«Огнедышащие горы» и «подземные бомбы» Баку из книги для детей (1899 г.)

В 1899 г. А.П.Нечаев издал информативную, иллюстрированную книгу под названием «Между огнем и льдом» — где автором были собраны разные написанные им в детских журналах статьи. Книга выдержала с годами несколько изданий.

В очерках, ориентированных на детей старшего возраста, автор увлекательно рассказывает о происхождении ледников, землетрясений, вулканов, а также приводит интересные описания тех или иных природных явлений разных известных ученых конца XIX века.

AzerHistory удалось случайно обнаружить второе издание книги, в котором, автором были сделаны исправления и добавлены новые факты (третье издание вышло в 1912 г., второе между 1902 и 1912 гг). В частности — информация о землетрясении в Шемахе.

Больше автором было уделено места «грязным вулканам» на территории Азербайджана.

«Я хочу еще раз познакомить вас с извержениями ключей, которые представляют особенный интерес уже потому, что они находятся у нас в России. Это так называемые «грязные вулканы» или грязные сопки, встречающиеся в Крыму и на Кавказе, там, где люди нашли под землей обильные запасы нефти. Эти ключи выбрасывают не только одну грязь но и настоящее пламя. Взрывы их напоминают извержения огнедышащих гор и часто производят гибельные опустошения,» — пишет автор.

Нечаев пишет о Баку, на берегу Каспия, отмечая, что «на весь мир славится он своим керосином«, и дальше рассказывает об упомянутых фонтанах.

«Высоко бьют здесь из-под земли огромные фонтаны маслянистой жидкости — нефти. По трубам течет она на заводы и там перерабатывается в керосин. Но сама собой вырывается нефть из земных недр. Человек буравить глубокие колодцы, и из них-то вытекает мощными фонтанами эта жидкость. Высоко к небу летит величественный столб нефти и разлетается букетами брызг. В сутки выбрасывается иногда несколько сот пудов жидкости. В мгновение заполняет она все ямы и искусственно вырытые резервуары, разливается целыми озерами, по которым можно плавать на лодке. Вместе с нефтью вырываются из-под земли песок и камни. Они нагромождают около фонтанов высокие холмы, заносятся в город и засыпают крыши домов. Беда, если в такой фонтан попадет искра огня: вся нефть воспламеняется и огненным столбом взвивается к небу…,» — пишет он.

Описал он и случай, когда нефть фонтаном била с такой силой, что остановить его не могли около двух месяцев.

Нефтяной фонтан близ Баку. Конец XIX в. (фото из книги)

«Однажды около Баку вырвалась из нового колодца такая сильная струя нефти, какой не бывало до тех пор. Она грозила залить всю окрестность и засыпать ее песком. Перепуганные люди пытались остановить фонтан, но нефть разрывала чугунные колпаки и била с тою же дикою силою. Пробовали завалить колодец камнями, но они вылетали обратно, точно подземные бомбы. Наконец, через два месяца, когда фонтан сильно ослабел, его закрыли чугунными плитами. Все кругом было залито нефтью и засыпано песком. Соседние озера выступили из берегов. Вместо того, чтобы обогатиться, владелец фонтана разорился в конец: он должен был заплатить за все убытки, причиненные грозным извержением нефти,» — рассказывает Нечаев.

Автор отмечает, что «нефть стали добывать в этих местах недавно, и Баку превратился в фабричный город только с 70-х годов

Он пишет, что Баку раньше привлекал путешественников, которые приезжали «полюбоваться вечными огнями, которые вырывались здесь из-под земли и тянулись к небу длинными языками

Далее он рассказывает немного об огнепоклонниках.

«Из дальних стран спешили сюда толпы богомольцев-огнепоклонников. Под самым городом приютился их монастырь. Мрачно смотрят теперь его белые развалины. Но недавно еще в стенах монастыря совершались богослужения суровому богу. Гордо высился храм среди безжизненной, пропитанной нефтью равнины; а на углах его стен горели вечные неугасимые огни. Середина двора, где под высоким куполом стоял священный алтарь, вся была обьята пламенем. Ночью огни эти озаряли мрачную и пустынную окрестность, и при их свете от незатейливого храма огнепоклонников веяло каким-то волшебством. Огненныя струи, то бледно-желтые, то красные, вились по направлению ветра; при грозных порывах бури огни вдруг гасли, исчезали и через мгновение вспыхивали снова. И не только в храме, но и по всей окрестной степи вырывались и вырываются теперь трепетные огоньки. Они вьются и ползут по земле, точно сказочные змеи. Нет от них ни дыма, ни копоти: светлые, как очищенное золото, поднимаются они к небу. Это горят газы, выделяющееся из земли; они похожи на тот «светильный газ», который в темные осенние и зимние вечера освещает улицы болыших городов… Времена огнепоклонников миновали, и предприимчивый человек воспользовался «вечными огнями» для практических целей: ими отопляют й освещают бакинские керосиновые заводы,» — пишет Нечаев.

Храм огнепоклонников в старину (фото из книги)
Храм огнепоклонников — конец XIX в. (фото из книги)

Автор пишет, что мощные потоки нефти и обилие горячих газов под землей положили свой отпечаток и на деятельность ключей, которые распространены в этой местности.

«Настоящих вулканов здесь совсем неизвестно. Но зато самые обыкновенные ключи производят огромныя опустошения и грозным видом своих извержений напоминают огнедышащие горы. И все это происходит, благодаря близкому соседству нефти и горючих газов,» — пишет Нечаев.

Дальше он обьясняет молодым читателям как происходит извержение.

«Представьте себе, что подземный поток воды встречает на своем пути струю газов, несущихся из недр земли. Он заграждает им путь к поверхности, и газы все больше и больше скопляются в этом месте. Они все сильнее напирают на воду и, наконец, с силой выбрасывают ее вверх. Прорвав каменные породы, водяная струя разбивает их в мелкие куски и превращает в тончайшую пыль, и на поверхность земли выбрасывается не водяной фонтан, а струя жидкой грязи. Иногда она вылетает в громадном количестве и несется мощными потоками, заливающими все на своем пути. Из этой грязи, как из настоящей лавы, нагромождаются на месте извержения огромные конические горы, «сопки». Грязь выбрасывается из «кратера», находящегося на их вершине, а газы и нефть, вылетающие вместе с нею, иногда, воспламеняются и придают явлению еще более грозный характер,» — отмечает Нечаев.