Измира Кулиева
Игра сопровождает человека на протяжении всей его истории, присутствует на большей части жизни, переплетаясь с магией, спортом, военными занятиями, в особенности исполнительскими его формами. Игра служит предметом исследований со стороны историков культуры, этнографов, психологов, искусствоведов, специалистов в области спорта и военного дела.
Подвижная игра – это естественный атрибут жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий также воспитательной силой. Детские подвижные игры служат традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражаются уклад жизни людей, быт, трудовые традиции, национальные устои, представления о чести, смелости, стремление быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю к победе.
Игры, бытующие среди народа на определенном этапе его истории, являются своеобразным отражением хозяйственного быта, материальной и духовной культуры, социального строя и религиозных верований.
Ниже речь пойдет об играх, распространенных в Баку ина Абшероне в ХХ веке.
КЛАССИКИ
Любимой игрой у девочек были «классы», или «классики». На асфальте чертили мелом или углём рисунок домика. Домиков было 10, и каждый домик назывался классом. Суть игры заключается в том, что первый играющий встает перед первой чертой и бросает плоский камешек (или как его еще называли – салку) в первый класс. Если камешек попал в класс, игрок встает на одну ногу и старается носком этой ноги выбить камешек из первого класса во второй и сам перепрыгивает через линию, не наступая на нее. Так игра продолжается до 10-го класса. Выбывает тот, кто наступит на линию, или если камешек не попал в нужный класс.
Интересно, что игра в «классики» была популярна в Европе уже в средние века, а по некоторым источникам, корни этой игры восходят к временам Римской империи: похожую игру упоминает Плиний-старший. В 1574 г. Корнелиус Килиан отмечал широкое распространение «классиков» среди голландских детей. Разновидность этой игры упоминается в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1534 г.).
Изначально игра, судя по литературным источникам, была мальчишеской, но в XIX в., в частности в США и Дании, в ней стали участвовать и девочки, а в начале ХХ в. игра стала преимущественно девичьей. Игра попала в Россию в XIX в, и к концу века распространилась очень широко. В этот же период она зафиксирована на Кавказе, где была известна как «классы», или «царь», имела разные схемы расчерчивания.
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
В игру «казаки – разбойники» играли мальчики. Существует мнение, что игра возникла в России в XVI в., когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских казаков». Играющие делятся на две команды – «казаков» и «разбойников». В источниках приводится множество вариантов трактовки этой игры. Есть точка зрения, что возникновение данной игры тесным образом связано с Кавказской войной XIX века: задача разбойников состоит в том, чтобы захватить штаб казаков, но последние их ловят.
ЖМУРКИ
Жмурки – детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Игра хорошо развивает координацию движений и слух. Одному из играющих – жмурке завязывали глаза, отводили его на середину комнаты, после чего он должен был повернуться несколько раз. Затем участники игры разбегались по комнате, а жмурка должен был их поймать. Пойманный становился жмуркой.
Если жмурка приближался к какому-либо предмету, о который можно было больно удариться, играющие должны были возгласом предупредить его. Играющим не разрешалось прятаться за какие-либо предметы или убегать далеко. Изюминка игры в том, что жмурка должен был назвать пойманного им игрока по имени, не снимая повязки.
ФАНТИКИ
Игра в фантики была популярна в советские годы среди мальчиков. В игре использовались фанты от конфет, обертки и вкладыши от иностранных жевательных резинок. Цель игры увеличение коллекции фантиков. В другом варианте игры вместо фантиков использовались почтовые марки. Из конфетных оберток требуется сложить «фантики», прямоугольные либо треугольные.
Броски фантиков происходили следующим образом — фантики кладут на тыльную сторону открытой вверх ладони, и если один игрок накрывает своим фантиком другой фантик, то он забирает этот фантик себе и делает снова бросок, пока не промажет, или пока на столе не останется ни одного фантика. Другой вариант игры заключается в следующем: ведущий обходит играющих и каждому говорит: «Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите. Черный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите!»
Затем он заговаривает с участниками игры, задавая провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то при ответе произнес одно из запретных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Играют не более 10 человек. Таким образом, играющие должны внимательно слушать вопросы и следить за своей речью, чтоб не сбиться, отвечать на вопросы быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.
*****
В дни летних школьных каникул, конечно же, находилась масса увлекательных занятий – это и футбол, и катание на самодельных шарико-подшипниковых «санках», игра в войнушку, в ловитки, девочки прыгали через веревочку, играли в классики, расчертив мелом асфальт на квадратики.
