Поэт и драматург Гусейн Джавид (1882-1941) был ярким представителем романтизма в Азербайджане и сыграл огромную роль в формировании азербайджанской литературы XX века.
Джавид создал новый стиль и форму психологической и философской драмы, тем самым оказав сильное влияние на формирование азербайджанской литературы и развитие национального театра.
Джавид раскрыл власть темных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях, представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании, произвола: «Афет» (1906—1909), «Мать» (1910), «Марал» (1912), «Шейх Санан» (1915), «Шейда» (1916), «Пропасть» (1917), «Иблис» (1918), «Пророк» (1923), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1928—1929), «Струнный саз» (1930), «Сиявуш» (1932—1933), «Хайям» (1935), «Шехла» (1936), «Месть Демона» (1936—1937).
4 июня 1937 года Джавид был арестован. В обстановке начавшихся репрессий и травли передовой части творческой интеллигенции он был объявлен «врагом народа» и в 1939 году сослан в Магадан. Согласно архивным материалам, Гусейн Джавид (Расизаде) умер от остановки сердца в связи с переохлаждением ног 5 декабря 1941 года. 7 декабря его похоронили, на похоронах присутствовали заключенные азербайджанцы. Драматург был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Художники и иллюстраторы не обходили стороной Джавида и его произведения — с годами работ посвященных драматургу и его трудам становилось все больше.
В данном материале собранные графические работы — посвященные произведениям Джавида и ему самому, выполненные в разное время:
По материалам альбома З.Алиева