О.Буланова
Подавляющее большинство сигарет, производившихся в Азербайджане в советское время, изготавливалось на Бакинской табачной фабрике «Красный октябрь». Эта фабрика – самая крупная и одна из старейших на Кавказе и в Закавказье: была основана в 1873 г. После советизации Азербайджана фабрика была национализирована и получила это название.
Первоначально, в XIX в., фабрика находилась в доме, в котором жил также и сам хозяин, – в двухэтажном строении на Николаевской улице. Дом позже снесут и на этом месте – напротив нынешней станции метро «Ичери-Шехер» – перед самым Октябрьским переворотом будет построено семиэтажное здание. На рубеже XIX и XX вв. фабрика переехала в то здание, в котором и закончила свои дни – на улицу Бондарную, дом 105, потом 97.
В советское время улицу переименуют в улицу Димитрова, а фабрику в начале 60-х гг. вместе с прилегающим кварталом снесут – для постройки дворца им. В.И. Ленина, переименованного в постсоветское время в дворец им. Гейдара Алиева.
После советизации Азербайджана фабрика, как и все промышленные предприятия, была безвозмездно конфискована и национализирована. Совет Народных Комиссаров РСФСР по указанию Ленина 11 сентября 1918 г. принял декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов», отменив исходную величину русского фунта на всей территории бывшей Российской Империи. До Азербайджана этот декрет дошел только в 1920 г.
Табачная промышленность Азербайджанской республики в тот момент переживала далеко не лучшие времена: как и везде в стране Советов, Октябрьский переворот и последовавшая за ними Гражданская война чуть не лишили страну табачной промышленности. За время междоусобицы и хаоса большинство фабрик было закрыто, рабочие разбежались, посевы табака уничтожены. Иными словами табака катастрофически не хватало.
Однако руководство страны сразу смекнуло: если бойцы в окопах не смогут выкурить самокрутку, еще неизвестно, против кого они направят свои винтовки – нехватка курева может привести к бунтам. И тут же взялось поднимать табачную промышленность.
В Азербайджане это удалось сделать с меньшими потерями, чем во многих других местах. Однако и здесь восстановить дореволюционные объемы табачного производства удалось только к 1928 г. Во времена НЭПа вновь заработали фабрики, стало поступать сырье, были определены новые стандарты качества. Кстати, в это время были и попытки организовать частные табачные фабрики, но они не увенчались успехом: табачная отрасль окончательно перешла под контроль государства.
Фабрика «Красный Октябрь», или Табачная фабрика №1, входила в Азербайджанский Табачный трест. Помимо нее в трест входила Табачная фабрика №2, носившая имя III Интернационала, – бывшая фабрика Наги Мехтиева, располагавшаяся на углу улиц Торговой и Станиславской (Низами и Азадлыг). Эти две фабрики были самыми крупными в Азербайджане. Имелись и более мелкие фабрички и артели: «Багдат» на Большой Минаретной в Ичери-Шехер, «Бакинско-Кавказское товарищество» на Балаханской, трудартель «Табак» на улице 28 апреля и др. На них производились как папиросы, так и нюхательные и курительные табаки (махорка).
Кроме этого, на Гимназической располагалась бакинская контора знаменитой крымской феодосийской фабрики «Стамболи» караима Вениамина Стамболи (кстати, две трети табачных фабрик Российской империи, в том числе «Дукат», принадлежали представителям именно этого малочисленного народа Крыма), на улице Фиолетова – Донснабторг, предлагавший продукцию не менее знаменитой фабрики из Ростова-на-Дону бывших табачных королей Асмоловых, на Джапаридзе – Табачный трест Грузии, на Николаевской – Украинский махорочный трест. Последние два особой роли на азербайджанском табачном рынке не играли.
Азбактресту подчинялись и специализированные табачные магазины, которых по данным адресно-справочной книги «Весь Азербайджан» за 1924 г. в Баку имелось ровно 15 штук. Не считая, конечно, киосков, отделов в других магазинах и т.п. Рекламные плакаты и табачные этикетки (тогда это, как и в царское время, называлось «этикет») трест заказывал у знаменитых художников, в том числе у В.Муханова.
Продукция бакинской фабрики пользовалась большим спросом не только в Азербайджанской республике, но и в других регионах Советского Союза. Об этом говорит тот факт, что некоторые марки бакинских папирос, в том числе короткомундштучные «Каспар», вошли в общесоюзный прейскурант 1937 г.
Со временем мелкие фабрички позакрывались и условия на рынке диктовала уже фабрика «Красный Октябрь». Она неоднократно ремонтировалась и модернизировалась.
