Абузар Багиров
Знаменитый полководец, завоеватель, правитель азербайджанского государства Сефевидов Аббас I Великий (1571-1629) оставил яркий след в истории не только своей страны, но и в мировой истории. В годы его правления (1588-1629) владения Сефевидов расширились до внушительных размеров и простирались от Тигра до Индии, от Центральной Азии до Кавказа, от Казвина до Багдада…
Но шах Аббас I прославился в мире не столько завоёванными просторами, сколько прежде всего как энергичный и прозорливый политический и государственный деятель, как созидатель. При нем прокладывались дороги, обустраивались города, развивалась торговля со всем миром. Этот государь снискал уважение также чутким отношением к мастерам и ремесленникам любой профессии, к художественной элите своего времени, а заодно и справедливостью к подданным.
Существуют неоспоримые исторические свидетельства доверительно-дружеского влияния на этого сурового завоевателя выдающегося азербайджанского поэта Мухаммеда Амани. Кстати, слово «амани» на арабском языке означает «убеждающий», «милосердный».
Духовный ученик гениального поэта Мухаммеда Физули (1494- 1556), Мухаммед Амани родился в 1536 году в южно-азербайджанской провинции Байбурт в зажиточной семье. В юности глубоко изучал естественные науки и восточную культуру, особое внимание уделяя тюркскому фольклору и народной поэзии, в совершенстве владел арабским и персидским языками.
С раннего возраста он стал увлекаться стихосложением и вскоре снискал известность в народе как талантливый поэт. Писал на родном тюркском (азербайджанском) и персидском языках. Помимо этого, Амани серьёзно занимался военными и государственными делами, так что шах Тахмасиб I (1514-1576) назначил его эмиром – правителем древнего города Йезд.
По свидетельству современников, этот средневековый город при правлении Мухаммеда Амани особо отличался чистотой и благоустройством, садами, зелёными насаждениями, ухоженными домами. Молодой градоначальник по-доброму относился к жителям и горел желанием сделать город комфортным для всех горожан.
Кроме того, он организовал поэтические меджлисы, собирал талантливых мастеров слова, способствовал их профессиональному развитию и по мере возможности помогал им материально. Сам Амани прославился как мастер стихотворений в классических формах: газели, касыды, рубаи и как автор лирических гошма, герайлы, баяты – в жанрах народной ашугской поэзии.
Широкая слава молодого поэта и эмира пришлась не по душе Исмаилу II (1537-1577), пришедшему к власти после кончины отца, шаха Тахмасиба I в 1576 году, и он отстранил его от высокой должности. Но вскоре сам шах был отравлен вельможами, и к власти пришёл другой сын Тахмасиба I Мухаммед Худабенде (1532-1595).
Новый монарх от рождения обладал слабым здоровьем и плохим зрением, в отличие от брата был тихим, слабовольным человеком. Кызылбашским эмирам, за год уставшим от Исмаила II, был необходим именно такой правитель, но сюрпризом для них явилась жена нового шаха, энергичная и властная Хейранниса, взявшая железной рукой власть и лично принимавшая все важные решения. Очень скоро в стране началась настоящая вакханалия: власть эмиров на местах была бесконтрольной, они мало считались с центром, расцвело взяточничество, опустела государственная казна, начались межплеменные распри и междоусобицы.
Все это привело к тому, что само существование государства Сефевидов оказалось под угрозой. И в 1587 году Мухаммед Худабенде добровольно отрекся от короны в пользу своего молодого и энергичного сына Аббаса I. Новый шах начал обуздывать все разрушительные тенденции, угрожающие государственным устоям. Реформировал армию, полностью сменил местных правителей, упорядочил финансовую систему страны, безжалостно карал за взяточничество, одним словом, ввёл жёсткий порядок.
С приходом к власти Аббаса I Мухаммед Амани, который во время десятилетнего правления Мухаммеда Худабенде (1577-1587) занимался только поэтическим творчеством, вернулся ко двору и лично принял участие в военных походах молодого сефевидского правителя: в 1599 году в Мерв, в 1603 г. в Балх, в 1604 г. – в Тебриз.
Амани до конца своих дней был одним из близких друзей и соратников шаха Аббаса I. Монарху по душе были утончённые поэтические образцы из уст самого поэта-друга, и они нередко вели задушевные беседы о сущности мира, человека, его роли в истории, о государственных делах, о справедливых методах управления государством, о народе, об его обыденном житье-бытье, о бренности мира и земных благ и о многом другом.
Видимо, такое благотворное влияние поэта сделало Аббаса, этого сурового воина более человечным, более справедливым правителем, и в конечном итоге его имя вошло в один ряд с именитыми государственными и политическими деятелями мира.
Возвышенное воспевание любви и красоты составляет основную линию поэзии Мухаммеда Амани. В его произведениях земное чувство любви человека к человеку предстает как своего рода первое измерение всеобъемлющего явления любви, а за ним встает суфийское представление о божественной любви и красоте.
Ряд произведений Амани посвящён теме «родина-чужбина» и любви к отечеству; в них воспевается красота родной природы. В стихах, написанных в формах народной поэзии, доминируют оптимистические ноты, жизнелюбивый пафос, в них сквозят восприятие бытия как дара судьбы, призыв ценить радости и красоту земную. Такие стихи отличаются от классической поэзии прозрачностью слога, первозданной свежестью речевой стихии, лаконичностью, доступностью, простотой и естественностью.
Мухаммед Амани оставил обширное наследство в двух «Диванах» на тюркском и персидском языках. Он написал также немало лирико-эпических сюжетных повествований месневи, отражающих исторические события и военные походы с участием автора, и дидактические стихотворные притчи с добрым юмором: «Старуха, чей верблюд погиб», «Курильщик опиума», «Хатем-Таи» и др. Первую обширную информацию о творчестве Мухаммеда Амани мы встречаем в сборнике Садык-бека Афшара (Садиги) под названием «Маджма ул-хавас» – «Собрание избранных».
А первое исследование творчества Мухаммеда Амани в Европе связано с именем английского востоковеда Чарльза Рио. Турецкий учёный Исмаил Хикмет, азербайджанский учёный, академик Гамид Араслы, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана Алияр Сафарли и известный поэт, исследователь Балаш Азероглу внесли достойный вклад в дело изучения жизни и творчества великого азербайджанского поэта Мухаммеда Амани.
Творчество Амани развивало реалистическое направление в азербайджанской литературе и служило упрочению связей с устной народной поэзией, обновлению поэтического языка за счёт живой народной речи.
По материалам журнала IRS Наследие