Знаменитый азербайджанский певец Рашид Бейбутов (1915–1989) в 1968 г. основал Азербайджанский государственный театр песни.
Репертуар театра составляли произведения таких национальных композиторов, как Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Кара Караев, Рауф Гаджиев, Тофиг Гулиев, Джахангир Джахангиров, и др. Основу репертуара театра составляли народные песни, мугам и тесниф. За время существования театра здесь работали такие мастера, как Заур Рзаев, Джахангир Джахангиров, Мубариз Тагиев, Эльхан Ахадзаде, Хадиджа Аббасова, Азер Зейналов, Зохра Абдуллаева, Айбениз Гашимова, Гюльяз и Гюльянаг Мамедовы, Билал Алиев и другие.
В 1971 г. Эмиль Агаев, в будущем известный азербайджанский журналист, написал очерк в газете «Вышка» о театре и Р.Бейбутове, у которого на тот момент уже было немало почетных наград: золотая медаль фестиваля советского искусства в Индии, орден Белого Слона, полученный в Лаосе, золотая медаль, привезенная из Эфиопии и тд.
«Каждая песня — это «микроспектакль». Со своей темой, героями, развитием действия», — так народный артист СССР, лауреат Государственной премии Рашид Бейбутов объясняет идею создания своего детища — Азербайджанского Государственного Театра песни, единственного в стране. И действительно, все три года своего существования театр остается верным этому изначальному замыслу, ведя напряженный поиск прежде всего в этом направлении,» — писал журналист.
Очерк был посвящен очередной работе театра.
«Первое, самое свежее впечатление от концерта-спектакля — современно, талантливо, перспективно. Не раз мы были свидетелями того, как на эстрадных подмостках песня «подавалась» не только искусством самого певца, но и с помощью некоторых сценических эффектов, пантомимы. Однако подобное художественное решение, примененное не только к отдельным номерам, а ко всему концерту, идущему на одном дыхании, с последовательно развивающимся драматизированным действием и потому уже не концерту, а скорее спектаклю, — такое вряд ли нам доводилось видеть. Тема весны, расцвета родного края, любви к нему, восхищения красотой его природы, людьми — эта тема, последовательно развиваясь, поворачиваясь все новыми и новыми гранями, от героики до народного юмора, от экспрессии до лиризма — проходит через весь концерт-спектакль,» — отмечал Э.Агаев.
И далее: «Когда же Р. Бейбутов исполняет старинный русский романс, грузинскую и песни других народов СССР, мы словно возносимся над родной республикой, перед нами распахивается необъятность нашей страны. Вместе с Р. Бейбутовым мы «путешествуем» по многим странам мира, но и здесь, благодаря неповторимой манере исполнителя, который не просто воспроизводит, копирует полюбившуюся ему мелодию, услышанную во время зарубежных гастролей, а интерпретирует ее по-своему, — даже здесь мы смотрим на мир глазами сына своей Отчизны, глазами советского человека-интернационалиста…»
Агаев писал, что вокальная композиция «Фрески летописи» — один из самых запоминающихся номеров программы.
«Исполненный в самом начале, он, как камертон, задает настрой всему представлению. И по мысли, и по самой форме. Созвучные песенным фрагментам, на экране в глубине сцены возникают видовые изображения — развалины некогда мощной крепости, огненные сполохи разрушительных пожарищ, фигуры воинов, вставших на защиту Отечества, необъятность моря, пейзажи родной земли. Певец на фоне киноэкрана словцо перелистывает страницы истории своего многострадального края…,» — отмечал журналист.
«И вот — весна. На сцену выплывают грациозные девушки — танец с бубнами. Затем звучит «Песня о Нефтяных Камнях» Т. Бабаева в исполнении молодого певца Джаваншира Зейналлы. Но мир сложен, еще не везде есть место торжеству, радости. Еще немало несправедливости, тяжких страданий несет на своих плечах планета. «Баллада о матери» О. Кязимова. Молодая солистка Тамара Агамиева поет ее зрело, взволнованно, искренне. Последние слова песни: «Остановите войну во Вьетнаме, матери!» встречаются бурей аплодисментов. И — такова уж сила песни, сочетающей в себе гражданственность публицистики с эмоциональностью большого искусства, что в аплодисментах зрителей равно слышится как естественная дань таланту певицы, так и одобрение, поддержка самого заключительного призыва песни «Остановите войну!..,» — писал он.
