Как Салех Казиев ушел с должности ради археологии… и нашел древние сокровища

Одним из азербайджанских ученых, чья жизнь и научная деятельность были неразрывно связаны с изучением отечественной истории, археологии, формированием отдельных направлений в науке, является Салех Казиев, который внес большой вклад в формирование и развитие археологической науки в республике.

Его труды являются основой, давшей толчок к изучению отдельных периодов материальной и духовной культуры азербайджанского народа.

Именно под руководством С.Казиева в 1930-1950-е годы на территории Азербайджана проводились широко-масштабные археологические исследования в Мингячевире, Керимли (Огузский район), Габале, обогатившие знания о древней истории народа и уточнившие сведения древних и средневековых авторов об Азербайджане.

Казиев является одним из первых археологов Азербайджана, внесших значительный вклад в развитие археологической науки республики. С его именем связаны постановка и решение ряда проблем по истории материальной культуры Азербайджана, подготовка национальных кадров-археологов, организация музейного дела и полевых изыскательных работ в республике.

Казиев родился в 1893 году в селении Хачмаз Огузского района Азербайджана. Обстановка, в которой прошли детские и юношеские годы Казиева, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения и характера. Начальное образование он получил в молла-хане и национальной школе «Ревзатул-Маариф». Знания, полученные им, не удовлетворяли пытливый ум юноши, однако позволяли начать самостоятельную трудовую жизнь.

В 1916 году Казиев начал педагогическую деятельность как сельский учитель, а затем перешел на должность заведующего школой в селении Хачмаз Нухинского уезда (позднее — Шекинский район). Здесь он проработал до 1925 г. За успешную педагогическую деятельность Казиев был избран делегатом 4-го Нухинского уездного съезда советов с правом решающего голоса, он также являлся делегатом Азербайджанского съезда учителей от Нухинского уезда (г. Шеки). В 1925 г. Казиев переехал в Нуху (Шеки), где до 1927 г. работал на должности заместителя директора Педагогического техникума.

В 1927-1928 гг. Казиев был назначен на должность заведующего Уездного Отдела народного образования. Уже в то время, Казиева привлекало прошлое и тайны, которые хранила земля. Он использовал малейшую возможность для поездок к памятникам старины.

Археологическая деятельность Казиева началась с 1926 г., с изучения материальной культуры Кавказской Албании. Именно в это время Казиев собирая археологический материал во время полевых экскурсий, совместно с учеником Нухинского Педагогического Техникума впервые обнаружил предметы, которые положили начало дальнейшему изучению археологической культуры названной по месту находок Ялойлу-Тепинской, распространенной на территории Кавказской Албании в последней четверти I тыс. до н.э. и первых веках н.э..

Карта распространения кувшинных погребений в АзССР. Составлена С.Казиевым и Т.Голубкиной

Причиной данного открытия стали сведения, полученные Казиевым от крестьян, утверждавших, что в данной местности имелись могилы, в которых вместе со скелетами находили своеобразную и разнотипную глиняную посуду. Казиев произвел раскопки одной могилы, в которой оказались 32 глиняных сосуда, две пары бронзовых серег, одно бронзовое кольцо и в большом количестве стеклянные и пастовые бусы. Первый самостоятельный археологический опыт показал, что его знания недостаточны для того, чтобы ответить на все возникающие вопросы. Это вынудило его решиться на важный шаг: отказаться от занимаемых должностей и сесть за студенческую скамью.

В 1928 г. Казиев переехал жить в Баку и поступил в Педагогический Институт имени В.И.Ленина (позднее — АГПУ) на исторический факультет, который окончил в 1932 г. Наряду с учебой в институте Казиев работал преподавателем истории в школах №13 и №18 Баку. После окончания института он по распределению выехал в г. Агдаш, где в 1932-1933 гг. занимал должность заведующего Районного Отдела народного образования и преподавал в техникуме. В 1933-1934 гг. Казиев являлся заведующим массовым сектором Бакинского Отдела народного образования.

