Что писали старейшему жителю Азербайджана из Индии, Китая, Англии (1950-е гг.)

Задолго до того, как азербайджанский долгожитель Махмуд Эйвазов (1808-1960) летом 1955 г. впервые спустился с высот Талыша и приехал в Москву, на всесоюзную выставку, его имя уже пользовалось известностью по всей стране.

Летом 1949 года Телеграфное Агентство Советского Союза сообщило о жителе высокогорного села Пирассура Лерикского района Азербайджанской ССР Махмуде Эйвазове и его семье. Жизнь старого горца заинтересовала многих в стране. На Махмуда Эйвазова была заведена специальная карточка в Харьковском научно-исследовательском институте биологии. Газеты «Правда», «Комсомольская правда», а также газеты Азербайджана рассказали своим читателям об азербайджанском долгожителе.

После пребывания в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке известность М.Эйвазова стала всенародной.

Но еще с начала 1950-х годов в адрес Махмуда Эйвазова поступали сотни писем со всех концов земного шара. О старейшем жителе страны было написано много очерков, статей, корреспонденции. Советские ученые — медики и физиологи в своих трудах по проблемам долголетия ссылались на жизнь Махмуда Эйвазова. Первым в Азербайджане изучил «секрет» долголетия Махмуда Эйвазова профессор А.Караев.

Популярность Эйвазова особенно возросла после его поездки в Москву. Тысячи людей могли своими глазами увидеть человека, прожившего столько лет. Не только медики, которые после тщательного освидетельствования Эйвазова не нашли никаких «отклонений», но и все, кто с ним встречался, должны были признать, что перед ними еще крепкий, бодрый, жизнерадостный человек, глядя на которого трудно поверить, что это самый старый житель страны.

В газетах и журналах страны и за ее рубежами появились фотоснимки с различными эпизодами из жизни Эйвазова и членов его семьи. История одного из снимков, который был помещен во многих журналах и газетах, такова. Готовясь в обратный путь из Пирассуры, кинооператор неожиданно увидел героя своего репортажа на коне. Да, старик, за плечами которого было почти полтора века, по-молодецки сидел на коне. Но пока оператор извлекал кинокамеру из футляра, этого изумительный кадр уже пропал. Всадник без посторонней помощи спешился и уселся на ковре, разостланном на веранде своего дома. Попросить повторить «кадр» было уже неудобно, да и солнце закатывалось за горы.

Но «кадр» повторился через несколько дней и его уже не упустил другой гость в высокогорном селе — фоторепортер. На страницах многих журналов и газет появился снимок, живо заинтересовавший читателей своей необычностью: на скакуне сидел Эйвазов с протянутой рукой в сторону вершин.

Журналы «Советский Союз», «Огонек», «Молодой колхозник», «Здоровье», а также ТАСС, «Правда», «Комсомольская правда», «Сельскохозяйственная газета», Всесоюзное радио, сотни республиканских, областных, городских и районных газет широко популяризировали трудовой подвиг Эйвазова, Снимки и статьи о старом крестьянине из Азербайджана поместили журналы и газеты Англии, Индии, Китая, Польши, Чехословакии, Болгарии, Албании…

Увеличился поток писем в Пирассуру. Уже можно было не писать подробного адреса. Стоило только на конверте написать два слова — «Махмуду Эйвазову» и работники всех почтовых отделений знали бы, куда им надо переправить письмо.

Накануне 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Главный Комитет ВСХВ, отмечая долголетнюю работу Махмуда Багир оглы Эйвазова в сельском хозяйстве, наградил его Большой золотой медалью и премировал радиоприемником «Мир». Люди из различных концов страны и из-за границы тепло поздравили Махмуда Эйвазова с праздником и с наградой.

ПИСЬМА ИЗ СССР

Откуда только не получал писем Махмуд Эйвазов с приглашением приехать в гости. Пожилой колхозник В.Кравченко из Краснодарского края, приглашал «старейшину всех стариков страны» приехать на Кубань и вместе отпраздновать годовщину Великого Октября. От имени молодежи колхоза «Ленинский путь» Прималкинского района Кабардинской АССР комсомолка Екатерина Глущенко просила Эйвазова с женой и родичами приехать в гости.

Эйвазов получал письма ото всюду: из Чувашии, Молдавии, Риги, Магнитогорска, Литвы, Украины, далекого Сахалина.

Из Западной Сибири Эйвазов получил письмо от Н.Гнусина: «Лежит передо мной наша районная газета «Колхозное знамя» со статьей о Вас. Газета переходила из рук в руки. Мы — сибиряки восхищены Вашим трудовым подвигом. Вы, дорогой товарищ Эйвазов, являетесь примером для нас — сибиряков«.

Студенты сельскохозяйственного техникума в городе Любиле Ярославской области писали: «Мы гордимся тем, что старейший житель нашей страны является тружеником сельского хозяйства. Почетен и благороден труд людей, выращивающих хлеб, украшающих землю садами. Примером этому Ваша жизнь, дорогой Махмуд Эйвазов. Мы скоро разъедемся по колхозам и МТС. Нас ждут большие дела. Обещаем Вам, чго мы станем такими же трудолюбивыми, такими же преданными Родине работниками, как Вы и Ваши дети, внуки…»

На письмо молодого свердловчанина П.Кислинского Эйвазов ответил так: «От имени молодых уральцев Вы пишете, мой молодой друг, что полны уверенности в том, что государство оберегает мое здоровье. Ясно, что Вы хотели этим выразить, но я хочу особенно отметить, что забота, которой я окружен, возможна только в стране, где человек труда — самый ценный человек. Правительство Азербайджана установило мне персональную пенсию, выдало единовременное денежное пособие, строит новый дом«.

