Царское правительство России на протяжении 1909—1917 гг. выпускало большим тиражом один и тот же тип почтовых марок. Накануне Октябрьской революции такие марки имели хождение по всему Закавказью, включая Азербайджан.
3 августа 1919 г. в газете «Азербайджан» появилась статья «К предстоящей эмиссии азербайджанских почтовых марок»: «Лишь теперь, когда более двух лет прошло с начала революции, появились, наконец, почтовые марки новых государств. Месяц тому назад вышли грузинские марки…».
Таким образом в июне — июле 1919 г., а не в 1918 г., как указывается в некоторых иностранных каталогах, появились первые почтовые марки, выпущенные одним из трех существовавших тогда на территории Закавказья правительств. Издавались они в один цвет на разносортной бумаге, без перфорации, с упрощенным рисунком. Одна и та же марка печаталась разными сортами красителей. Знак почтовой оплаты меньшевистской Грузии имели различные цветовые оттенки.
Несколько позже дашнакское правительство Армении заказало марки в Лондоне и одновременно выпустило в обращение знаки почтовой оплаты русского образца. После того как в обращение поступили русские марки с надпечаткой, все ранее завезенные в Армению знаки почтовой оплаты царской России должны были найти новый рынок сбыта. Таким рынком сбыта стал Азербайджан, где марки бывшей Российской империи имели обращение по номинальной цене без каких-либо отличительных знаков.
В июне 1919 г. правительство Азербайджана приступило к подготовке выпуска новых марок. Сообщение об этом вышло в газете «Азербайджан» от 13 июня 1919 г.: «Министерством почт и телеграфа выпускаются марки нового образца. Марки украшены восточным орнаментом и различными рисунками — солдат с азербайджанским знаменем, крестьянин с серпом («земля и воля»), Сураханы («горящие огни») и вид крепости. Марки выпускаются достоинством в 10, 20, 40 и 50 коп.; 1, 2, 3, 5, 10 и 25 руб. В настоящее время приступили к печатанию пробных марок».
20 октября 1919 г. марки поступили в почтовое обращение. Замену гербовых марок русского образца азербайджанскими провели в январе 1920 г. С 21 января 1920 г. старые гербовые марки Российского правительства стали изыматься из обращения. Вопросы обмена почтово-телеграфной корреспонденцией между Азербайджаном, Грузией и Арменией окончательно урегулировались в конце октября 1919 г. после подписания соответствующих конвенций.
Большой интерес для филателистов представляли почтовые связи Азербайджаской Демократической Республики (АДР) со странами Европы, Ближнего Востока и Ираном, а также с гетмановской Украиной. Почтовый обмен АДР со странами Европы и Ближнего Востока характеризовался деятельностью французской и английской военных почт в Закавказье.
Естественно, особое внимание Англии, Франций и США вызывала бакинская нефть. Захват ее сулил огромные прибыли. В планах большое месте занимала организация почтовой связи в Закавказье. Первое сообщение о деятельности французской военной почты под заголовком «Почтовое сообщение с Францией» появилось на страницах местной печати 5 июля 1919 г.: «Французская военная миссия в Тифлисе организовала почтовое сообщение с Францией. Миссия имеет специальных курьеров, перевозящих корреспонденцию в Париж и обратно. Местная французская военная миссия также начала прием корреспонденции во Францию…».
В начале 1920 г. правительство АДР вело переговоры о налаживании связей Азербайджана с Ираном. Одним из вопросов в переговорах было соглашение о почтово-телеграфном обмене. 20 марта 1920 г. переговоры завершились, стороны подписали семь конвенций, к том числе почтовую, о почтовых посылках и телеграфе. С 6 апреля 1920 г. открылось почтово-телеграфное сообщение между Азербайджаном и Ираном. К отправке принимались простая, заказная и посылочнак корреспонденция и телеграммы.
