Абузар Багиров
Земной шар смело можно назвать садом божественной любви, а человека с его добрыми деяниями и здравым разумом – садовником этого сада. В этом саду любви каждый садовник обрабатывает собственную делянку, собственный надел своими сугубо индивидуальными методами и инструментами…
У ашуга Гурбани – основоположника азербайджанской ашугской поэзии в земном саду любви были свои неповторимые, оригинальные инструменты и способы: девятиструнный саз и образные слова о возвышенной любви. Гурбани великий представитель эпохи, когда на смену озанам, сопровождавшим свои выступления игрой на гопузе, пришли ашуги, сочиняющие и поющие песни под аккомпанемент саза.
Гурбани родился в 1470 году на юге Карабаха, в селе Дири близ древнего моста Худаферин (Джебраильский район Азербайджана). Он с юных лет увлекался игрой на сазе и стихосложением. Занимался самообразованием, глубоко изучал классическую и народную поэзию, историю, в совершенстве овладел персидским и арабским языками, целиком выучил Коран. С пятнадцати лет принимал активное участие в народных празднествах как ашуг.
Его родное село, где он произнёс своё первое поэтическое слово, раскинулось на склоне горы, усыпанном нежными фиалками и нарциссами, покрытом густым лесом, где бьют ледяные родники. У подножья гор простирались хлебные поля, а чуть ниже текла буйная река Араз. Вот в таком райском уголке складывалась личность Гурбани, здесь он полюбил природу и людей. Образность, поэтичность стихов Гурбани питаются богатейшими традициями азербайджанской поэзии.
Обладая незаурядным талантом, он был истинно народным поэтом. Его поэзия годами совершенствовалась, отшлифовывалась и достигла непревзойдённых высот.
В 1500 году, когда тринадцатилетний правитель Ардебиля шейх Исмаил Хатаи совершил военный поход против ширваншаха Фарруха Ясара, его армию встретили многочисленные сторонники кызылбашей из числа местных жителей. Среди них был известный в народе ашуг и поэт Гурбани, который воодушевлённо приветствовал будущего шаха своим сазом и пением.
Впоследствии они стали близкими друзьями, Гурбани был вхож ко двору и в дальнейшем сыграл заметную роль в становлении Хатаи как выдающегося поэта. Ашуг Гурбани неоднократно сопровождал шаха Исмаила Хатаи в военных походах, своим творчеством немало способствовал сплочению народа вокруг этого полководца и правителя.
После поражения в Чалдыранской битве (23 августа 1514 г.) шахский дворец в Тебризе был разграблен янычарами османского султана Селима I. Были вывезены в Стамбул не только материальные ценности, но и любимая жена шаха Таджлы ханум, «мелик уш-шуара» – известный поэт Хабиби и ашуг Гурбани, многочисленные искусные мастера и ремесленники.
В Стамбуле Гурбани вскоре было позволено жить свободно и заниматься ашугским творчеством. Благодаря мелодичному пению, изысканным лирическим стихам и таланту народного сказителя он быстро снискал уважение не только в Стамбуле, но и в других уголках Малой Азии.
Ашуг Гурбани стал свободно разъезжать по различным городам и селам, и в один из таких разъездов, усыпив бдительность султанской тайной охраны, легендарный ашуг сумел бежать на родину. Легенда гласит, что вместе с ним из плена бежала жена шаха Таджлы ханум, которая, прибыв на родину, до конца своих дней жила инкогнито и никогда больше не искала встречи с мужем, шахом Исмаилом. Эту тайну строго хранил ашуг Гурбани, давший обет молчания…
Хотя Гурбани более двадцати лет жил и творил при шахском дворе, он снискал небывалый авторитет и среди широких слоев народа.
В 1524 году, после внезапной смерти своего близкого друга и покровителя шаха Исмаила Хатаи Гурбани вернулся в родное селение, где и прожил до своей кончины в 1550 году. Ашуга похоронили на вершине горы Дири, недалеко от развалин одноименного села. Позднее на восточной стороне старинного кладбища появилось святилище «Мазаннене».
И святилище, и могила Гурбани веками были местом паломничества и являлись историческим памятником. Однако после оккупации территории Нагорного Карабаха и территории прилегающих 7 районов вооруженными силами Армении могила и святилище, как и тысячи других памятников азербайджанской культуры были разрушены и подвергнуты забвению.
Ашуг Гурбани считается ярчайшим представителем одного из самых важных этапов в истории азербайджанской литературы. В его стихах арабские и персидские слова сведены до минимума, поэтический язык очищен от сложных оборотов, и поэтому стихи звучат просто и доступно, преобладают в них интонации лирические, напевные, оптимистические.
Гурбани автор великолепных стихов разных стилей ашугской поэзии: гошма, герайлы, теджнис, гыфылбенд, диван. Он также автор нескольких дастанов – эпических сказаний. Благодаря автобиографическому сказанию «Гурбани» до нас дошло более тысячи стихотворных строк этого «садовника». Его поэзия наполнена любовью к людям и преклонения перед красотой природы.
Гурбани не просто воспел красоту природы и человека, он разглядел в них некое новое значение, неожиданные грани. Его вдохновляют высокие горы, густые дремучие леса, быстрые реки, весенний ветерок, нежные горные цветы и чистая, прекрасная, нежная, любимая, румяная, благоухающая красавица-возлюбленная.
Лирический герой Гурбани из-за своей любви способен забыть обо всём на свете. Таков лейтмотив всей любовной лирики великого Ашуга Гурбани, которая привлекает, восхищает, завораживает любителей народной поэзии вот уже много веков.
В числе исследователей творческого наследия ашуга Гурбани с благодарностью можно назвать таких видных азербайджанских учёных, как знаменитый литературовед Салман Мумтаз (1884-1941), академик Гамид Араслы (1909-1983), легендарный фольклорист, профессор Мамедгусейн Тахмасиб (1907-1982), известный фольклорист, профессор Мурсал Акимов (1929-2006).
По материалам журнала IRS Наследие