А.Мехтиева
Народное творчество имеет древнюю историю в Азербайджане. Тысячелетиями богатое наследство, созданное трудом народа, превратилось в огромное народное достояние и из поколения в поколение дошло до наших дней. Одним из древних искусств, дошедших до настоящего времени, является кузнечное дело.
Среди богатых материалов, выявленных на территории Азербайджана, железная руда занимает важное место. В общем, искусство обработки метала в Азербайджане имеет древнюю историю. В результате исследований были выявлены образцы изделий из метала, что доказывает зарождение этого вида деятельности в Азербайджане еще в IV – III тыс. до н. э. и его дальнейшее бурное развитие.
В отличие от памятников эпохи энеолита – крупных предметов с простой конфигурацией, памятники эпохи бронзы из-за своих внешних параметров, то есть образцов древнего искусства металлообработки стиля трамбовки и вздутия оказались в центре внимания. Дальнейшее развитие искусства художественной металлообработки прослеживается в образцах пояса и застежки, сделанных из бронзы.
Куро-Аракская культура эпохи Ранней бронзы характеризуется обширным использованием местных месторождений железной руды и бурным развитием искусства металлообработки. В Азербайджане известны Кедабекский, Нагорно-Карабахский и Балаканский месторождения. На создание и развитие медно-бронзовой металлургии на территории Кавказа оказали существенное влияние страны Передней Азии.
В период Куро-Аракской культуры Кавказ превратился в один из независимых и важных центров металлообработки в Евразии. Именно в этот период искусство металлообработки в Азербайджане существовало в таких населенных пунктах, как Каракёпектепе, Шортепе, Мишарчай, Яныктепе и др. Наличие в этих местностях мастерских по плавке металла указывает на отделение производства металла от других видов и отраслей производства.
Во второй половине II тыс. до н. э. наблюдалось бурное развитие отдельных отраслей производства. Именно в этот период начинается эксплуатация богатых медных месторождений Азербайджана. Основное количество оружий (топор, сабля, кинжал и т. д.) производилось способом получения изделий путём литья из металла.
В Средневековье железо широко применялось в хозяйстве, строительстве, военном искусстве и быту, основные орудия труда и оружия производились из железа. В кузнечных мастерских производились различные изделия. Среди них имели особую важность орудия труда, так как они намного ярче отражали производственные возможности общества и его технический уровень развития.
С другой стороны, эти находки вместе с отголосками производства являются редким источником, дающий возможность исследовать уровень развития искусств металлургии и металлообработки данного периода. В Средневековье орудия труда, которые применялись в сельском хозяйстве (пахота, жатва, садоводство и т. д.) и ремесленничестве (молоток, топор, клещи, пила и т. д.), в основном изготавливались из железа. Некоторые из них носили полифункциональный характер и использовались в качестве орудий труда в разных сферах производства, а также в быту (топор, молоток, нож, клещи, шило т. д.).
В производстве изделий из железа были использованы методы холодной трамбовки, горячей трамбовки, сварка, резка, сверление, складка и т. д. Для определения технических методов, применяемых в кузнечном деле, а также уровня кузнечного дела в Азербайджане в Средневековье, двери Гянджи, которые были изготовлены в 1063 году кузнецом Ибрагимом Осман оглы, имеют большое значение. В ходе изготовления ворот были использованы все известные технические способы производства того времени. Рамка ворот была изготовлена методом трамбовки, к ней были прикреплены в поперечном состоянии железные рукоятки. На рукоятки были закреплены железные складки крупными гвоздями. Письмо было выбито на одном из железных складок.
Наряду с этим можно вспомнить и железную цепь (Байлакан), таган (Кабала), замочный ключ (Шемаха), скребок (Баку, Шемаха, Хараба-Гилян, Шабран), дверные замки (Шемаха, Гянджа, Баку) и т. д..
Народное творчество в сфере металлообработки продолжило свои традиционные характерные особенности в XIX — начале XXI веков. Домашняя утварь, предметы роскоши изготавливались в Шемахе, Гяндже, Баку, Нахчыване, Шуше и других городах Азербайджана. Различные предметы домашней утвари, которые изготавливались в Лагиче, ведерко, кувшин, подойник (кувшин с двумя ручками), котел, поднос, круглый поднос и другие изделия по своим свойствам не отставали от металлических изделий, изготавливаемых в городских местностях.
