в., не было. Наблюдались различия в материале и богатстве оформления, обусловленные в какой-то мере хозяйственным укладом в отдельных районах, а также социальным положением хозяина. Также еще были сильны традиции скотоводства, уздечные наборы изготовляли преимущественно из ремня. В состоятельных семьях предпочитали ремень тесемный, в два слоя или плетенный из тонких полосок. Как и другие части сбруи, уздечку украшали серебряными накладками, кистями, нашивками из яркой ткани, а поводки — шелковыми лентами.

Важной частью снаряжения вьючного и верхового коня был седельный набор. Этнографические исследования показывают, что, в Азербайджане существовали два вида седел: вьючное седло и верховое седло.

Вьючное седло в народе известно под названием «палан» или «навар». Палан состоял из нескольких слоев (2-3) войлока. Он крепился на спине «орканом». Оркан состоял из крепкой плетеной веревки, на одном конце которой привязывали деревянный крюк — «doganaq» (доганаг). Конец «оркана» проходил по верху седла, под животом лошади и, пройдя через «доганаг», завязывался.

Существовала и более совершенная форма седла — «qom». Такое седло было различным по размерам в зависимости от величины животных. Чаще всего оно представляло собой особым образом набитый соломой мешок.

Седла изготовляли специальные мастера — «паландузы», ремесло которых называлось «паландузлуг». Полевые этнографические материалы, собранные в различных районах, показывают, что это ремесло было широко распространено на всей территории Азербайджана.

В отличив от палана, верховые седла имели более сложную структуру. Седло верхового коня состояло из деревянного каркаса-остова, покрытого обычно кожей, потника с чепраком, подпруги, стремян, нагрудных ремней, подхвостника и потфеи.

Местное азербайджанское седло
Виды остовов седел

В исследуемый период в Азербайджане были широко распространены местные верховые седла (muselman yeheri — букв. «мусульманское седло»), русское (казачье) седло, английское, черкесское и ханское (или ардебильское) седла.

Местные верховые седла использовались до начала XX в. Они имели более тяжелый каркас, и вид сравнительно круглой и толстой подушки. Русские седла, которые в народе называли «urusu» или «kazaci», появились в Азербайджане после присоединения его к России, а английское седло — в конце XIX в.

Каркасы русских и английских седел были более тонкими и легкими, а луки их были сделаны из железа. Кроме того, в Азербайджане использовались черкесские седла, привозимые с Северного Кавказа. Эти седла были сходны с местными.

Спрос на седла частично удовлетворялся привозным товаром. Зажиточные слои могли приобретать привозные седла с богатым убранством. Большая часть населения использовала седла местного — домашнего и кустарного производства.

По сравнению с другими местные мусульманские седла имели сложную структуру. На их изготовление требовалось больше материала и времени. Некоторые виды таких местных седел, например, седло «шахсеван», изготовляемое в городе Шуше, высоко ценилось местными жителями и предпочиталось русским и английским седлам.

Полевые этнографические материалы западной части Азербайджана и Нахчывана свидетельствуют о существовании для женщин специальных седел. Отличительной чертой женских седел было то, что задняя часть их была более широкой и без луки, передняя же — узкой и с лукой. Такие седла давали возможность держать в руке груз (ребенка или какие-либо вещи).

Деревянную часть седел — каркас («галтаг») — изготавливали специальные мастера — «галтагчы». «Галтаг» изготавливали главным образом из ивы, соке или гарагача. Но из-за большей прочности ивовой древесины мастера отдавали ей предпочтение. Мастера, занимавшиеся изготовлением всех принадлежностей седла, в народе назывались седельниками.

Полевые, архивные, музейные и литературные материалы свидетельствуют, что в XIX в. седельное дело у азербайджанцев было довольно развито. В 1840-х годах в городах Азербайджана (Баку, Гянджа, Шеки, Шемаха) работали 93 седельника. В связи с потребностью в седлах, ремесло седельников развивалось не только в городах, но и в селах.

Результаты изучения устройства местных мусульманских седел, их типологии свидетельствовали, с одной стороны, об их глубокой традиционности, с другой — обнаружили их близкое родство с седлами народов, с которыми азербайджанцы имели контакты. Прежде всего, азербайджанские седла обнаружили сходство с грузинскими, персидскими седлами.

