Важной проблемой в истории женского вопроса в начале XX века представляется осознание роли феномена благотворительности в Азербайджане. Создание и деятельность женских благотворительных и просветительных обществ стало одним из проявлений социальной активности женщин Азербайджана.
Социальную активность проявляли, как прашло, женщины, получившие образование. Дамские комитеты и общества сыграли огромную роль в развитии образования и просвещения, помощи социально-незащищенным слоям населения в Азербайджане. Благотворительность и просветительство были основными направлениями деятельности женских обществ, согласно их целям.
Следует учесть, что благотворительность как явление в Азербайджане еще издревле имела место, называясь тогда чаще милосердием, иногда его связывали и объясняли великодушием. Она была частью души и жизни мусульманских женщин и мужчин, поощрялась религией, как богоугодное дело.
Под воздействием перемен, происшедших в азербайджанском обществе в конце XIX — начале XX веков происходил переход образованной части общества от религиозной, патриархальной основы быта к светской, изменялось и представление о благотворительности.
По существу, в начале XX века происходит изменение отношения к благотворительности в обществе: от светской обязанности к долгу перед народом — а от осознания этого долга к желанию усовершенствовать общество, приблизив его к идеалам социальной справедливости. Благотворительность, конечно, не была чисто женской формой проявления участия в общественной жизни, но для их социализации она играла важную роль.
Вопрос благотворительности в советской историографии не находился в центре внимания, так как в исторической науке приоритетным был классовый подход с позиций интересов пролетариата. Благотворительность связывалась с деятельностью буржуазии, а исследовать положительные стороны деятельности капиталистов, которых принято было преподносить как жестоких и бездушных эксплуататоров, не входило в задачу советских историков. Поэтому вопрос о благотворительности оставался на обочине азербайджанской советской исторической науки.
После обретения независимости Азербайджана открылись широкие возможности для азербайджанских историков, ситуация стала меняться.
Благотворительные общества, ведущие работу среди женщин Азербайджана, отложились в общественной памяти как воплощения гуманизма и милосердия, солидарности и просветительства.
Если обратиться к благотворительности, то в Азербайджане, как на всем Южном Кавказе, женские благотворительные общества действовали в заметном масштабе еще с середины XIX века. В основном это были отделения общества «Святой Нины», которые были немусульманскими, а христианскими женскими обществами. Центр благотворительного общества находился в Тифлисе. Имелись его отделения не только в Баку, но и других азербайджанских городах — Нухе (Гяндже), Шамахе и Иреване.
В деятельности этих благотворительных обществ принимали участие и азербайджанские женщины, хотя их было немного. Например, в Бакинском отделении «Святой Нины» в 1865 году было 17 азербайджанских женщин. В Иреване членами женского благотворительного общества «Святой Рипсимии» были 42 азербайджанские женщины. Азербайджанские женщины приобретали в этих обществах богатый опыт работы, который они смогли применять в дальнейшей своей деятельности, работая среди женщин своего народа. Они стремились создать такие же общества для мусульманских женщин.
Стоит отметить общественную деятельность знатной и богатой азербайджанской женщины Умум-Гюльсум ханум Шейхалиевой. Она занималась благотворительностью в мусульманском обществе, бытовавшем в Петербурге в 1903 году. В этом качестве Умум-Гюльсум ханум снискала неподдельное уважение мусульман столицы и Баку, поскольку благотворительные вечера проводились и здесь.
Как писала газета Каспий: «Чисто материнские заботы г-жи Шейх-Алиевой о делах благотворительного общества… оказали весьма существенные услуги… обществу, являвшемуся единственным источником материальной помощи для нуждающихся мусульман».
Азербайджанцы несколько раз пытались создать мусульманское благотворительное общество в Баку, но все усилия оказывались безуспешными. Царские власти ограничивали общественную деятельность мусульман и создание ими своих обществ.
Особенно сильное влияние на рост политического сознания азербайджанцев — и мужчин, и женщин, оказал армяно-азербайджанский конфликт, развязанный армянами в 1905 году.
Это способствовало тому, что повсеместно стали создаваться благотворительные общества. Одним из первых было мусульманское благотворительное общество, Устав которого был утвержден 10 октября 1905 года. Членами Правления общества были и женщины — Сона ханум (Софья) Тагиева и жена губернатора Баку Аделаида Львовна Накашидзе. В работе этого общества азербайджанские женщины принимали самое деятельное участие, приобретая таким образом ценный опыт общественной деятельности.
