Гарабагское ханство при Ибрагимхалил хане (1763-1806): на вершине могущества

З.Гаджиева

После смерти основателя Гарабагского ханства Панахали хана в Ширазе в 1763 г., его сын  Ибрагимхалил возвращается в Гарабаг, где по праву старшего брата требует передачи ему ханского трона.

После женитьбы на сестре аварского Умма хана он увеличивает число своих сторонников и начинает притеснять своего брата. Мехрали бек обращается за помощью к Керим хану Зенду, а через некоторое время находит убежище у соперника Ибрагимхалил хана — Фатали хана Губинского.

Фатали хан в лице гарабагца Ибрагимхалил хана видел соперника в борьбе за объединение Азербайджана. Именно по этой причине он неоднократно совершал военные набеги на Гарабаг. Один из самых больших походов был совершен в начале 1783-го года.

Переводчик русского военного командования Мустафа Муртазиев, направленный к Фатали хану, застал последнего в Гарабаге у села Агдам. По его словам, рядом с Фатали ханом были Шемахинские правители Мухаммед Сеид хан и Агаси хан, шекинский Абдулгадир хан, муганский Тале Гасан хан, правитель Тарки Муртуза Али, ленкоранский Гара хан и несколько правителей Дагестана. Только число наемников здесь достигало 13 тысяч человек.

Ибрагимхалил хан укрепился в Шушинской крепости. Поняв, что не сможет взять Шушу, Фатали хан разграбил окрестные села и, захватив много пленных, возвратился обратно.

В 1785-м году враг губинского Фатали хана — шемахинский Агаси хан убил Мехрали бека. В 1795-м году Гарабаг подвергся нападению со стороны еще более могущественного врага — Ага Мухаммед хана Гаджара. Но гарабагцы оказали ему мужественное сопротивление. Продержав крепость в осаде в течение 33 дней, Ага Мухаммед хан так и не сумел овладеть Шушой и направился в Тифлис.

Перед нападением на Тифлис Ага Мухаммед хан послал Ираклию II грамоту ультимативного характера, в которой указал, что грузины всегда подчинялись Ирану и поэтому Ираклий тоже должен подчиниться ему. В противном случае, шах грозил напасть на Грузию, пролить здесь реки крови грузин и русских. Полностью разбив войска царя Ираклия П, он разграбил Тифлис и вернулся обратно.

В 1796-м году объявивший себя шахом Ага Мухаммед вновь готовился напасть на Шушу. Он потребовал у многих ханов, чтобы те не допускали в свои владения Ибрагимхалил хана, если тот попросит убежища.

В 1797-м году, во время второго похода, Ага Мухаммед шах окружил крепость Шушу и из рощи под названием Довтелеб подверг ее непрерывному пушечному обстрелу. Французский ученый Жан Кюре (Гевр), ссылаясь на книгу Роберта Кер-Портера «Путешествие в Грузию, Армению и Иран», пишет: «Ага Мухаммед хан Гаджар, дойдя до Шуши, увидел, что город готов к защите. Он окружил крепость. Еще со времен прежней осады он знал, что у Шуши крепкие стены. Поэтому он поручил свои артиллеристам нацелить все пушки в одну точку, чтобы все снаряды попадали в одно место …».

Под руководством главного артиллериста Ага Мухаммед шаха — Гамида Ултея пушкари днем разрушали крепостную стену, а с наступлением ночи жители города восстанавливали ее. По приказу шаха по ночам сжигались лесные массивы, прилегающие к крепостной стене. Шушинцы прицельным огнем уничтожали факельщиков. Но, несмотря на их героическое сопротивление, пушки Гаджара постепенно разрушали крепостные стены.

Жан Кюре пишет: «Увидев разрушение крепостных стен, Ибрагимхалил хан разрешил населению покинуть город, а сам с 200 наиболее отважными воинами совершил ночную вылазку в тыл врага. Напав на пушкарей, которые обстреливали город со стороны местечка под названием «Ворота Моллы Насреддина», он полностью разгромил их. Когда же он решил вернуться обратно, то увидел, что все дороги отрезаны. Лишь только северная дорога, проходившая за Топханой, была открыта. Правитель Гарабага понял свою ошибку и пожалел о том, что, будучи руководителем обороны города, покинул крепость».

После того, как Ибрагимхалил хан покинул Шушу, оставшаяся без своего руководителя крепость сдалась. Несколько дней спустя в результате дворцового заговора Ага Мухаммед шах был убит в Шуше. Его войско было рассеяно и бежало. Историк Ахмед бек Джаваншир пишет, что в организации покушения на Ага Мухаммед шаха был замешан серабский Садиг хан Шаггаги. Говорили, что его родственник — племянник Ибрагимхалил хана Мухаммед бек Джаваншир также знал об этом заговоре.