Оживленная переписка установилась у Эйвазова с полтавчанином И.Кириленко, ташкентским студентом С.Ворониным, инвалидом труда из Мордовской АССР С.Грудзиновым и др.

Студентам строительного техникума в Воронеже повезло больше: они не только переписывлись с Эйвазовым, но и видели его: «Мы были очень рады, как увидели Вас на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Если бы Вы знали, многоуважаемый дедушка Махмуд, каким успехом пользуются наши рассказы о старейшем человеке страны!».

О своей мечте рассказывала молодая киевлянка Нила Бердникова: «Я очень люблю горы. Еще с детства во мне живет мечта побывать в высокогорных селах, увидеть чудесных людей Вашего края. Услышав о Вас, дорогой дедушка, мое решение о поездке молодого врача,на работу в горы окрепло, После окончания учебы я попрошусь в Лерик.»

А в письме колхозницы из далекой деревни в Беларуси, отмечалось что «Вы для нас живая история нашей любимой Родины».

ПИСЬМА ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Эйвазов получал и письма из-за рубежа. Они отличались незнакомыми марками и незнакомыми словами на конвертах.

Однажды пришло письмо на тоненьких листочках папиросной бумаги. На листках были выведены крупные иероглифы. Пришлось письмо с незнакомыми знаками послать на перевод в Азербайджанскую Академию наук. Оказалось, что в одном пакете было несколько писем преподавателей и учащихся Китайской школы в провинции Чже-узань, уезда Цзе-син, села Чжен-си, района Тан-хуэй. Школьники Китая писали о том, что учителя рассказали им о человеке редкого долголетия, что они восхищены Махмудом Эйвазовым и посылают ему слова сердечного привета. Молодые китайцы рассказывали о своей жизни в стране. Школьники Китая в конце своих писем просили Эйвазова прислать им свое фото, передать привет его многочисленным внукам и правнукам.

Были письма из Индии. Одно письмо пришло от «Абдул Хамади — сына Гулама Расула, и Хубхана — сына Ситалдаса»: «В нашей Индии мы не слышали об индусе с более чем 100-летним возрастом. Поэтому нас очень заинтересовало сообщение в наших газетах о том, что в горах далекого Азербайджана живет и продолжает трудиться 147-летний Махмуд Эйвазов. Мы будем очень счастливы получить Ваше письмо с краткой историей Вашей удивительной жизни. Давайте наладим дружбу, уважаемый Эйвазов Махмуд — сын Багира. Советские люди всегда вызывают большой интерес у нас и особенно сейчас, когда они несут счастье народам мира«.

Питер Э.Соммервиль —житель Борнемута, прислал письмо из Англии. Он направил письмо в Министерство здравоохранения СССР, в котором просил сообщить о Махмуде Эйвазове некоторые данные: «В английской газете я прочитал о старейшем человеке Махмуде Эйвазове из Азербайджана, который в дни пребывания в Москве возвращался в гостиницу пешком, хотя у него была возможность сесть на авто. Я много лет интересуюсь вопросами долголетия. Меня очень интересует, что этот человек кушает и пьет, так как мне кажется, что диета имеет большое значение для продления жизни«.

Эйвазову писали и из Болгарии: «Дорогой другарь, Махмуд Эйвазов! В нашей работе по расцвету социалистической Родины Болгарии мы будем брать пример с Вас«.

Со словами сердечного привета обратились «к самому старому человеку в Великом Советском Союзе» группа школьников Чехословакии, М.Османов и Т.Боянов из Болгарии и другие зарубежные друзья.

Естественно, что во многих письмах выражалось желание, чтобы старейший житель страны «поделился опытом долгой жизни». Люди интересовались личной жизнью старого горца, какую пищу он предпочитает, продолжительность его сна, пьет он спиртное и курит ли и т. п.

Ответить на поток писем — дело не легкое. Часто за один день в дом старого Эйвазова приходило больше писем, чем до революции приходило за год во все села Лерикского района. В его доме даже был создан своеобразный корреспондентский пункт. Отвечать на письма неизвестных друзей Эйвазову помогали его родные.

В письмах Эйвазов отмечал: «Правительство приняло решение о благоустройстве Пирассуры. В селе будет своя электростанция, радиоузел. Телефон свяжет нас со всей страной. Скоро новое здание школы получат юные горцы«.

Эйвазов вспоминал, как одна женщина из Киргизии писала: «Назовите Махмуд-киши командующим армией седобородых…»

На это он отвечал: «Да, так величает меня одна женщина из Киргизии — Фаткулина. Конечно, хотелось бы иметь другую «должность»… Например, бригадир молодых чабанов, но жизнь и народ знают кому что поручить. Вот, посмотрите: журнал прислали из Москвы. И здесь я нарисован как командир стариков. Но предупреждаю, что в свою «армию» я беру не одряхлевших, а тех, кто продолжает подвиг в труде.»

Азербайджанский долгожитель из Лерика Махмуд Эйвазов скончался в 1960 году в возрасте 152 лет согласно данным советского времени.

По материалам книги Н.Паниева, М.Мусаева