В исторической научной литературе существует мнение о том, что первое мусульманское женское благотворительное общество в Баку было образовано в 1908 году. Между тем, в работе С.Сулеймановой, со ссылкой на газету «Баку» от 6 декабря 1906 года, указывается о о действующей в 1906 году женской организации, которая осуществляла благотворительную деятельность. Некоторые исследователи считают, что первым инициатором создания мусульманского женского благотворительного общества был видный просветитель, в будущем один из создателей АДР Гасан бек Агаев. Но начатое им в Гяндже дело не удалось реализовать.
Если верить сообщению газеты «Каспий», то в Баку в 1906 г. уже существовало женское мусульманское благотворительное общество.
В газете «Каспий» 7 марта 1906 года говорилось о «приветственной телеграмме от имени бакинского женского мусульманского благотворительного общества», получемной на имя графини Е. А. Воронцовой-Дашковой, которая являлась председателем попечительского совета открываемого училища. Газета писала, что «от имени этого же общества графине преподнесен Коран в изящном переплете».
Есть свидетельства, что в первых числах декабря 1906 года в Баку действовало женское общество под названием — «мусульманский женский кружок», который, по сути, был благотворительным. В информации сказано, что женщины, собравшиеся у Гончи ханум Мухтаровой, решили образовать женский кружок, который мог бы оказывать помощь жителям Елисаветпольской губернии, т. е. Карабаха, подвергшимся нападению армянских националистов.
Об этих же событиях писала газета «Баку» 6 декабря 1906 года: «Присутствовавшие в числе более 50 мусульманок, поручили вопрос о выработке устава общества особому кружку из своей среды, собрав в этот день 615 р. для оказания помощи голодающим и нуждающимся мусульманам».
Как видно из газетных материалов, безусловно, речь идет о мусульманском женском благотворительном обществе, хотя, по-видимому, общество пока не было официально зарегистрировано.
Через несколько дней, а точнее, 8 декабря «на квартире Соны-ханумы Тагиевой по ее инициативе» состоялось многочасовое собрание «почетных мусульманок» Баку, иначе говоря, мусульманского женского нобилитета, решившего внести свой вклад в дело помощи азербайджанцам Карабаха, пострадавшим в результате армяно-азербайджанского конфликта. Женщины чутко прореагировали на призыв Соны ханум Тагиевой о необходимости помочь нуждающимся соотечественникам.
1 февраля 1908 года газета «Каспий» констатировала рост благотворительных структур, учреждаемых образованными мусульманками в Баку, Иреване, Тифлисе и в ряде уездных центров.
26 октября 1908 года было учреждено Бакинское женское отделение общества «Ниджат». В составе учредителей были только мусульманки — супруга Г.Зардаби Ханифа ханум Меликова, а также Рубаба ханум Касумова, Хадиджа ханум Алибекова, Амина ханум Эфендиева, Сурея ханум Ахундова, Сакина ханум Ахундова, Сабира ханум Абдурахманова, Сара ханум Везирова, Салтанет ханум Амирджанова, Амина ханум Терегулова, Хуршуд ханум Везирова, Хадиджа ханум Гаджибабабекова, Гариб-Султан ханум Ханларова, Айша ханум Гаджикасумова.
Первое заседание общества проходило на квартире Рубабы ханум Касумовой, где было принято постановление: «Ввиду того, что давно чувствовалась необходимость мусульманской женской организации, целью которой было бы распространение грамотности и просвещения среди мусульманок и материальную помощь учащимся без различия пола».
Члены общества приобретали богатый опыт общественной работы. Они, осуществляя цели организации, занимались практической деятельностью. В 1909 году Ханифа ханум Меликова создала из своих воспитанниц первую русско-татарскую женскую школу, Сара ханум Везирова — вторую, а Рахиля ханум Гаджибабабекова возглавила третью русско-татарскую женскую школу в Баку.
Член этого женского общества Хадиджа ханум Алибекова, как известно, с 1911 года стала издавать первую азербайджанскую женскую газету «Ишыг». Это общество, созданное как отделение «Ниджат», в дальнейшем превратилось в самостоятельное Бакинское мусульманское женское благотворительное общество.
