Среди видных представителей медицинской науки Южного Азербайджана XIX столетия особого внимания заслуживает имя врача Мухаммеда Табризи, сыгравшего большую роль как в сближении восточной медицины с западной, так и в развитии научной медицины в Иране.
Общественно-научная деятельность азербайджанского ученого и врача М.Табризи является одной из ярких страниц медицинского прошлого Ирана и Южного Азербайджана.
Табризи родился в азербайджанской семье в крупнейшем городе Южного Азербайджана — Табризе (по другим данным — в городе Хой), приблизительно в 1805 г., и и скончался в 1885 г.
Первоначальное образование он получил в родном городе. В юношеские годы он служил в торговой фирме французского купца, с которым потом уехал в Париж. Он успешно завершил в Париже медицинское образование и вернулся на родину. Благодаря своей врачебной деятельности, Табризи был очень популярен.
Необходимо отметить, что Табриз в этот период (первая половина XIX века), по сравнению с другими городами Ирана, был намного прогрессивнее в области культуры и просвещения. В этот период появляется ряд научных трудов М.Табризи. Выход их был переломным моментом в иранской медицине.
Табризи является автором ряда оригинальных трудов. Одним из них была работа «Муффасале-Ташрих» («Подробная анатомия»). Автор называл свою книгу также «Анваре-Насерия» (1852/53 гг.). Она была издана в Табризе.
Необходимо сказать, что анатомия, как наука, в медицине мусульманского Востока была не развита. В условиях господства мусульманского шариата всякая вивисекция была запрещена. И здесь велики заслуги Табризи.
В «Муфассале-Ташрих» («Подробная анатомия»), — излагаются все разделы анатомии: остеология, синдесмология, миология, ангиология, спланхнология, неврология и аденология. Каждая из этих глав подробно описана и проиллюстрирована 54 оригинальными рисунками.
В другой своей рукописи «Дурре-Несерия», придавая весьма большое значение анатомии, Табризи говорит: «До сих пор анатомическая наука врачами достаточно не изучена, и поэтому вопросы диагностики заболеваний и их правильное лечение остаются еще на низком уровне. Для правильного распознания врач должен обязательно знать анатомическое строение организма».
В вводной части своей книги «Подробная анатомия», он пишет: «Несмотря на все трудности, я написал и закончил свою книгу, этим самым я сделал для народа все, что от меня зависело».
Этот труд был положительно оценен государственными органами.
Далее Табризи указывает, что во время работы над своим трудом по анатомии, он был вынужден вскрыть несколько трупов по «Закону шариата». Анатомия без вскрытия — одни предположения и догадки. Очень может быть, что из-за запрещения вскрывать трупы, Табризи был вынужден пользоваться термином «Закон шариата». Работа в этой области — большая заслуга ученого.
Профессор медицинского факультета Тегеранского Университета Амир Алям на Всеиранском научном медицинском Конгрессе в 1945 г. отметил, что только 15 лет тому назад в Иране (1930-е гг.) стали изучать анатомию на трупах. Однако следует сказать, что впервые в медицине Ирана анатомию на трупах изучал Мухаммед Табризи.
В начале своей книги Табризи дает картину развития истории анатомии.
В разработке анатомических терминов на различных восточных языках Табризи также принадлежит большая заслуга. Иногда он предпочитал латинские названия, но больше употреблял фарсидские, арабские термины.
Однако ученый не забывал и свой родной язык, и некоторые термины звучали у него на азербайджанском языке. Например, «гурсак» (желудок), «гырмызы багырсаг» (пищевод), «кодан багырсак» (слепая кишка), «дол ятаги» (кориун), «дол торбасы» (амнус), «дол аши» (плацента), «джаной» — (тимусовая железа) и др.
Анатомические термины Табризи были очень близки к анатомическим терминам впоследствии принятым на Международной конференции в Базеле в 1895 году.
Табризи предмет анатомии делил на 2 раздела: остеологию, саркологию, к которой относятся — миология, спланхнология, ангиология, неврология и аденология. Кроме этих перечисленных разделов в книге еще имеется отдельная глава, посвященная «Методике рассечения трупов и методике сохранения отдельных органов трупа».
В разделе остеологии Табризи делит скелет на 3 части и называет их: череп, туловище, конечности. Автор указывает, что весь организм состоит из 242 костей: черепных костей—63, костей конечностей— 124, туловища—55, не считая отдельных соединяющих частей.
Раздел миологии Табризи делит на 2 части: на общую и частную. В общей части он дает краткую характеристику мышц, в частной — описывает каждую мышцу, ее формы, точки начала и конца, отмечает ее инервацию. Затем ученый дает правильное описание всех мышечных групп.
Внутренние органы в разделе спланхнологии он делит на 3 части: 1. верхняя полость, 2. средняя полость, 3. нижняя полость, и дает подробное описание органов, находящихся в этих полостях.
Интерес представляет также глава «Методика рассечения трупа, и методика сохранения препаратов». В этой главе он советует в процессе изучения анатомии обязательно ознакомиться с методом рассечения трупа.
Он пишет: «В прошлые времена анатомическая наука была отсталой и находилась как бы в зародышевом состоянии, и поэтому в изучении анатомических вопросов довольствовались лишь книжными описаниями. Только в настоящее время анатомическая наука стала развитой, она разделена на точные разделы и научно обоснована… Все эти научные понятия можно изучить только и только наблюдениями и работой над трупами.»
Для изучения анатомической науки Табризи предлагает 3 метода: I — наглядные пособия, II — создание искусственных препаратов, III — сохранение естественных органов.
В разделе о рассечении трупа Табризи говорит о соответствующей технической подготовке и приводит перечень необходимых инструментов. Им дается также описание методики отделения мышц, костей, связок, их очищение и сохранение, объясняется метод изготовления скелета для изучения, даются рецепты по сохранению трупа на длительное время.
Как отмечает Табризи — «Цель рассечения трупа не только в изучении анатомии, но и в том, чтобы доказать болезнь и определить в каком органе она возникла. Кроме этого, рассечение трупа производится и с судебными целями».
Таким образом можно предположить, что Табризи был также знаком с патологической анатомией и с судебной медициной.
Причина неполного изложения Табризи вопросов патологической анатомии, судебной анатомии и медицины, заключается в господствовавших тогда в Иране и других странах Востока религиозных взглядах. Таким образом, впервые в истории Ирана Мухаммед Табризи заложил основы для развития научной анатомии.
В Иране вообще, в Южном Азербайджане в частности, научно-медицинская мысль стала развиваться со второй половины XIX века.
Мухаммед Табризи являлся выдающимся мыслителем и врачом своей эпохи. Его перу принадлежит ряд оригинальных медицинских трудов, свидетельствующих о большом круге затронутых им вопросов, имеющих не только практическое, но и теоретическое значение. По существу он охватывает, в той или иной степени, все разделы медицины.
Характерная особенность М.Табризи заключается именно в том, что он является основоположником нового, для Ирана того времени, научного медицинского направления.
Большое влияние на формирование медицинских воззрений Табризи имели: идеи врачей-просветителей Франции, где он получал высшее медицинское образование, знакомство с русской медицинской мыслью, благодаря русским медицинским учреждениям, существовавшим тогда в Иране, восточная народная медицина, которую он изучал в Иране.
По материалам книги Н.Кудари «Мирза Мухаммед Табризи»