Какими же знаками почтовой оплаты пользовалис почтовые учреждения АДР в этот период? Здесь стоит упомянуть о том, что некоторые иностранные каталоги относили к числу первых марок Азербайджана почтовые марки Российской империи издания 1909—1917 гг., якобы выпущенные с надпечаткой «Occupation Azirbayedjan» английскими оккупационными властями.
Как указывалось в Каталоге почтовых марок и цельных вещей под редакцией Ф.Г.Чучина «Кавказ», известны марки, гашенные поддельным штемпелем «Баку 19 окт. 1917 г.».
В 1922 году корреспондент журнала «Северная корресподенция» С.Кузовкин обратился к заведующему Ревизионно-инструкторским отделом Народного комиссариата почт и телеграфа Азербаджанской ССР М.Сироткину чтобы прояснить вопрос с этой маркой.
«В филателистических каталогах и журналах Запада своевременно были помещены сведения об азербайджанских марках, исполненных на обычных марках общероссийского образца (вып. 1909—1918 гг.) путем наложения печатного грифа «Occupation Azirbayedjan». Выпуск этих марок, как отмечено в одном нз французских каталогов, отнесен к маю 1917 г. К сожалению, нет никаких указаний, кому из оккупировавших Баку войск принадлежит выпуск означенных марок: англичанам или туркам? Нам, Российским филателистам, крайне интересно выяснить истину: существовали ли вообще означенные марки, кем, в каком количестве были выпущены и как долго находились в обращении? Интересующие нас сведения разрешите опубликовать в русских и иностранных журналах», — отмечалось в письме корреспондента.
М.Сироткин прислал ответное письмо, которое было разделено на несколько пунктов. Он отмечал: «В марте месяце 1917 г. мною принята центральная почтовая контора в Баку с колоссальным запасом почтовых марок российского образца, как для продажи публике, так и для снабжения всех учреждений Азербайджана. Марки продавались всем в неограниченном количестве. До последних чисел июля 1918 года власть была Совета Народных Комиссаров, следовательно, до этого момента никакой оккупации Азербайджана не было. Англичане вошли в Бжу 4 августа 1918 г. В это время я занимал должность Заведывающего Бакинским почтово-телеграфным округом и никому никакого разрешения на наложение на почтовые марки грифа «Occupation Azirbayedjan» не давал и на почту такие марки не поступали, а если были заклеймены, то только нелегальным способом».
Далее Сироткин писал, что 15 сентября 1918 года англичан уже в Баку не было, как не было и законной власти, а 17 сентября в город вступили турецкие войска: «По распоряжению Министра почт и телеграфов и путей сообщения объявлено, что власть по почтово-телеграфному ведомству находится в исключительном ведении Начальника округа (приказ № 1) коим состоял я и тоже, никому разрешения на наложение грифа на почтовые марки не давал. 18 октября 1919 г. мною принята из типографии первая партия азербайджажжих почтовых марок (акт № 1), а марки российского образца оставлены на хранение. 31 октября разрешено марки продавать для коллекций. 12 ноября 1919 г. по заявлению гражданина Гасан Мирза заде Алиева продано марок российского образца на сумму около 1 млн, руб. с погашением штемпелем Бакинской почтовой конторы, но принимали мужчина и женщина французы. Остаток марок российского образца с 10 ноября 1920 г. распродавался по повышенной в 100 раз цене, вследствие недостатка марок азербайджанского образца».
Сироткин в письме уточнял, что его ответ на письмо основан был на документальных данных и корреспондент может по своему усмотрению использовать письмо (публиковать в печати или нет). Таким образом, версия о выпуске этих марок на территории Азербайджана была официально опровергнута.
Между тем, в каталоге «Iver» 1937 года утверждалось, что эти марки выпустили английские оккупационные власти в Иранском Азербайджане. Там указывалось, что почтовые марки с надпечаткой «Occupation Azirbayedjan» появились в мае 1917 г. Это утверждение авторитетного каталога опровергается историческими фактами.