Мальчишки старшего возраста катались на велосипедах, а редкие счастливчики даже на мотоцикле. Велосипед в те времена был в дефиците и сответственно роскошью, так что многие ребята сами сколачивали себе транспортные средства. Из дощечек делали тележки, на которых со страшным грохотом гоняли по улицам. Это называлось «пойдем кататься на подшипниках».
Сделать такой драндулет было не так просто. Самое сложное – раздобыть минимум три подшипника и деревянную тару из гастронома. Катались на такой тачке не только с горки, но и по ровному асфальту с разгона, рассекая пространство и лбы.
Теперь о происхождении игр, которые принято называть настольными, хотя в них играли задолго до появления столов.
«АШЫГ-АШЫГ»
В одной из самых древних «настольных» игр использовались позвонки животных. Эта игра, позже получившая название «кости», была чрезвычайно популярна в Древнем Египте. Позже она под названием «ашыг-ашыг» получила широкое распространение на Кавказе, в том числе в Азербайджане. «Ашыг», т.е. альчик – это небольшая подкопытная косточка барана, которую для придания тяжести заливали свинцом. Альчики часто окрашивали в яркие цвета – красный, зеленый, синий. В игре принимали участие не только детвора, но и молодежь, а часто и пожилые мужчины.
Мальчишки собирали такие альчики где могли и, когда запасались достаточным количеством, начинали играть: поочередно сшибали с большого расстояния выставленные в ряд косточки. У самых опытных игроков альчики после удара ложились на узкое ребро. Трофеи – связки альчиков служили предметом гордости заядлых игроков в кости. В свое время у этой игры была и ритуальная сторона — когда резали барана, выбирали красивые альчики для ангела– хранителя семьи, нанизывали их на шнур в дватри ряда и вешали на потолочную балку. Согласно поверью, такие связки альчиков приносили в дом изобилие, и поэтому их не снимали.
«БЕШ-ДАШ»
Одной из любимых игр у бакинских девочек была «пять камушков» («беш-даш»). Смысл этой довольно нехитрой игры в том, чтобы, манипулируя камушками размером примерно с грецкий орех, исполнять различные фигуры. Например, подбрасывая один камушек, надо было успеть поднять два, три, четыре оставшихся, или поднять с земли по одному или по два камешка так, чтоб не задеть рукой лежащий, и т.д.
ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ
Мальчики предпочитали играть в оловянных солдатиков». Эта игра была популярна очень давно. До революции такие солдатики имели сшитые из ткани мундиры, стальные шпаги, флажок для сигнализации. На этом фоне те солдатики, в которые в середине прошлого века играли мои браться, вызывали смех. Тогда мальчишки ухитрялись делать стальные мечи из гвоздей. Как? А очень просто, хотя и не без риска.
В то время в Баку, на улице Коммунистической (позднее улица Независимости) – проходила трамвайная линия. Выждав приближение трамвая, мальчишки клали гвоздь на рельс в самую серединку и острием по ходу движения, а потом отбегали и ждали, чтобы трамвай расплющил гвоздь. Эта операция требовала осмотрительности, чтобы не заметили и не сообщили родителям. Но игра, как говорится, стоила свеч, правильно расплющенный гвоздь становился похожим на меч. Такие кустарные мечи обменивались, дарились, служа своего рода дворовой конвертируемой валютой. И, конечно же, служили для оснащения игрушечной армии оловянных солдатиков.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА
Перетягивание каната также было любимой игрой подростков. Играющие делились на две команды и вставали по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три начни» каждая команда старалась перетянуть соперника на свою сторону.
ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА
Еще одна подвижная игра – «палочка-выручалочка». И здесь играющие делились на две команды и выстраивались в шеренгу друг против друга на расстоянии 8-10 м. В середине площадки чертился круг, внутри котoрого на камень клали доску длиной 50 см и шириной 30 см, а на доску – двенадцать палочек. По жребию одна из команд получала право начать игру. Один игрок этой команды подходил к доске и с расстояния 1-1,5 м бросал мяч в доску так, чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока вторая команда бежала за мячом, первая команда, бросившая мяч, должна была быстро собрать палочки и положить на доску. Если первая команда справлялась с задачей до того, как вторая команда приносила мяч, то считалась выигравшей.
КОЗЛИКИ
К шумным и подвижным играм относится игра в «козлики». По жребию выбирали первого «козла». Он должен был встать, нагнувшись под углом 90°, а остальные ребята поочередно с разбега перепрыгивали через «козлика», стараясь, чтобы он упал, в этом случае прыгающие получают положительные очки, а команда «козла» проигрывала.
