Ширинбей Алиев
Ингилойцы — одна из древнейших этнических групп Азербайджана. История и, особенно, корни и происхождение самого древнего автохтонного населения долины Восточной Алазани — ингилойцев — на протяжении длительного времени находились под влиянием противоречащих науке домыслов. В научной практике трудно представить себе второй такой этнос со столь искаженным историческим прошлым.
Согласно выдвинутой в середине XIX века А. Ф. Посербским безо всяких серьезных научных исследований концепции о происхождении этого этноса и развиваемой в дальнейшем в качестве «непреложной истины», ингилойцы не являются независимым этносом, будучи этнически грузинами, принявшими ислам. Таким образом, ингилойцы рассматривались как принявшая мусульманство конфессиональная группа населения, некогда бывшая грузинами.
Уже позднее в Азербайджане, в результате проведенных всесторонних исследований была доказана полная научная несостоятельность, бездоказательность и отсутствие исторических фактов в поддержку бытующей свыше века «концепции» о происхождении ингилойцев.
Ранние сведения об этом этносе, взаимосвязанные между собой, можно почерпнуть у древнегреческих авторов, упоминавших — гелов, хелов — (Страбон, Плутарх), раннесредневековых армянских источниках- хел (хер) — (Армянская география VII века), средневековых арабских авторов — филан (чилан) — (Балазури, Ибн Хордадбех, Ибн аль-Фагих), грузинских источниках — хер (херни) — («Картлис Цховреба»).
На основе этим источников можно проследить этнополитическую историю племен гелов (хелов) с древности до середины XV века. После этого периода первоначальную этническую идентичность сохранила лишь часть гелов — Инисельские (Енисельские) гелы, история который представлена в источниках, освещающих XVI-XVII века. После XVIII века в русскоязычных источниках население Иниселя стало представляться как «ингелои» (енгилои). Таким образом, этноним «ингилойцы» был образован путем объединения корня «гилгилой»! (гелгелой) и приставки «ин» (ен) — показателя географического пространства (Инисель, Енисель).
В результате проведенных исследований было доказана связь входящей в корень этнонима «ингилои» составной части «гелой» («гилой») с этнонимом «гел». Из сравнительного анализа древнегреческих, средневековых армянских, арабских и грузинских и других источников, приводящих сведения о гелах — древнейшем этносе Кавказской Албании — выяснилось, что ингилойцы ведут свое происхождение от этого племени, заселявшего в древности северо-запад Кавказской Албании, Алазанскую долину, а также южные предгорья Кавказских гор и верховье реки Самур.
На основе сведений исторических источников, особенно средневековых грузинских, были восстановлены и определены этно-исторические территории гелов (хелов). В раннем средневековье этническую территорию гелов составляли: часть правобережья реки Алазань с включением Телави (Шигнит Кахетии), расположенная на левобережье этой реки Гагма-мхари (Кварели-Лагодехи), территории Иниселя (Балакян-Гах), а также горный махал Голода.
Этнические территории древних гелов, расположенные в пределах Кавказской Албании, примерно с IV в. до н. э. по VIII в. н. э. время от времени попадали под подчинение или же влияние различных империй. Еще в VI веке Сасанидские шахи Ирана с целью охраны горных проходов Кавказа на этнических территориях гелов в составе Албании создали Филаншахство, наделенное широкой внутренней автономией.
Шахи племен гелов в качестве династии Филаншахов сохраняли полунезависимую государственность и во времена халифата. В конце IX века Филаншахство (то есть гелы), появившееся как законный наследник Албании и сохраняющее за собой титул «албанских царей», вошло в состав Шекинского ханства. В результате гелы стали одним из основных этносов Шекинского царства, существовавшего в 886-1104 гг.
После политического объединения в 1104 г. Кахетинского княжества с Шекинским царством, ускорился процесс консолидации этносов Северо-западной Албании и Западной Грузии. После политического объединения существованию феодального образования, называемому Шеки и Гюрзан, а по грузинским источникам — Херети-кахетинскому царству был положен конец со стороны царя Абхазии-Грузии — Давида Строителя в 1104 — 1117 гг.
Таким образом, начиная с XII века гелы вошли в состав централизованного грузинского государства. После монгольского нашествия гелы, состоящие под властью различных государств, одновременно номинально находились под властью грузинского царства. В первой половине XIV века после значительного укрепления тюркско-мусульманского влияния Шеки (на западе до реки Кюрмюк) вновь вышло из состава Грузии и превратилось в самостоятельную государственность, в результате малая группа гелов (села Гаха) осталась в составе Шеки.
В середине XV века, после расчленения Грузии, на землях Восточной Грузии было создано Кахетинское царство. Последние сведения по источникам о племенах гелов относятся именно к этому периоду, ко второй половине XV века.
К концу XV века определенная часть гелов (жители Шигнит Кахетии, Гагма мхари) была полностью ассимилирована грузинами. Жители же Иниселя (Ениселя) были ассимилированы не полностью, что отразилось в смене только языка. Начиная с этого периода гелы Иниселя (Ениселя) в начальных источниках представлялись как инисельская группа или же население Иниселя.
С конца XVI — начала XVII вв. инисельские гелы перешли под власть Илисуйского султанатства и Джар-Белоканских вольных джааматов, захвативших земли Восточной Алазани.
Эти образования, старавшиеся взять под свое влияние села Гаха, принадлежавшие Шеки, смогли укрепиться на этих территориях только в начале XVIII века. С конца XVIII — начала XIX вв. в военных рапортах русских генералов, участвующих в завоевании земель Восточной Алазани, население Иниселя представлялось самоназванием этноса, т. е. — ингилойцами. Начиная с 30-х годов XIX века, в том числе в 1844 году, после упразднения Илисуйского султанатства, ингилойцы подпали под управление Российской империи (в составе Закатальского округа). Наконец, решением Национального Совета 26 июня 1918 года Закатальский округ вошел как регион в состав Азербайджана.
Во времена халифата в среде гелов в определенной степени распространился ислам, в основном в среде купечества. Очередная волна исламизации во времена нашествия в Азербайджан Сельджуков в XI настигла и гелов. Именно в этот период местное дальное сословие официально приняло ислам. Уже к началу XIII в горном махале Голода ислам превратился в господствующую религию.
В начале XVII века после нашествия в регион сефевидского правителя Шаха Аббаса I, под влиянием появившихся с севера в основном за счет миграции суннитов — аваров и цахуров — гелы Иниселя (ингилойцы) приняли ислам.
В первой половине XIX века попытки правящих кругов России и экзарха Грузии христианизировать ингилойцев были безуспешными. Только во второй повине XIX века за счет различных средств (обещания денег, золота, орденов, освобождение от налогов) часть ингилойцев, проживавших в бывшем Илисуйском султанате, формально приняла христианство.
Наряду с христианизацией проводился и процесс грузинизации ингилойцев (смена имен и фамилий). Однако большинство ингилойцев осталось приверженцами ислама и поднялось на борьбу за свою веру. Вооруженное выступление ингилойцев во время Алиабадского восстания заставило Россию отказаться от политики принудительной мнизации и свернуть ее на полпути. В результате этой политики ингилойцы оказались разделенными на две конфессии.
По материалам журнала «Азербайджан и азербайджанцы в мире»