Нармин Таирзаде
С 70-х годов XIX века в высших учебных заведениях России стали все чаще и чаще встречаться уроженцы Азербайджана. Одним из первых азербайджанцев, окончивших Медико-хирургическую академию в Петербурге, был Абдул Керим Мехмандаров. Он стал первым и длительное время единственным врачом-азербайджанцем, посвятившим себя служению медицине в родном крае, в трудных условиях уездной глуши.
Его биография представляет интерес для истории здравоохранения, а, следовательно, и истории культуры Азербайджана.
Уроженец г. Шуши, А.Мехмандаров, по свидетельству Закавказского шариатского правления, родился 2 декабря 1854 года в семье мелкого чиновника Мустафа-бека Мехмандарова. Отец будущего врача когда-то учился в Шушинском уездном училище, но, как и многие его сверстники, оставил учебу, овладев русской грамотой в такой степени, чтобы поступить на службу.
Его старший сын Абдул Керим в сентябре 1866 г. был принят во второй класс Бакинской прогимназии, впоследствии преобразованной в реальную гимназию. В 1872 году А.Мехмандаров окончил гимназию с золотой медалью и 30 августа того же года подал прошение в Петербургскую медико-хирургическую академию. Он отлично сдал вступительные экзамены и был зачислен на 1-й курс по медицинскому отделению.
Годы учебы Мехмандарова в Петербурге характеризуются массовым революционным движением среди учащейся молодежи. Серьезные студенческие волнения происходили и в Медико-хирургической академии. Начальство академии пыталось удержать беспокойное студенчество рядом чрезвычайных постановлений, дисциплинарных правил; однако суровые репрессии не могли остановить революционное движение. Эта среда, безусловно, оказала определенное влияние на молодого Мехмандарова, на формирование его политических взглядов.
В 1877 году А.Мехмандаров закончил полный курс обучения, и в звании лекаря был как находящийся во временном врачебном запасе армии прикомандирован к клиническому военному госпиталю в Петербурге.
14 мая 1877 г. группа медиков поступила в ведение «Общества попечения о раненых и больных воинах» и была отправлена в санитарные отряды при действующей армии на Дунае. В их числе был и А.Мехмандаров. В августе 1878 года он возвратился в клинический госпиталь и приступил к работе. Его служба в санитарном отряде продолжалась в общей сложности 15 месяцев. За «отличную усердную службу и неутомимую деятельность по оказанию помощи раненым и больным воинам» в русско-турецкой войне 5 января 1878 г. А.Мехмандаров был награжден орденом Анны третьей степени.
Как участник войны 1877-1878 гг. Мехмандаров был награжден и бронзовой медалью. Позже он получил в награду серебряную медаль в память Александра III. С 26 марта 1879 г. по распоряжению Главного военно-медицинского управления он был на один год зачислен в Петербургский клинический госпиталь для научно-практического усовершенствования.
В апреле 1879 года А.Мехмандаров сдал экзамены на звание уездного врача. В начале марта 1880 года он уволился со службы по прошению и поступил в санитарный отряд, сформированный Главным управлением российского общества Красного Креста по прекращению эпидемии дифтерита в Полтавской губернии, где прослужил до 31 января 1881 г. Молодой врач отличился и здесь: он был награжден орденом Станислава II степени.
В мае 1881 года Мехмандаров успешно сдал устный и практический экзамен на степень доктора медицины, и конференция Медико-хирургической академии выдала ему соответствующее свидетельство. Выезд из столицы, служба на далекой окраине помешали ему написать докторскую диссертацию и проявить свои способности в науке.
В июне 1881 года Мехмандаров получил назначение в 162-й пехотный Ахалцихский полк на должность младшего врача. На этом военная служба его обрывается. Приказом Управления медицинской частью гражданского ведомства на Кавказе 13 января 1883 г. Мехмандаров был переведен на вакантное место уездного врача в Джаванширский уезд Елизаветпольской губернии.
С этого времени деятельность Мехмандарова целиком посвящена делу здравоохранения в Карабахе. В 1895 году Мехмандаров был переведен на должность шушинского сельского врача в с. Агдам, где организовал небольшой стационар – «приемный покой». Два года спустя был назначен шушинским уездным врачом и одновременно заведующим (в 1898-1899 гг.) тюремным лазаретом. В 1897-м, в двадцатую годовщину своей медицинской деятельности А.Мехмандаров награжден еще одним орденом – Анны II степени.