И все же Казиев нашел в себе силы отказаться от должности ради науки.

Важнейшее значение для формирования Казиева как ученого имела его долголетняя работа в Музее Истории Азербайджана, охватывающая период с 1934 г. по 1952 г. Являясь младшим научным сотрудником музея (1934-1941 гг.) Казиев в 1935 г. поступил в аспирантуру Азербайджанского филиала Академии Наук СССР.

В профессиональную работу по археологии Казиев включился сразу же с начала работы в Музее Истории Азербайджана. За время с 1935 г. по 1941 г. с его участием было проведено свыше 70 экспедиций и поездок, охвативших почти всю территорию Азербайджана.

В 1938 г. С.М.Казиев принял участие в археологических исследованиях и раскопках курганов в Ханкенди. Казиев провел обследование двух курганов в селении Нижний Оратаг. Один курган в результате строительных работ был разобран, а погребения, которых оказалось три, были уже разрушены. Другой курган имел каменную насыпь из речных валунов, более мелких сверху и крупных — внизу. На глубине 2,50 м., были обнаружены фрагменты черепа человека, зубы и очень много золы и угля. Скелет находился в сидячем положении с лицом, обращенным на восток и к центру кургана. Над черепом Казиев обнаружил наконечник стрелы из обсидиана и кусок дерева.

На севере от погребения на расстоянии 0,75 м. был обнаружен выложенный камнями круглый очаг с остатками золы, угля. Казиев к югу от первого погребение обнаружил второй череп. В насыпи, как отмечал он, попадались обломки черноглинянных сосудов, кости животных, угли, один наконечник стрелы из обсидиана и разрушенное впускное грунтовое погребение, в котором были обнаружены человеческие кости, разбитый черногли-нянный сосуд, бронзовое кольцо, кремневый скребок, кремневые орудия и осколки кремня и обсидиана.

В 1939 г. Казиев провел археологическое и этнографическое исследование в Агдашском районе. Во время обследований им были собраны сведения о крепостях, находящихся в Агдаше. Казиев провел обледование Сурхай-калы, находившейся среди скалистых гор. Недалеко от крепости были обнаружены фрагменты глиняных сосудов относящихся, по мнению Казиева к XII-XV вв.

В 1939-1940 гг. Казиев участвовал в экспедиции в Гянджу, которая была организована совместно с Интитутом Истории, Археологии и Этнографии Азербайджанского Филиала Академии Наук с целью изучения истории города и его материальной культуры. Казиев прекрасно понимал, что мало пополнять фонды музея историческими предметами; нужно суметь на основе этих предметов пропагандировать историю народа. В период, когда малейшее проявление уважения к национальным корням могло рассматриваться как национализм, в период, когда были запрещены эпос «Китаби Деде Горкут», книги М.Кязембека, А.Бакиханова; в период, когда шла пропаганда против национальных музыкальных инструментов; в период, когда в репрессиях гибли лучшие представители интеллигенции, Казиев пытался возродить интерес к далекому прошлому азербайджанцев.

В целях широкого показа подлинных экспонатов, отнсящихся к эпохе Низами, на первом этаже здания бывшего дворца Ширваншахов предусматривалось создание выставки материалов по истории Азербайджана Х-ХIII вв. Одновременно, Казиев руководил в 1940 г. организацией выставки с созданием двух картин, иллюстрирующих важнейшие исторические события ХI-ХIII вв. и трех макетов по наиболее ценным старинным архитектурным сооружениям Азербайджана.

В эти же годы Казиев был занят изучением древних памятников Габалы, которые привлекали его пристальное внимание. Наряду с археологическими раскопками он занимался и этнографическими исследованиями, изучая пережитки древних верований, обычаев, связанных с браком, рождением и воспитанием детей. Не случайным был и выбор темы диссертации Казиева «Древности Габалинского магала», которую он защитил в 1941 г. и получил ученую степень кандидата исторических наук. В диссертационной работе, на основе имеющихся в распоряжении материалов, Казиев представил развернутый анализ памятников исследованного края, среди которых видное место занимало городище Габала — столица Кавказской Албании.