В 1910 году был принят устав женской мусульманской благотворительной организации в Тифлисе, учрежденной и руководимой азербайджанками — Гевхар ханум Каджар (председатель), Нигяр ханум Шихлинской (супругой генерала А. Шихлинского), Месме ханум Талышинской и Салтанат ханум Ахмедовой.
В 1913 году появилось Бакинское мусульмански женское благотворительное общество. Его главой (председателем) была супруга нефтяного магната М.Мухтарова — Лиза ханум Мухтарова. В октябре 1917 года это общество основало женскую профессиональную школу, вынужденно закрытую из-за геноцида азербайджанцев 1918 г.
В годы первой мировой войны благотворительные общества активизировали свою деятельность, возросла также их численность. Теперь стали создаваться благотворительные общества и в уездах Азербайджана. Например в Геокчайском дамском кружке, действующем под председательством жены местного священника, как уже было отмечено, были азербайджанские женщины: Черкез ханум Агабекова, Тубы ханум Агабекова и Шугакат ханум Мелик-Аллахвердиева.
В Гяндже по примеру Баку и Тифлиса азербайджанские женщины создали общества, оказывающие помощь детям-сиротам.
В 1916 году в Шеки было учреждено женское благотворительное общество, целью которого было управление средней женской школой, открывшейся 14 января 1916 года. Общество возглавляла супруга уездного начальника полковника Климентьева — С.Ф. Климентьева.
В Баку существовали благотворительные общества немецких общин. В 1907-1916 годах в Баку работало «Бакинское Евангелистско-лютеранское Дамское Благотворительное Общество», имевшее свой Устав с локальной декларативной задачей — помогать нуждающимся женщинам лютеранско-евангелистического вероисповедания. Учредителями общества были жена бакинского протестантского монаха Е.Циммерман, а также Е.Лотер и др. немецкие женщины.
В декабре 1916 года в Гяндже открылось общество, возглавлявшее сиротский дом. В общество, руководимое Хадиджей ханум Агаевой, входило 20 женщин. Они не только собирали пожертвования и оказывали материальную помощь, но и сами участвовали в воспитательной работе. Эти сведения приводились в газете «Ачыг сез».
В работе благотворительного общества особенно деятельное участие принимала вдова бывшего гянджинского кази (шариатского судьи) — Хаджар ханум Газызаде. Активными членами общества были Хадиджа ханум Агаева, Шукюфа ханум Пишнамаззаде, Джеваир ханум Рафибекова, Валиса ханум Хойская, Зулейха ханум Агаева, Назлы ханум Везирова, Алия ханум Рафибекова, Хабиба ханум Мамедова и др. Они планировали начать строительство здания женского благотворительного общества.
Наиболее известная структура — «Бакинское мусульманское женское благотворительное общество» — была создана в октябре-ноябре 1914 года. 21 ноября 1914 года состоялось его учредительное собрание. Председателем собрания и правления была избрана М.С.Тагиева, заместителем — Р. Гаджибабабекова, казначеем — П. Топчубашева.
В состав правления входили представительницы знатных фамилий Азербайджана — Ашурбековых, Селимхановых, Терегуловых, Сулькевич, Казиевых и др. В качестве почетных членов были избраны мужчины, приложившие немало труда для реализации замысла — С.-М.Ганизаде, А.Терегулов, М.Гаджибабабеков.
Анализ персонального состава учредительниц женских обществ в Азербайджане показывает, что сюда входили представительницы азербайджанской, а также татарской, осетинской, чеченской и возможно иных мусульманских национальностей. Это позволяет говорить о первостепенности конфессиональной солидарности, т.е. приверженки исламского модерна, и наличии русского языка как средства общения.
Можно также констатировать, что высшее дамское общество Азербайджана устанавливало свою социальную идентичность в качестве некоего аристократического содружества.
Роль благотворительных обществ в период пробуждения политической активности граждан была очень велика. Возникнув в крупных городах и во множестве малых городов и районов Азербайджана, женские общества стали хорошей школой сотрудничества, организационной и финансовой деятельности.
По материалам книги Л.Алиевой “Женщины в общественно-политической жизни Азербайджана”