ПРЯТКИ
В прятки играли две команды, девочки и мальчики. Вначале жребий называл, кто будет прятаться, а кто искать. Как только разыскивающий находил всех спрятавшихся, то эта команда считалась выигравшей, и все игроки менялись ролями.
*****
Нужно отметить, что детские игры Баку Абшерона отличались от игр других регионов Азербайджана тем, что в регионах игры сопровождались пением народных песен, частушек и тд. Говоря о детских играх, распространенных в селах Абшерона, следует констатировать их сильное отличие от городских, т.е. бакинских. Это связано с ранним приобщением к трудовой жизни детей в селах по сравнению с городскими. Наряду с этим, в прошлом сельские дети не имели такого доступа к игрушкам фабричного производства, как их городские сверстники, и поэтому использовали поделки, копирующие сельскохозяйственные орудия, различную утварь и предметы быта. Они лепили из песка чашки, горшки, фигурки животных, мастерили из ивы и камыша дудочки, свистульки, на которых исполняли различные мелодии.
Не случайно некоторые дети, проявив способности в игре на таких самодельных инструментах, вырастали в профессиональных музыкантов, выступали на свадьбах исполнителями на духовых инструментах зурна, балабан, а также на ударном – гавал.
В конце XIX – начале ХХ вв. детские игры поощрялись. «Игры – удел детей; ребенок, не умеющий играть, не будет благословен на земле», говорили старожилы. Помимо этого, были игры военно-спортивного характера, которые развивали у мальчиков ловкость, подвижность и выносливость.
В прошлом мальчики и девочки играли вместе до 7-10 лет. Девочки очень любили играть в домики («эв-эв»), в невесты («гелин-гелин»).
Излюбленной детской и подростковой забавой на Абшероне был запуск воздушного змея («черпеленг»). Змеев мастерили исключительно из плотной бумаги, размером приблизительно 50х50см. На бумагу по диагонали наклеивали специально сваренным крахмалом тонкие деревянные прутики, а на них для прочности какой-нибудь тяжёлый предмет, например камешек. Через день-два, когда этот своеобразный летательный аппарат просыхал, к прутикам привязывали с двух углов тонкую полоску ткани длиной около метра, а уже к ее концам плотную нитку, какой обычно стегали матрасы. Все это представляло очень живописное зрелище.
Работа по изготовлению и запуску воздушного змея поглощала детей, как говорится, без остатка, этим увлеченно занимались с утра и до вечера нередко сообща дети из нескольких семей. Часто соседская детвора затевала состязание, чей змей улетит выше и дольше продержится в воздухе. Отметим, что изначально воздушные змеи служили скорее военным атрибутом, и только после Х века стали восприниматься как забава.
На Абшероне во время праздников, особенно Новруза соревновались в битье крашенных яиц. Цель этой игры – заполучить яйца соперника. Групповые игры воспитывали чувство коллективизма и солидарности. В них отражались и социальные сдвиги; со временем появляются новые игры, исчезают старые, девочки все больше вовлекаются в мальчишеские игры.
В прошлом игрушки очень часто мастерили сами дети. В начале прошлого века тряпичные куклы делали так: туго сворачивался кусок ткани, а конец обтягивался белой льняной тряпочкой, которая обозначала лицо. Коса заплеталась из растительного инвентаря – кукурузы, кудели и др. А вот для того, чтобы нарядить куклу, от юной мастерицы требовалась настоящая фантазия. В дело шли лоскутки ситца, кумача, шелка. Платья украшались вышивкой, тесьмой, применялись даже конфетные обертки. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись взрослыми, ведь таким образом девочки учились кроить, шить, вышивать, прясть, постигали умение одеваться. Заботясь о своей тряпичной кукле, девочка подражала матери и тем самым исподволь осваивала функции матери и хозяйки.
Играя в куклы, девочки изготовляли колыбельку, матрасик из бараньей шкуры, одеяло и подушка из листьев и шерсти. На селе куклы иногда выпекались из теста в тандыре (печь).
К особенно подвижным детским играм относилась игра «кто попадет», или «раскидали». В этой игре применялись круглые тряпичные мячи на резинке, набитые опилками. Участники выбрасывали мячик в сторону соседа, держась за кончик резинки, с таким расчетом, чтобы мячик попал в жертву и отлетел обратно к хозяину. Каждое попадание мяча по противнику приносило очки. Популярность игрушки объяснялась просто – с ее помощью дети учились доброте, терпению, умению вести дом, строить отношения с окружающими.
По материалам журнала IRS Наследие