Исследователи бронзовых поясов, найденных на Южном Кавказе, том числе и в Азербайджане, исходя из изображений на их поверхности, делили эти пояса на три группы. К первой группе отнесли неорнаментированные простые пояса, ко второй, пояса с геометрическими узорами, а к третей пояса, на поверхности которых нанесены изображения животных, людей и разные сцены.
Простые пояса, в основном неширокие и изготовлены из относительно толстой бронзовой пластинки, широкие простые пояса изготовлены из тонкой пластинки. Концы поясов полуовальные. Широкие пояса имеют три, неширокие же одно отверстия для вдевания веревки. В двух случаях встречаются пояса с петлей, а это, скорее всего, предназначено для ношения оружия, или же других предметов.
Во время археологических раскопок, проводимых В.Белком в Кедабеке было найдено 19 поясов поверхность которых был покрыта геометрическими узорами. Узоры на этих поясах, в основном простые, в лишь некоторых случаях сложные. Они выполнены методом гравировки и чеканки. Кедабекские пояса второй группы своей оригинальностью и сложностью орнамента резко отличаются от поясов, найденных в других регионах Азербайджана, и всего Южного Кавказа.
На поверхности поясов второй группы, в основном, изображены сплетенные, елочные, сетчатые узоры, спиралевидные изображения, треугольные и ромбовидные геометрические фигуры. На поверхности бронзовых поясов второй группы больше всего встречаются узоры в виде простых и сложных спиралей и спиралевидных орнаментов.
Геометрические узоры и знаки, встречающиеся на поверхности бронзовых поясов, широко использовались также в художественном оформлении керамических сосудов, предметов украшения и орудий, синхронных с этими поясами.
На территории Южного Кавказа бронзовые пояса 3 группы с изображениями на поверхности, больше всего были найдены в Азербайджане, и особенно в Кедабекских могилах типа каменный ящик.
Бронзовые пояса, на поверхности которых изображены разнообразные сюжеты и композиции обладают изысканным оформлением. На них изображены антропоморфные и зооморфные образы — человек, животные, птицы, и трансферные средства, разное оружие, геометрические фигуры и узоры, растительные элементы, астральные знаки.
Бронзовые пояса со сложной композицией, полученные с Ходжалинских курганов, Мингечаурских грунтовых могил, а также в Газахе, Абшероне, Хачбулаге и Нахчыване, в целом оригинальны и не повторяют друг друга. Но в их сюжетных линиях встречаются общие схожие стороны.
В численном отношении в композициях на поверхности бронзовых поясов, относящихся к третей группе, преобладают изображения животных. Это, в основном образы оленей, быков с рогами в виде полумесяца, горных козлов, лошадей, львов, змей, птиц и пр.
Изображенные на поверхности бронзовых поясов быки, козлы, лошади, олени, ослы, собаки, волки, львы, змеи, рыбы, а также человеческие изображения, астральные знаки, геометрические узоры нашли свое отражение и на других образцах материальной культуры той эпохи. Были также обнаружены маленькие отлитые из бронзы цельные фигурки практически всех вышеназванных животных.
На поверхности большинства исследованных бронзовых поясов встречаются астральные рисунки. Они в основном состоят из изображений Солнца и звезд. Изображения солнца, как правило, даны в виде круга. Центр круга заполнен спиралевидными, прямыми и пересекающими крест на крест линиями, лучами и точками.
Многие знаки на бронзовых поясах, символизирующие Солнце, изображены в виде спирали. Спиральные изображения на поверхности керамических сосудов, относящихся к Куро-Араксинской культуре, считаются исследователями схематическими изображениями змеи, Солнца, рогов животных, символическим знаком бараньего рога и т.д. Существуют также разные мнения о передачи спиральными изображениями семантического символа воды и орошения.
Одним из изображений Солнца на бронзовых поясах, являются круги, заполненные чеканенными точками. Изображение Солнца вокруг рисунков человека и козла на поверхности глиняных сосудов Ходжалы-Кедабекской культуры также заполнены точками. Большинство изображений Солнца на поверхности бронзовых поясов, найденных в других местах Южного Кавказа выполнены в этом же стиле.
Одним из широко распространенных символических изображений Солнца является свастика. Этот знак часто встречается на многих предметах материальной культуры Азербайджана эпохи средней и поздней бронзы. Чаще всего изображения свастики зафиксированы на предметах из зоны Гянджачая и отчасти Карабаха. Аналогичные знаки свастики были также выявлены на камнях Гемигая в Нахичеване.
Изображение свастики на поверхности многих предметов материальной-культуры, обнаруженных в Азербайджане, в том числе и на бронзовых поясах, найденных здесь дают веские основания утверждать, что этот знак был характерен именно для племен, живших на территории Азербайджана.
Астральные изображения на поверхности бронзовых поясов, а также их близкие аналоги на поверхности других предметов материальной-культурных еще раз доказывают, что в период поздней бронзы и раннего железа поклонение небесным телам, особенно же Солнцу, было определяющим в сложной системе религиозных верований на Южном Кавказе и том числе и в Азербайджане.
Среди геометрических фигур больше всего привлекают внимание изображения ромбов запечатленных, в основном на поверхности бронзовых поясов, найденных в Кедабеке, Ходжалах и Мингечауре, где они размещены под ногами животных.
Изображения ромба опят таки характерны для бронзовых поясов, найденных в Азербайджане. Ромб считается символом, связанным с культом богини земли и плодородия, отражающим вспаханный участок земли. Вероятно, ромб как символ земледельческого культа, сформировался в Восточной части Южного Кавказа, в среде древнего оседло-земледельческого населения.