Журналист продолжает с описанием спектакля: «И снова — радость, раздольная удаль шуточного сочинения С.Агабабова на слова Р.Гамзатова «По горным дорогам», ставшего уже классическим в репертуаре Рашида Бейбутова. И снова «в работе» балетная группа театра. Девушки в папахах лихо «скачут» на воображаемых скакунах — танец поставлен в традициях мюзик-холла.»
Балетная группа театра в тот вечер не раз еще радовала зрителей (особенно — в хореографической миниатюре на песню «Джуджалярим» Г. Гусейнли, блестяще исполненной Т.Китаевой, В.Зеленкиной и другими). То же самое можно сказать и об оркестре, не просто сопровождавшем певцов, танцоров, а активно участвовавшем в концерте.
«Музыканты не только во время исполнения своего оркестрового номера — «Бакинский вечер», а на протяжении всего концерта работали с полной отдачей, то и дело «изобретая» на глазах зрителей небольшие мизансцены — непринужденные, остроумные. Довольно удачно сольное звучание электроаккордеона, органа «вписывалось» в уже знакомые нам мелодии, придавая им неожиданную окраску, и это способствовало тому, что, например, иранская народная песня, исполненная Р. Бейбутовым, прозвучала удивительно трогательно и вполне современно. Красочны, очень богаты и праздничны были костюмы исполнителей и вообще — оформление, цветовое решение концерта-спектакля,» — отмечал Э.Агаев.
Журналист писал, что там, где соединяются воедино разные виды искусства, где рождается что-то новое «на стыке», особую важность приобретают творческое содружество, взаимный обмен идеями. А к работе над новой программой театра ее режиссером и сценаристом Рашидом Бейбутовым были привлечены, пожалуй, лучшие творческие силы республики. В частности, по части оформления театр консультировал народный художник Азербайджанской ССР Таир Салахов, с балетной группой работали народные артисты республики Рафига Ахундова, Максуд Мамедов, Наиля Назирова.
«И вообще в концерте-спектакле в целом удалось все — начиная or составленных и оформленных со вкусом программок, — которые предлагали у входа в зрительный зал, и кончая хорошей организацией самого концерта, ответственным за который был П.Карпенко. Но все это, понятно, объединялось, строилось, работало в целом на главного «героя» концерта-спектакля — на песню. А душою ее, главным «нервом» всего песенного действа, которое развернулось перед зрителями, безусловно, являлся неувядаемый талант, темперамент, неиссякаемая творческая фантазия создателя театра и самого яркого неповторимого «актера» его — Рашида Бейбутова,» — писал Э.Агаев.
Не забыл он упомянуть и азербайджанских композиторов.
«… здесь еще раз необходимо подчеркнуть то, что составляет лицо театра, что придает ему индивидуальность, целостность — при всем богатстве программы, кажущейся пестроте, ее основа — это произведения азербайджанских композиторов — Уз.Гаджибекова, Р.Гаджиева, А.Меликова, О.Кязимова, П.Бюль-Бюль оглы и др. Одно из центральных мест в концерте занимают неумирающая ария Аскера из музыкальной комедии Уз. Гаджибекова «Аршин мал алан», «Азербайджанские баяты», с блеском исполненные Рашидом Бейбутовым,» — писал журналист.
В конце концерта была такая юмористическая и в то же время символичная сценка: Р. Бейбутов выводит за руки на сцену всех четырех молодых солистов, а сам отходит к оркестру, слушает, подбодряя жестами исполнителей. А вот потом остается один перед залом. И поет…
«Кстати, весь концерт построен — оба отделения начинают молодые исполнители и завершает их Р. Бейбутов — как своего рода творческое соревнование юности со зрелостью, современной манеры исполнения с классической. И вот что удивительно — одно вовсе не противоречит другому, а сочетается органически, создавая ту атмосферу движения, разнообразия, которая не позволяла хоть на минуту отвлечься, расслабиться…,» — писал Агаев.
По материалам книги «Рашид Бейбутов. Воспоминания»
Рашид Бейбутов за рубежом: Китай, Африка, Латинская Америка (1950е-1970е гг.) |
Невероятные истории из жизни Рашида Бейбутова устами Муслима Магомаева |