«Глашатай» народа: история азербайджанской зурны

Саадет Абдуллаева

Памятники древней культуры, стихотворные строки классиков поэзии, миниатюрная живопись, заметки путешественников свидетельствуют о том, что в Азербайджане любили сочинять, петь, слушать песни, мелодии и мугамы, танцевать в сопровождении различных музыкальных инструментов.

Свидетельством тому является богатство фольклорной музыки и разнообразие народных инструментов. В памятниках письменности средневекового Азербайджана можно найти названия 32 струнных, 23 духовых, 16 перепоночных (мембранных) и 17 самозвучащих инструментов.

По силе звучания среди них особенно отличался духовой инструмент зурна, который в народе также называли «гара зурна» (дословный перевод «черная зурна»). Это название инструмента связывают с цветом ствола (он со временем чернеет), или же с необычайной громкостью звучания.

Некоторые исследователи отмечают, что название инструмента произошло от слов «сур» (радость, праздник) и «най» (тростник), т.е. инструмент, сопровождающий праздничные, свадебные церемонии и обряды. Не исключено, что название инструмента в основе имеет слово «зор-ун» — звук, извлекаемый силой.

Зурна упоминается еще в эпосе «Китаби — Деде Гор-гуд», стихах средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви, Имадеддина Насими, Габиби, Нейматуллаха Кишвери.

Под её звуки азербайджанский народ провожал своих сыновей на защиту отчизны, а в мирные дни без нее не проходила ни одна свадьба, праздничное шествие, народные игры и спортивные состязания, скачки, увеселения, бой петухов и баранов. Под чарующие звуки зурны шло шествие жениха и его близких к дому невесты, подносили подарки, провожали невесту с подругами в баню.

Под мелодию «Гялин атланды» невеста садилась на лошадь и отправлялась в дом жениха, а наигрышем «Сэхэри» («Утренняя») завершалась свадьба. Звуки зурны были слышны во время спортивного состязания «Зорхана», представления «Джыдыр», «Кендирбаз», «Коса и гялин».

На пародийных представлениях (масгара) выступали зурначи. На инструменте играли во время жатвы и сенокоса. Зурна применялась и в обрядовой культовой музыке звучала совместно с гавалом в траурном обряде «Ашура гюню». Зурна была распространена и среди цыган.

Отношение к этому инструменту нашло свое отражение также в различных изречениях, пословицах и поговорках (в переводе):

— звук зурны лишь издали приятен

— если девушку не держать строго, она выйдет замуж за нагарачы или зурначы

— кто придет с думбулом, тот уйдет с зурной

— его зурна осталась на потом — так говорили о плохих последствиях

— положить в руку зурну, т.е. пустые обещания

— зурну вешать — говорить в след, клеветать

— играть на зурне — бессмысленные, пустые разговоры

В Азербайджане прославились виртуозные исполнители-зурначи, имена которых передавались из поколения в поколение: в Карабахе Наджафгулу, Мамед, Танрыверди, Мухтар Маныев, Акбар, Черкез, Орудж, Бала-киши, Гашим, Дадаш, Гараш Аллахвердиев, Ибрагим Искендеров, Фарадж Кялянтарли, Кераналы Раджаб, Рустам, Сулейман Зумурхача, Гюльоглу Беарчина, Абдулла, в Товузском районе — Овалара и в Гяндже — Туттек Бейлар, в Лачыне — Байрамалы, в Басаркечаре — Меджид Шихалиева, в Губа-Хачмазской зоне — Гарачы Ага, Гюль-баба, Уста Аловсат, в Ширване — Али Керимов, Мансыр Рустамов, в Сальяне — Гасан Бахшы оглу.

Их исполнительское мастерство продолжили Габибиллах Джафаров, Алафсар Рагимов (Шекинский район), Аббас Исмайлов, Мусеиб Аббасов, Акбер Гасанов (Товуз), Мухаммед Аббасов (Барда), Мамед Мамедов (Шамкирский район), Нурага Рахманов, Агаси Агасизаде, Амрах Оджагов (Девечи), Абыш Абышов (Хачмаз), Ибад Ибрагимов (Уджарский район), Алиш Мурадов (Агдам), Агали Алиев (Гянджа), Абдулла Гасымов (Газах), Хасрат Гусейнов, Рашид Мамедов (Кюрдамир), Иззаталы Зульфигаров (Гобустан), Манаф Мамедов (Сальян), Алиджавад Джавадов (Исмаиллы) и другие.

Заслуживает внимания тот факт, что на двух американских космических кораблях «Вояджер», отправленных в космос в 1977 г. с прикрепленными контейнерами с позолоченной граммофонной пластинкой для выяснения существования других цивилизаций, наряду с произведениями Баха, Бетховена, Стравинского, Чака Верри, Луи Армстронга, Блайд Вилли Джонса, была запись и азербайджанской народной мелодии в исполнении зурны.

По словам старейших музыкантов Азербайджана в свое время были распространены зурны, имеющие стволы различной длины. В зависимости от этого они именовались: «баш тавар» (длина ствола 350-370 мм), «орта тавар» (300 мм), «джуре» (250 мм), «орта джуре» (200 мм) и «аяг джуре» (150 мм). Первая разновидность звучала на полтона ниже, а третья на полтона выше относительно зурны «орта тавар».

В 1959 году во время декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве выступил ансамбль зурначей, состоящий из семи исполнителей. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован сводный ансамбль, в составе которого участвовали пять уста зурначей, пять демкешов (из них двое играли на зурне, а трое — на балабане) и три нагариста.

На зурне исполняли танцы, сигнальные позывы, героические мелодии, преимущественно связанные с именем народного героя Кёроглу, марши и инструментальные пьесы, входящие в традиционный репертуар этого инструмента.

Стоит также отметить, что композитор Джаваншир Гулиев в свое время впервые для зурны и симфонического оркестра написал пьесу.

Конкретное место зарождения зурны точно не установлено, но известен ее ареал распространения. Это — в основном тюркский мир, с обособленными центрами развития зурны: анадолийский, южно-тюркский (охватывал арабские страны периода господства династии Мамлюков, происходящих от турков и народов Кавказа), северо-тюркский (включает казанский, чувашский и балканский центры), азербайджанский, узбекский, казах-киргизский и восточно-туркестанский (могольский и калмыцкий центры). От этих центров зурна была заимствована соседними народами.

Если в западном тюркском мире были распространены различные виды зурны — каба, джура, асафы, шихаби, араби, аджеми, бахтияры, отличающиеся между собой, в основном, по длине ствола, то в восточном тюркском мире — только зурны более крупных размеров (до 400-450 мм).

По материалам журнала IRS Наследие