Одним из распространенных орнаментальных мотивов встречающихся на поверхности бронзовых поясов, являются перекрещивающиеся линии. Эта геометрическая фигура, нанесенная на поверхность бронзовых поясов, безусловно имеют семантический смысл. Идентичные изображения можно встретить среди петроглифов Гемигая, на Нахчыванской керамике поздней бронзы и на поверхности сосудов, относящихся к Ходжалы-Кедабекской культуре.
На поверхности бронзовых поясов так же встречаются изображения, напоминающие топоры секиры. Х.П.Кесаманлы назвал изображения, похожие на топоры секиры магическим знаком, а Н.И.Рзаев назвал эти изображения на бронзовых поясах «якореобразными» и считал их символическим изображением древних тотемов. Исследователи связывают топоры-секиры и их изображения на предметах материальной-культуры с верой и поклонением небесным телам.
Одним из символических знаков, встречающихся на бронзовых поясах, является изображение треугольников. Треугольные фигуры широко использовались также в рамочном украшении поясов, в орнаментации оружия и украшений. Исследователи пришли к выводу, что изображения треугольников символизируют горы. В древности горы считались священными и были связаны с культом Солнца.
Исследователи, многие изображения и орнаменты на бронзовых поясах связывают с религиозными представлениями и мировоззрениями населения, жившего на Южном Кавказе в период поздней бронзы — раннего железа.
Изображения и узоры, знаки и геометрические фигуры на бронзовых поясах по отдельности нашли свое отражение и на других предметах материальной-культуры того времени — керамических и металлических изделиях, оружии и украшениях, а также на наскальных рисунках.
Среди изображений животных, нашедших свое отражение на бронзовых поясах, самыми распространенными являются изображения быков с рогами в виде полумесяца. Культ быка с древних времен был широко распространен на всём Востоке и том числе и на Кавказе. В Азербайджанской мифологии имеются много легенд, связанных с быком. Культ Солнца, широко распространенный в Азербайджане в период бронзы возвысил быка до образа солнечного божества.
К изображениям коней на бронзовых поясах надо относиться также с этой точки зрения. В период бронзы, лошадь так же как и бык использовалась в качестве вьючного транспортного средства и как средства для верховой езды. Образ коня во всех случаях был связан с Солнцем олицетворял, природное божество.
На большинстве поясов встречаются и изображения козлов. Во многих случаях они сопровождают астральные знаки, что указывает на связанность козла с Солнцем, астральным миром. Связанность изображений козла с астральным миром, можно увидеть и на наскальных рисунках, керамических сосудах, бронзовых украшениях, где они присутствуют совместно с солярными знаками.
Изображения собак нашли свое отражение на бронзовых поясах, найденных в Кедабеке. Некоторые исследователи связывают образы собак на бронзовых поясах с земледельческим культом. Изображения собаки-волка, наряду с тотемическими религиозными воззрениями, были связаны и с астральными представлениями. Круги с пересекающимися линиями в середине символизирующие Солнце, нанесенные на тела волчих изображений, на бронзовых поясах, найденных в Газахе, дают основание выдвинуть подобное мнение.
В.Г.Алиев отмечал, что изображения собак на Гемигая связаны с религиозной идеологией древних земледельческо-скотоводческих племен Нахчывана. Ряд исследователей так же отмечали, что фигуры собак, найденные при археологических раскопках памятников эпохи бронзы, носили культовый характер.
Абсолютное большинство мнений, выдвинутых в научной литературе о семантике изображений птиц, нашедших свое отражение на бронзовых поясах, связывает образ птицы с Солнцем. В одном из древних шумерских сказании птица Анзуд переносит души умерших людей в другой мир. С этой точки зрения большой интерес вызывает птица Зумруд, присутствующая в азербайджанских сказках. Древние тюрки считали птицу Симург символом солнечного божества.
Один из образов, занимающих важное место на бронзовых поясах — это образ змеи. Широкое распространение образа змеи в период бронзы связан с религиозными поверьями живущих в тот период племен. Змея связываясь с небесным миром, символизирует Солнце, Луну, звезды. Азербайджанская пословица «змея не умрет, пока не увидит звезду» указывает на связанность змеи с астральным миром.
Но наиболее преобладающим среди всех изображений животных на бронзовых поясах, являются олени. Это один из, широко распространенных на Кавказе образов, связанных с культом Солнца.
Изображения коня и оленя на бронзовых поясах, встречаемые в могилах их скелеты и фигуры указывают, что наряду с ролью упряжного транспорта они также носили функцию переноса души умершего человека в иной мир, страну Солнца.
Изображения, нашедшие свое место в композициях на бронзовых поясах как отдельные элементы узоров, представляют сведения о мастерах и, окружающей их среде, о флоре и фауне. Изображения фантастических животных и небесных тел, особенно изображение Солнца говорит о религиозных воззрениях племен периода бронзы, живших в Азербайджане.
Результаты исследования бронзовых поясов выявленных на территории Азербайджанской республики, как отдельной самостоятельной категории памятников и их сопоставительный анализ как между собой, так и с анологичними бронзовыми поясами из других регионов Кавказа и Передней Азии и с широким кругом других синхронных предметов данного региона позволил выяснить их практическое функциональное назначение, а анализ их декоративного оформление их место в системе религиозно-космогонических представлений того периода.
Бронзовые пояса всех видов за исключением, пожалуй, только простых гладких поясов были многофункциональны. Находки большинства поясов в могилах в сочетании с многочисленными предметами вооружения, расположение их в поясной части костяков не оставляют сомнений в том, что они являлись элементами защитного доспеха и были составной частью воинской экипировки. Одновременно орнаментированные бронзовые пояса имели ритуальное значение.
По материалам книги Т.Геюшевой «Бронзовые пояса Азербайджана»