Различались седла больше по форме луки и деталям отделки. Особенно сильно варьировала передняя лука, которая делалась более высокой, устанавливалась круто, почти вертикально, в то время как задняя лука обычно была наклонной. Для изготовления луки седла применяли дерево. Обе луки седла, особенно передняя, закреплялись металлическими накладками, орнаментированными серебряной насечкой или гравировкой. Металлическими пластинками с узорной насечкой отделывались и другие ременные детали седельного набора. Роль луки заключалась в том, чтобы удерживать всадника от скольжения вперед или назад на седле.

Азербайджанские седла были сложной конструкции, иногда они состояли из 18-20 деталей.

Для оседлания лошади на спину ей стелили сначала потник, на него клали войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом. Седло (каркас) — устанавливалось на чепрак. На каркас же клали специальные седельные подушки.

Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась подпругами, нагрудником и подхвостником. Нагрудник удерживал седла при подъемах, а подхвостник — при спусках. Обе стороны подхвостника соединялись специальным ремнем («гушгун устю»). Главная задача «гушгун устю» состояла в том, чтобы не допустить спадания подхвостника. В противном случае подхвостник спадал на ноги лошади и мешал передвижению. С двух сторон седла подвешивали стремена за ремни, проходящие через каркас.

На декоративное оформление снаряжения верхового коня обращалось особое внимание. Богатые люди на седла стелили специальные коврики.

Стремена изготавливались у азербайджанцев, как и у других народов, преимущественно из металла. Из полевых материалов известно, что использовались также стремена, изготовленные из некоторых твердых пород древесины. Но такие деревянные стремена не были характерны для всех зон Азербайджана.

Металлические стремена преимущественно были железные, встречались также латунные.

Стремена

По технике изготовления они подразделялись на кованые и литые. В ходе хозяйственно-культурного обмена между народами возникло большое разнообразие стремян, различающихся по форме корпуса и подножки, устройству ушка или отверстия для путалица, по способам декоративной отделки. Металлические части седла, в том числе стремена, как правило, изготовлялись по заказу мастерами кузнецами.

Большое значение для транспортной лошади имела подковка, так как подкованная лошадь была более выносливой при переноске груза. Подкова предохраняла ноги лошади на каменистых дорогах. В Азербайджане использовались подковы различных форм. Самыми распространенными были плоские подковы («уash nal»), изготовленные местными кузнецами, и подковы с шипами, называемые «rus nali» (русская подкова).

Плоские подковы были толщиной 3-4 мм и имели круглую форму. Для прикрепления подковы к копыту лошади по краю подковы делали отверстия для гвоздей. Иногда в середине подковы делали отверстие, чтобы не гноилась нога лошади.

Виды подков

Часто кузнецы изготавливали плоские подковы в виде полуфабриката и передавали подковщикам, которые и подгоняли их под копыта лошади. Плоские подковы подбивали гвоздями с большими шляпками. Эти гвозди также предохраняли от скольжения.

«Русские подковы», толщиной около 4-6 мм, были в форме полумесяца и покрывали не все копыто, а только часть. На концах они имели два выступа, главной задачей которых было предохранение ног лошади от скольжения. Эти подковы, привезенные из России, были наиболее пригодными для упряжных лошадей.

Подковка лошадей производилась подковщиками-налбендами. Мастерские налбендов имелись в крупных и небольших населенных пунктах. Литературные данные свидетельствуют, что в ряде городов Азербайджана в середине XIX в. было значительное число мастерских налбендов.

Весь инструмент подковщика состоял ив наковальни, плоскогубцев, ножниц для резания железа, зубила, долота и молотка. Подковки лошадей велась двумя способами: путем подтягивания веревкой ноги лошади кверху и с помощью чармыха. При подковке нужны были два человека — один с помощью веревки поднимал ногу лошади к себе на колени и, повернувшись к ней спиной, подтягивал веревку так, чтобы лошадь не могла двигать ногой. Затем налбенд осторожно очищал копыто лошади. Гвозди, вбиваемые для прикрепления подковы, входили в копыто лошади. Затем конец гвоздя сгибался плоскогубцами и укреплялся. После укрепления подковы лишние части стачивались напильником и ей придавалась нужная форма. Задние ноги лошади подковывались таким же образом.

Из-за трудности подковки задних ног буйных лошадей подковывали с помощью чармыха, для чего изготавливали специальное приспособление. Это приспособление представляло собой 4 жерди длиной около 3-х метров, вертикально вбитых в землю; они скреплялись между собой с трех сторон горизонтальными жердями («голлар)». После того как лошадь проводили в чармых, ее на ремнях слегка приподнимали, затем подковывали указанным способом.

Чармых

По материалам книги автора

От ширванских до карабахских: лошади в транспорте Азербайджана конца XIX — начала XX вв.