В 1860-е годы в Азербайджане существовало более 400 кузнечных мастерских. Наряду с большими городами в каждой большой деревне уездов работали кузнецы. В деревнях Демирчиляр и Агян Шемахинского уезда существовали 10-12 кузнечных мастерских. В пункте Агдаш Арашского уезда были 2 мастерских, в деревнях Елизаветпольского уезда Еленедорфе – 29, Анненфелде – 3 и Чайлы – 4 кузнечных мастерских.
Одновременно сырье перевозилось через Бакинский порт из центральных губерний России, закупалось пудами, иногда даже использовалась сталь Дамаска, турецкая и английская сталь. Ремесленники Лагича привозили сырье из местных рудников Борчалы, Гянджи, Кедабека и т. д. Они перевозили готовую продукцию в Шемаху и там вместе с гравёрами доводили до конца процесс производства металлических изделий.
На поверхности различных предметов можно было встретить фигуры птиц и зверей, украшенных орнаментами набати и разными геометрическими контурами. На поверхность предметов, оружий и украшений, изготовленных из железа, наносили разные орнаменты в стилях выравнивания, «басма гарасавад», «шебеке», «хатямкарлык» и «минасазлык».
В древних тюркских мифологических текстах культ кузнеца всегда олицетворяется шаманизмом. Для якутов кузнец и шаман все время это братья, получившие воспитание в одном очаке. В тюркской мифологии покровителем кузнецов является Кыдай Баксы (Кыдай-Бахсы). Шаманы научились шаманству в его подземельной котельне.
В социально-культурной жизни тюрков железо, которое возвышено до уровня культа, является своего рода божественным, а кузнечное дело считалось мистическим, волшебным и благородным деянием. Кузнечное дело и шаманство переходили по наследству. Если для претендента, желающего быть шаманом, его наследственность считалась главным условием, то кузнеца выбирали из потомственных семей в девятом поколении и принимали насильно.
Кыдай Баксы считался покровителем кузнецов, наставником, главой племени духов, проживающих в подземелье, покровителем и учителем шаманов и правителей. Его проживание в подземелье объясняется с охраной тайного сокровища и источника тайного знания.
В свое время шаманизм был широко распространен и в Азербайджане. Однако под сильным влиянием, натиском и преследованием ислама представители шаманизма вынуждены были представляться в качестве экстрасенсов, волшебников, оджакчы, чопчу, знахарей и т. д. Вид и форма занятости шаманов Туркестана также наблюдаются и у азербайджанских шаманов.
Считается, что в доисламский период в Азербайджане эти люди были шаманами. С этой точки зрения, шаманы в Туркестане при лечении людей, заболевших от сильного испуга, 3 раза ударяли под ногу горячим железом и этими ногами вытаптывали (массировали) спину больного, в результате чего больной выздоравливал. Этот метод лечения использовался в Азербайджане также со стороны оджакчы (знахарей). Это лечение называлось «чилдаг». Значение этого метода заключается в том, что способом нанесения на тело человека чила (точки, пятна) проводилось лечение.
Во многих случаях оджакчы сперва сжигал пиле (шелк-сырец) на огне, потом гасил и в форме пылающего угля неожиданно наносил на лоб, руки и грудь человека. Такой способ лечения был широко распространен в Азербайджане. Эти методы лечения были связаны с периодом широкого применения металла в общественной жизни.
Азербайджанцы считали железо священным, принимали его в качестве одного из пяти элементов стихий Создателя, верили, что оно — явление божественное, и поэтому испытывали бесконечное восхищение волшебной силой кузнеца.
Все эти элементы народ обобщил в одном из своих известных эпосов о Кероглы, где азербайджанский народ олицетворял железо, саблю из него и другие оружия как божественное явление. В некоторой части текстов Короглы выступает в качестве родоначальника, героя, а Гырат, Дурат, вода Кошабулага и Мисри кылындж («чудо меч» или «чудо сабля») выступают в качестве элементов, подтверждающих его связь с мифологическим миром.
Сабля Кероглы, изготовленная из куска молнии, связана с огнем и небесным светом. В период формирования эпоса в XVI-XVII веках Мисри кылындж назывался также саблей Молнии. Отец Короглы отдав эту саблю своему сыну сказал, что она не похожа ни на одну другую саблю, что она — сабля Молнии и уничтожает все перед собой.
Начиная с XVI века человеку, уже была необходима не сабля из куска молнии, а реальная сабля. В это время многое из мифологического мышления, связанные с ним позиции и верования, стали превращаться в нечто нереальное, становясь всего лишь отголосками, остатками старых верований.