Находка из гянджинской экспедиции С.Казиева. 1939-1940 гг.
Находка из гянджинской экспедиции С.Казиева. 1939-1940 гг.

В 1937 — 1941 гг. Казиев являлся старшим консультантом Отдела исламской религии при Азербайджанском Филиале Академии Наук, с 1941 по 1946 гг. он работал старшим научным сотрудником Музея Истории Азербайджана.

Научная деятльность Казиева совершенстовалась под влиянием таких ученых как Н.Я.Марр, И.И.Мещанинов, П.К.Жузе, Г.Г.Писаревский, С.С.Сумбат-заде, З.И. Ямпольский, Е.А.Пахомов, Д.М.Шарифов, И.М.Джафарзаде. Большинство из них участвовало в археологических исследованиях и экпедициях Музея Истории Азербайджана вместе с Казиевым. Таким образом, в общении с этими крупнейшими представителями исторической науки, сложились основные черты научного мышления самого Казиева.

Казиев принимал самое активное участие в изучении материальной культуры Азербайджана. В 1943 г. он занимался изучением памятников эпохи бронзы в Азербайджане, составил библиографии по раскопкам памятников отдельных археологических культур Азербайджана. Одновременно, Казиев продолжал изучение археологических памятников в Габале и Огузе, с целью выявления территории распространения Ялойлутепинской культуры и создания выставки.

В 1943 г. Казиев стал преподавателем археологии в Азербайджанском Государственном Университете (позднее — БГУ), где проработал до 1958 г., в то же время он руководил археологическими экспедициями, причем в ходе этих работ успешно проводил подготовку кадров молодых специалистов — археологов.

Проявившему большие успехи в области археологических исследований, Казиеву было поручено руководство Музеем Истории Азербайджана, директором которого он проработал в 1947 — 1952 гг.

Казиев на протяжении всего периода руководства музеем, стремился превратить его в центр изучения истории и материальной культуры азербайджанцев. Он живо интересовался работами Музея, оказывая самую широкую помощь не только научным сотрудникам музея, но и другим научно-исследовательским учреждениям республики.

В середине 1950-х годов начинается новый этап научной деятельности Казиева.

В 1952 г. он был переведен из Музея Истории Азербайджана в Институт Истории и Философии Академии Наук Азербайджана в качестве руководителя Отдела археологии. На этой должности он находился до 1954 г. В январе 1955 г. был организован Отдел этнографии и Казиев стал руководителем данного отдела. Под его руководством Отдел этнографии занимался разработкой тем «Азербайджанцы», «Народный способ шелководства» и «Археологические памятники Мингечаура». С 1956 г. по 1971 г. Казиев являлся старшим научным сотрудником Института Истории АН Азербайджана.

В 1968 г. АН Азербайджана широко отмечала 75-летие со дня рождения С.Казиева. До конца своих дней ученый трудился на благо науки в должности старшего научного сотрудника Института Истории Академии Наук Азербайджана. Жизнь ученого оборвалась 3 февраля 1971 г., но даже в этом году несмотря’ на продолжительную болезнь он продолжал работу над монографией «Габала», которая, к сожалению, не была завершена.

Принимая во внимание выдающуюся плодотворную научную деятельность и огромные заслуги Казиева в деле становления археологической науки правительство наградило его в 1942 г. Почетной грамотой за выполнение государственного задания, в 1945 г. медалью «За Оборону Кавказа», медалью «За трудовое отличие», медалью «За доблестный труд в годы войны», в 1952 г. орденом «Знак почета», в 1969 г. грамотой «За заслуги в области исследования истории материальной культуры Азербайджана, подготовки кадров археологов и с 75-летием со дня рождения».

В 1983 г. научная общественность Габалы проводила юбилейные торжества, посвященные 90-летию со дня рождения Казиева. В 1994 г. АН Азербайджана провела научную сессию, посвященную 100-летию со дня рождения Казиева.

По материалам книги Э.Джафаровой