В 1911 году Мехмандаров был переведен на должность шушинского городового врача и принял в свое ведение тюремный лазарет. В декабре того же года его добросовестная служба была отмечена еще одним орденом – Владимира IV степени, а два года спустя бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых. Таковы вкратце основные вехи служебной биографии Мехмандарова до 1917 года.
В обязанности врача того времени входило обслуживание многих тысяч жителей города или нескольких сел по всем видам заболеваний в условиях острого недостатка медицинских работников и медикаментов, отсутствия больниц. Наряду с повседневными прямыми обязанностями, врачу приходилось заниматься судебно-медицинскими делами, освидетельствованием военнообязанных, а при необходимости вести изнурительную борьбу с эпидемическими заболеваниями. Работа требовала частых разъездов. Представление об условиях работы врачей, в том числе Мехмандарова, дают материалы первого съезда кавказских врачей, в котором он принимал деятельное участие.
За плечами Мехмандарова к этому времени было уже 10 лет работы уездным врачом в Джеванширском уезде. Вместе с двумя фельдшерами он представлял официальную медицину в уезде с населением около 55 тысяч жителей.
В этих тяжелых условиях Мехмандаров все же организовал в четырех селах холерные лазареты на 3-5 человек. После напряженной 5-месячной работы холера, охватившая 116 сел (из 216) уезда, была ликвидирована. В выступлении на съезде Мехмандаров, делясь своим опытом, опровергал мнение врачей, которые заявляли, что невозможно заставить мусульманское население подчиниться врачебным требованиям.
«К той скудной помощи, – отмечал он, – которую можно было предложить, население вначале относилось недоверчиво, но затем убедилось в ее пользе, стало относиться очень дружелюбно и само обращалось за помощью, исполняло предписания врачей как при лечении больных, так и при принятии предупредительных мер.»
Пользуясь доверием местного населения, Мехмандаров достигал больших успехов в лечебно-профилактической деятельности, чем его коллеги.
Несмотря на трудную работу, материальное положение врачей было довольно скромным. В семье Мехмандарова росли восемь детей, а единственным источником существования семьи было его жалование. В 1907 году Мехмандаров за 30-летнюю безупречную службу был представлен к полной пенсии, равной годовому окладу – 600 рублей, кроме того, ему причитались столовые и квартирные деньги и добавочное жалование.
К врачебному долгу Мехмандаров относился с большой ответственностью. В 1910 году, когда ему был предоставлен отпуск для лечения, и он уже сдал дела, медикаменты и инструменты другому врачу, появились признаки эпидемии холеры на Северном Кавказе. Ввиду возможности распространения эпидемии на Южный Кавказ, в том числе Елизаветпольскую губернию, Мехмандаров отказался от отпуска и остался в Шуше.
В годы первой мировой войны Мехмандаров вел большую работу по подготовке санитаров для нужд армии. В условиях крайнего недостатка младшего медицинского персонала он направил свою младшую дочь Нушабу на курсы сестер милосердия, которые она успешно окончила в 1915 году.
Помимо своих прямых врачебных обязанностей А.Мехмандаров активно участвовал в различных культурно-просветительных мероприятиях, проводимых передовой интеллигенцией Карабаха. Так, он был одним из руководителей шушинского просветительного общества «Нешр маариф».
Как один из видных деятелей общества «Нешр мариф» А.Мехмандаров немало сделал и в области просвещения. Его стараниями в 1912 году в Шуше была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20-30 человек. Мехмандаров провел значительную подготовительную работу, агитируя население отдавать дочерей в новую школу. Уже в преклонном возрасте Мехмандаров не прекращал многогранной деятельности на благо своего народа.
В деятельности А.Мехмандарова в 20-е годы прошлого века особое место занимала подготовка национальных медицинских кадров, в которых Азербайджан испытывал острейшую нужду. В тяжелых условиях хозяйственной разрухи, частых эпидемий оспы, холеры и тифа Мехмандаров активно участвовал в организации медицинской помощи населению. В 1923 г. Наркомздрав назначил его главным врачом шушинской больницы, где он и служил до 1928 г., когда по состоянию здоровья был вынужден оставить работу. Умер он 20 декабря 1929 г. в Шуше.
Своей почти полувековой неутомимой деятельностью Абдул Керим Мехмандаров внес посильный вклад в дело развития здравоохранения в Азербайджане.
***А.Мехмандаров как мусульманин награждался специальными орденами, установленными для нехристиан: вместо изображения святых они были украшены государственным гербом России.
По материалам журнала IRS Наследие