Информация, отражающая виды и формы деятельности народа, встречается в топонимах. В разных городах Азербайджана сохранились и дошли до наших дней многочисленные древние топонимы, отражающие вид и форму деятельности населения.
В Баку на северной части от крепостных стен Ичери-шехер в ходе строительных работ были найдены остатки металлических изделий. Интересно, что до последнего времени эта территория в народе именовалась как «Зяргяр паланы» («Вьючное седло ювелира»), «Мисгярляр махаллеси» («Квартал медников») и т.д., что носило не случайный характер и говорит о наличии разных отраслей металлообработки. Они указывают последовательное развитие металлообработки в Баку, а также подтверждают его широкое распространение. Найденные предметы были отнесены к XII-XV вв.
На территории Азербайджана существует множество топонимов, связанных непосредственно с наименованием кузнец. С этой точки зрения, было бы уместно отметить деревни Демирчи на берегу реки Пирсаат Шемахинского района, в районе Седерек в Нахчыване и т. д.
Что касается деревни Демирчи Шемахинского района, то следует отметить, что население этой деревни переселилось сюда из другой деревни под названием Ахан, семьи кузнецов в дальнейшем поселились здесь в качестве постоянного места проживания, а деревня была названа в честь кузнецов, поселившихся здесь.
В Шемахинском районе отмечали грязевой вулкан, реку под названием Демирчи. В начале XIX века в Кельбаджарском районе переселенцы из деревни Шыных (Кедебек), по всей вероятности, в связи со своим родом деятельности, поселились вокруг деревни в местности Демирчидамы (демирчихана, т.е. кузница) и поэтому эта деревня получила название Демирчидам.
Кузнецы этой деревни, которая располагалась на обочине дороги кочевников, оказывали услуги кочевникам, уходящим в йайлаг (летнее пастбище) и возвращающимся в кишлак (зимник). Река Демирчидереси (недалеко от деревни Демирчи) Ярдымлинского района, берет свое название от занятия местного населения.
Топоним «демирчи» также встречается в административно-территориальной единице Карабулак Ходжалинского района, на берегу реки Джогаз в Казахском районе, в Дондарлы Кубадлинского района и одноименной административно-территориальной единице Тертерского района. Вышеупомянутый поселок образовался в результате проживания здесь семей, принадлежавших роду кузнецов. В XVI веке эти кузнецы, имена которых фигурируют среди кызылбашских племен, в дальнейшем превратились в одну из главных, могучих лагерей газахского племенного объединения.
Топоним Демирли часто встречается в Шемахе, Шаруре, Джалилабаде, Кедебеке и т. д. Среди многочисленных версий, существующих касательно происхождения этого топонима, в его формировании также была подчеркнута важная роль рода Демирли.
В городских местностях в процессе металлообработки кузнецы пользовались некоторыми видами топлива. В некоторых городах Азербайджана, в частности в Баку использовали нефть. Вероятно, Бакинская нефть применялась в качестве топлива в той сфере производства, где не требовалась высокая температура.
В кузнечных мастерских активно использовали уголь. В Баку недалеко от Ичери-шехер в свое время существовала «Кёмюрчи мейданы» («Площадь угольщика»). Сюда из горных сел на повозках буйволов и на верблюдах привозились зерно, уголь и другие продукты на продажу, о чем сообщали разные источники. На плане Николая фон дер Нонне 1898 года можно видеть, что Воронцовская площадь («Кёмюрчи мейданы») имела четкие границы и располагалась между 1-й и 2-й Параллельными улицами.
Вышеуказанное еще раз подтверждает, что металлообработка, а также кузнечное дело полностью сформировались как отдельная отрасль производства и переживали бурное развитие на уровне требований того времени.
В районах Азербайджана широко было распространено ремесленничество. Например Лагич (Исмаилиннский район) в Средневековье славился как важный центр ремесленничества. Работы местных мастеров, в особенности кузнецов, хорошо славились даже за пределами Азербайджана. Эти мастера, в основном, изготавливали орудия труда, связанные с хозяйственными работами, производили подковы, гвозди и т. д. для рабочего скота. Орудия, изготовленные кузнецами Лагича, по своему качеству отличались от орудий, приготовляемых в других местах.
Кузнечное дело, которое прошло долгий путь развития с древних времен до наших дней имело важную роль в истории народа, формировании не только материально-культурного, но и нематериального наследия.
По материалам сборника «Айыы Таҥара и кузнечный культ в тенгрианстве»