К началу 1917 г. север Ирана был оккупирован русскими войсками, а юг — английскими. После победы Октябрьской революции Советское правительство аннулировало все тайные договора и соглашения, нарушающие права Ирана как независимого государства, и вывело из Ирана русские войска. Вывод войск начался в декабре 1917 г. Последними пределы Ирана покинули в марте 1918 г. казачьи части. К середине 1918 г. англичане оккупировали весь Иран. 4 августа 1918 г. английские войска вступили в Баку. Откуда же марки с надпечаткой «Occupation Azirbayedjan» попали в каталог «Iver»?
Журнал «Советский филателист» в 1924 г. писал: «Марки эти — фикция и, по всей вероятности, представляют собой ловкую проделку кого-либо из наших отечественных эмигрантов, не раз уже надувавших иностранные филателистические фирмы и крупных коллекционеров, крайне падких ко всякого рода новинкам из области курьезов и «оккупации», а быть может, это попросту один из легальных видов спекуляции высших сфер, возглавляющих русскую эмиграцию».
Филателист С.Кузовкин писал: «В конце 1921 г. в Батуми я лично приобрел у одного коллекционера — итальянца, приехавшего по торговым делам из Константинополя в Грузию, полную серию «оккупационных» марок Азербайджана (13 с зубцами и 4 без зубцов), расцениваемую Iver-ом поштучно от 50 до 5000 fr за экземпляр, всего лишь за десять бумажных итальянских лир. Причем о происхождении указанных марок я узнал от этого итальянца, проживавшего продолжительное время в Грузии и знакомого с политической жизнью Закавказья, такую версию: во время пребывания в Париже представителей Азербайджанского мусаватского правительства…, домогавшегося в Европе признания себя «de jure», к ним обратилась фирма «Iver Теlliег» с просьбой «учинить» на марках указанную оккупацию (остается невыясненным вопрос, кому принадлежит оккупация — англичанам или туркам). Насколько эта версия соответствует действительности, оставлено на совести информировавшего меня коллеги-иностранца. Во всяком случае эта версия близка к истине. По словам того же итальянца — марки эти он приобрел в Марселе от коммивояжеров парижских филателистических фирм с колоссальною скидкою против их каталожных цен».
Кузовкин отмечал, что высокая расценка в каталоге Iver-a на так называемые «оккупационные» марки Азербайджана не замедлила породить фальсификаты, изготовленные в отделе константинопольских «художников».
«Отличие «подлинных иверовских», т.е. тех марок, надпечатки которых воспроизведены в его каталогах, заключается в следующем: напечатание латинской буквы «у» в слове Azirbayedian у «настоящих» (Iver-a) имеет ножку прямую, т. е. «Y», тогда как у фальсификатов она кривая с изогнутостью вправо или влево», — объяснял советский филателист.
Помимо описанной С.Кузовкиным разновидности фальсификата, следует отметить еще две.
Если принять надпечатку «Occupation Azirbayedjan», воспроизведенную в каталоге Iver-a за «подлинную», т. е. за первозданную, то эти разновидности фальсификатов могут быть отнесены к разряду грубых подделок, резко отличающихся от так называемого «оригинала».
Некоторые сведения об источнике появления описанных выше марок появились в письме корреспондента из Нью-Йорка, опубликованном в журнале «Советский филателист» в 1924 г. Говоря о фальсификатах марок Закавказья, он сообщал, что, интересуясь источниками их появления, узнал, что печатали их в Италии — целая компания жуликов. Она имела повсюду своих агентов, через которых и сбывала товар по всей Европе. Печатали они также марки с надпечаткой «Оккупацион Азербайджан…».
Спустя много лет, эти марки стали филателической редкостью.
По материалам книги Е.Войханского
История появления первых азербайджанских почтовых марок |
Как работала почта времен Азербайджанской Демократической Республики (1919-1920) |