Ваджия Самедова – художник говорящий «от первого лица»

Гюльрена Каджар

Ваджия Самедова (1924-1965) – художник необычайной и счастливой судьбы в самом высоком смысле этого слова – смысле не обывательском и банально-житейском, по которому идеалом считается существование долгое, спокойное и обеспеченное, а в высоком человеческом смысле, где цена и смысл жизни – творчество, горение, борьба и счастье в поиске.

Ваджия-ханум – поразительный художник, талант её огромен и феноменален. Здесь неуместно говорить о женском искусстве – это высокое Искусство, сильное, яркое, драматичное и романтичное, вызывающее восхищение, уважение и любовь, ибо оно делает нас лучше, чище, богаче, собраннее, поэтичнее, счастливее.

Её искусство окружено неким ореолом, имеющим не только эстетическую, но, пожалуй, и этическую окраску. Её картины не просто смотрят, в них всматриваются, ибо её искусство наполнено жизненно важным, актуальным, отмечено печатью глубоко личного отношения к миру. В этом смысле В.Самедова – художник истинно лирический, говорящий «от первого лица».

В композиционном решении картин есть какая-то истовость, связанная с тем, что лиризм В.Самедовой часто окрашен в драматические, даже трагические тона. Но главное в её творчестве, пожалуй, то что оно приоткрывает зрителю высокий смысл искусства и бытия…

Её жизнь складывалась удачно с самого начала: любящие родители, чудесная сестра, атмосфера уважения к музыке и поэзии, присущая азербайджанской ментальности, успешная учёба в художественном училище имени А.Азимзаде, где ей преподавал будущий супруг Лятиф Фейзуллаев. В 1944 году, окончив училище, она поступает в Московский художественный институт имени Сурикова, на живописное отделение.

Педагог её в Суриковском институте, выдающейся живописец Павел Корин высоко оценивал талант и трудолюбие своей любимой студентки. По его настоянию, окончив с успехом институт, она остаётся ещё на 3 года в Москве для обучения в аспирантуре. После аспирантуры получает предложение преподавать в Суриковском институте, но интересы семьи и тоска по родине берут верх, и вернувшись в Баку, она начинает преподавать в художественном училище, а всё своё основное время фанатично посвящает любимой живописи.

Счастливые семейные отношения с замечательным живописцем Лятифом Фейзуллаевым, в среде художников к тому же главным авторитетом и интеллектуалом-теоретиком в понимании живописи; чудесные дети, также наделённые талантом к искусству – всё это давало возможность В.Самедовой постоянно и без устали трудиться. Вместе они объездили весь Азербайджан.

В 1954 году выставленные 30-летней Ваджией пейзажи Гей-Гёля и особенно «Портрет актрисы Лейлы Бадирбейли» имели огромный успех.

В последующие и, к глубокому сожалению, последние десять лет её короткой, но такой яркой и насыщенной жизни художница очень много и продуктивно работала. Она создала множество портретов и тематических картин, где изображает образы удивительно красивых (своей духовной жизнью) современниц.

Далее, в 1961 году была творческая командировка в Болгарию, породившая множество впечатлений и холстов, которые показаны в 1962 году на персональной выставке в Баку.

В 1964 году художница представила на выставке в Баку картину «В ожидании вести». Это картина о матерях, ожидающих на берегу каспия возвращения рыбаков. К тому времени В.Самедова была уже тяжело больна. Через год ее не стало. Это была последняя её картина – прекрасная и трагичная: о людях, судьбах, о земле и море, о жизни…

В 1965 году, сразу после кончины художницы, выставочному салону Союза художников Азербайджана — главной художественной галерее республики — было присвоено имя Ваджии Самедовой.

В 2008 году, к её 85-летию в турецком издательстве сыном и внуком художницы был выпущен альбом, дышащий любовью и преклонением перед творчеством азербайджанского мастера. На обложке книги – портрет художницы, написанный её мужем, педагогом и выдающимся художником Лятифом Фейзуллаевым.

Это была удивительная, сильная и интересная семья: разные по темпераменту и возрасту, они были счастливы вместе, потому что их объединяла любовь. В том числе любовь к живописи.

Портрет Ваджии-ханум кисти Лятифа Фейзуллаева – очень энергичное полотно, образ женщины здесь сильный, страстный, потенциально мужественный и одновременно очень интимный, это портрет чувственной женщины, внутри которой огромная сила творящей личности. Лятиф Фейзуллаев завершил этот полный счастья и творческой энергии портрет супруги спустя год после её кончины.

РАБОТЫ В.САМЕДОВОЙ:

По материалам журнала IRS Наследие