«Прослывший своей доблестью и отвагой» Мухаммед бек — сын младшего брата Ибрагимхалил хана Мехрали бека временно взял в свои руки власть в Шуше.

Ахмед бек Джаваншир, оправдывая данный поступок своего деда, пишет: «время Ибрагимхалил хана, изнурявшего народ своими безмерными требованиями, закончилось, для руководства страной, находившейся на перекрестке дорог, нужен был более умелый правитель».

Предполагая, что в случае возвращения в Гарабаг он встретит противодействие со стороны своего племянника, Ибрагимхалил хан три месяца оставался в Балаканах, затем вместе со своими сторонниками двинулся в сторону Гарабага. Первым он отправил в Шушу своего сына Мехдигулу агу вместе с несколькими беками. Мухаммед бек, хотя на словах и говорил о верности своему дяде, власть отдавать не хотел. Поэтому Мехдигулу ага написал отцу письмо, в котором информировал его о действительном положении дел, а сам начал собирать в крепости своих сторонников.

Ибрагимхалил хан спешно направил в Гарабаг старшего сына Мухаммедгасан агу вместе с отрядом из 500 дагестанцев. Узнав об этом, Мухаммед бек решил переправить население Гарабага в сторону Араза и там продолжить борьбу. Мухаммедгасан ага настиг Мухаммед бека в трех верстах от крепости на горе Кире. Элаты перешли на его сторону. Оставшийся в одиночестве, Мухаммед бек пришел к Мухаммедгасан are и покаялся перед ним. Затем Мехдигулу ага казнил в Шуше сторонников Мухаммед бека.

И только после этого Ибрагимхалил хан вошел в Шушу. Но между ханом и его племянником оставалось недоверие. Слепой Мухаммедгасан хан, временно взявший в свои руки правление в Шеки, пригласил к себе в гости Мухаммед бека. Но по прибытии в Шеки у него отбирают все богатство и заключают в тюрьму.

Кровный враг Мухаммед бека шемахинский Мустафа хан (в свое время его отец Агаси хан казнил Мехрали бека — отца Мухаммед бека, а в отместку за это Мухаммед ага убил Агаси хана и одного из его сыновей) потребовал от Мухаммедгасан хана выдачи Мухаммед бека. В результате Мустафа хан убил Мухаммед бека.

Ибрагимхалил хан уже постарел, он не мог полностью контролировать все, что происходило во дворце. А здесь развернулась борьба за власть между двумя группировками. Одна из них, ожидая нового прихода русских на Южный Кавказ, не желали подчиняться Гаджарам. Другая группа, в которую входили Мирзалибек, Фейзибек и другие, всячески старались угодить Гаджарам. Впоследствии именно эта группа и одержала вверх.

Была выполнена воля Фатали шаха Гаджара: слугу Сафарали — одного из участников покушения на Ага Мухаммед шаха, забрали у Шекинского хана и подвергли жесточайшей казни. А растерзанный труп шаха, обернутый в позолоченные ткани, был отправлен в Тегеран. Спустя некоторое время сына Ибрагимхалил хана Абульфата отправили во дворец Гаджаров в качестве заложника, а его дочь — Агабеим ага была отдана в жены Фатали шаху.

Известно, что с 1803-го года Россия начала завоевание азербайджанских земель. Летом того же года было покорено население Джаро-Балакана, а 2-го января 1804-го года штурмом была взята крепость Гянджа. Командующий русскими войсками генерал Цицианов потребовал от Ибрагимхалил хана, чтобы тот явился в его лагерь вблизи Кюрекчая и подписал договор о переходе под покровительство России. Считая невозможным оказание сопротивления русским войскам, снаряженным современным оружием, и не желая, чтобы его постигла участь гянджинского Джавад хана, Ибрагимхалил хан согласился на этот ультиматум.

4-го (26-го) мая 1805-года в 20 верстах от города Гянджи, на берегу реки Кюрекчай, между генералом Цициановым и Ибрагимхалил ханом было подписано соглашение, по которому хан принимал вассальскую зависимость от русского императора. Полномочия хана были значительно ограничены. Согласно договору, хан лишался самостоятельности в связях с соседними правителями, наиболее значимые из поступающих к нему писем он должен был отправлять главнокомандующему русскими войсками на Кавказе.