Вот что мы читаем в газете «Бакинский рабочий» от 13 августа 1945 г.: «Бакинская табачная фабрика «Красный Октябрь» после месячного ремонта начала работать. План ремонта выполнен полностью. Переоборудованы 5 набивочных машин. Если раньше эти машины набивали 53 тысячи папирос в день, то сейчас они набивают 70 тысяч. Десять таких же машин будут переоборудованы к 1 декабря. Установлен электросушительный раструсочный барабан с суточной выработкой 6 тонн. В первых числах сентября на рынок будет выброшена первая партия новых папирос – «Любительские». (Этот бренд был известен еще с дореволюционных времен – О.Б.) Эти папиросы будут иметь длинный и тонкий мундштук и твердую упаковку. В этом же году будут выпущены еще три сорта папирос в твердой и мягкой упаковке. Сырьем фабрика обеспечена».
Твердая упаковка в советское время – это то новое, что, по сути, является хорошо забытым старым: в царское время вся табачная продукция упаковывалась в твердые картонные пачки с красочными, художественно выполненными этикетками. До твердых упаковок вся советская табачная продукция упаковывалась в мягкие пачки, открывавшиеся сверху. Пачки мялись, ломались и, соответственно, то же самое происходило и с их содержимым. Но деваться было некуда, и люди курили то, что было.
Оснащение Бакинской табачной фабрики в начале 60-х гг. новым оборудование позволило ей (равно как и другим советским фабрикам) производить сигареты с фильтром в твердой упаковке с использование полиграфии высокого качества. Фильтры были поначалу бумажными, а затем ацетатными.
После модернизации Бакинская фабрика начала выпускать, кроме чисто своей местной продукции, и общесоюзные марки сигарет: «Космос», «Столичные», «Тройка», «Ява», «Казбек», «Аврора», «Астра», «Прима», «Аэрофлот», «Октябрьские» и др.
Местной продукции тоже было немало. В первые годы советской власти выпускались исключительно папиросы. На бакинские папиросы первых лет советской власти можно посмотреть здесь. Вообще папиросы – чисто российское изобретение: на Западе производились сигары и сигареты. Папиросы – это абсолютно новый вид табачной продукции, возникший в 1844 г. и произведший фурор в мире.
Азербайджанских папирос было много: «Сильва», «Танго», «Прима», «Египетские», «Камея», «Гульбея», «Азия», «Зийба», «Шейх», «Мой каприз», «Наргиз», «Восточные» и др. Затем стали появляться папиросы с типично советскими названиями: власть поняла, что сигаретная пачка – это такая же агитационная площадка, как фантики от конфет, этикетки от спиртного и продуктов и т.п. И появились папиросы «Вышка», «Рабочий», «Баксовет», «Баксоюз», «Ц.Р.К.» (Центральный рабочий кооператив)… Ну, и более нейтральные по названию: «Кор-оглу», «Каспар» (Каспийское пароходство), «Локк-Батан». Иногда, правда, фантазии не хватало, и бакинская продукция называлась просто: «Папиросы №2», «Папиросы 2-й сорт», «XXIV Азербайджан», «XXV Азербайджан» и т.п.
Когда папиросы начали потихонечку отмирать, фабрика «Красный Октябрь», теперь уже Табачный комбинат, стала производить сигареты своих брендов сначала в мягкой упаковке («Азербайджан», «Баку», «Гек-Гель», «Гобустан», «Джейран», «Капаз», «Карабах», «Мугань», «Нахичевань», «Пиркули», «Сигареты №3» и др. На них можно посмотреть здесь), а затем в твердой упаковке («Азербайджан», «Азери», «Баку», «Столичные», «Ширван», «Эфсанэ» («Легенда») и др.
В табачных же киосках с первых лет советской власти, помимо местной продукции, можно было найти московские, ленинградские и ростовские папиросы, а также персидскую, турецкую, грузинскую табачную продукцию.
Позже турецкие и персидские папиросы и табаки исчезли, но появилась самая разнообразная табачная продукция других республик СССР. Встречались и редкие сигареты «Союзные». Это была целая коллекционная серия из 16 видов, посвященная столицам республик Советского Союза: этикетка была решена в общем ключе для разных городов, но на ней присутствовало какое-то знаковое здание для столицы республики. На бакинском варианте «Союзных» красовалось здание литературного музея им. Низами. В начале XXI в. эти сигареты являются фумофилистической редкостью (фумофилия – коллекционирование табачной продукции, пачек и аксессуаров).
Вообще пачка сигарет – это не просто яркая коробочка, это отражение признаков своего времени: моды, национальных традиций, финансового и политического положения, уровня культуры и индивидуальных пристрастий потребителя. Конечно, по красочности и качеству дизайна советская продукция проигрывала дореволюционной, даже при условии все более развивающейся полиграфической промышленности.
Единственное, в чем советский табачный дизайн однозначно был лучше дореволюционного, так это надписью «Минздрав СССР предупреждает: курение вредит вашему здоровью». Эта надпись появилась в 1983 г.; на азербайджанской продукции она писалась на двух языках. По ней коллекционеры безошибочно датируют сигареты и папиросы.