В Шушинской крепости размещался русский гарнизон в 500 человек, в знак своей верности хан должен был отдать в заложники второго сына своего старшего сына для пожизненного проживания в Тифлисе. За это ханству гарантировалась целостность владений, был сохранен принцип наследственности в управлении ханством, переход власти по старшинству. При этом наследование должно было утверждаться русским царем. В полномочиях хана оставались права по исполнению наказаний по вынесенным судебным делам и сбор податей.

Кроме того, согласно договору, старший сын хана Мухаммедгасан ага, второй сын которого находился в заложниках в Тифлисе, назначался наследником престола. Ибрагимхалил хану был присвоен чин генерал-лейтенанта, Мухаммедгасан are и Мехдигулу aгe — генерал-майоров, Ханлар are — полковника.

Через некоторое время после заключения Кюрекчайского соглашения Мухаммедгасан ага заболел и умер.

Мирза Джамал пишет: «…Группа людей, не желающих подчиняться русскому государству, пользуясь смертью Мухаммедгасан аги и нахождением Мехдигулу аги вдали от области, а также болезнью, преклонным возрастом и слабостью Ибрагимхалил хана, начала проводить работу, направленную против соблюдения соглашения и принятых обязательств.»

Генерал Цицианов срочно отправляет Мехдигулу агу в Шушу.

Весной 1806-го года иранская армия вновь начала поход на Гарабаг. Иранцы тайно засылают своих людей к Ибрагихалил хану, пытаясь склонить его на свою сторону. В это время в Гарабаге находился небольшой гарнизон русских войск. За исключением отряда егерей под руководством майора Лисаневича, здесь больше никого не было. Чтобы предотвратить разгром и разорение Гарабага, Ибрагимхалил хан стал маневрировать, демонстрировать свое расположение к иранцам. Это насторожило майора Лисаневича.

Мирза Джамал пишет: «На самом деле (русская) армия сильно задержалась. Гызылбаши и их войска приблизились к крепости на расстояние 12 километров. Покойный Ибрагимхалил хан переселил семью и приближенных из ханского дворца поближе к крепости. Несколько прохвостов сообщили об этом майору. Ночью майор со своим отрядом отправился к Ибрагимхалил хану. Судьба распорядилась так, что этой ночью хан вместе с членами семьи и несколькими приближенными были убиты».

Вместе с Ибрагимхалил ханом были убиты еще 20 человек: его жена — сестра шекинского Селим хана, другая жена — Туги бейим, дочь шекинского Гусейн хана, ханская дочь от Бике ага, сын от Гевхер ага (ему было 13 лет), а также Херемихан, Салтанат бейим, Себреи хан, Аббасгулу ага, Гаджи Гусейнали бек Кебирли, Мирза Хагвер-ди Кебирли, Гуммет бек Джаваншир, Гасанага, Гюлмели бек Сарыджалы, Мирзатаги Афшар, слуга Алипанах, Хадже Гасан Аджам оглу Кебирли, 2 сына Гара и еще 4 шушинца.

В это время Мехдигулу ага и Джафаргулу ага были в Шуше. Они не восстали против русского государства. В конце 1806-го года вновь назначенный командующий на Кавказе генерал Гудович по прибытии в Тифлис представил императорскую грамоту о назначении Мехтигулу ага Гарабагским ханом.

Ибрагимхалил хан занимает особое место в азербайджанской истории периода ханств. Во время его правления могущество Гарабага значительно возросло. Ибрагимхалил хан посадил своего племянника Асадуллу бека на ханский престол Тебриза, Нахчыванский, Гарадагский и некоторые другие ханства попали в зависимость от Гарабагского хана.

Ибрагимхалил хан положил конец раскольнической деятельности меликов Хамсы. Женившись на Бике — сестре аварского Умма хана, Ибрагимхалил хан приобрел союзника, обладающего большой военной силой. Позднее, взяв в жены сестру шекинского Селим хана, он смог влиять на Шекинское ханство.

Во времена Ибрагимхалил хана Гарабагское ханство достигло вершины своего могущества. Гарабагцы давали достойный отпор посягательствам соседних ханств, успешно противостояли даже сильному иранскому правителю Ага Мухаммед шаху.

Политические процессы, происходившие в то время в Гарабагском ханстве, можно было наблюдать и в других ханствах Азербайджана. Распри между ханствами ослабляли их, не позволяли построить единое государство, откладывали на долгие годы перспективы мирной и спокойной жизни.

По материалам книги автора «Гарабагское ханство»

Читайте также: На тропе войны: Гарабагское ханство при Панахали хане (1747—1763)