Забытые имена в истории Баку: Александр Ульский

О.Буланова

Как известно, самая первая фотография была сделана в 1839 году — как бы фантастически это ни звучало. В том же году было сделано и первое фото городского пейзажа. Называлось оно «Бульвар дю Тампль в Париже» и являлось дагерротипом. К сожалению, бакинских фотографий того периода не сохранилось. Самые ранние из известных, чье авторство не вызывает сомнений, датируются исследователями началом 60-х годов XIX века.

К счастью, история донесла до нас имя фотографа, оставившего нам несколько замечательных по качеству и информативности снимков старого Баку. Его звали Александр Ульский (1837-1868).

В 1862 году он снял северо-восточный портал комплекса сооружений в Ичери шехер, который позднее стали называть Дворцом Ширваншахов. В оригинале фотография называется «Северо-восточный портик Ханского дворца».

В 1864 году Ульский сделал несколько панорамных стереофотографий Ичери шехер и набережных, точнее, тогда еще пристаней. Снимки сделаны с моря с движущегося судна. В кадр попали все три минарета Ичери шехер, Девичья башня и несколько судов и лодок на море.

Известна его фотография дома управляющего компанией «Закаспийское торговое товарищество» барона Торнау в районе современной площади Азнефти (предположительно 1861 года). На еще одном фото Ульского — здание Адмиралтейства на Баилове, а на другом — Морской общеармейский госпиталь на Баиловском мысе (именно в нем позднее расположится первое заведение св. Нины).

Есть данные, что в 1867 году Александр Ульский сделал также несколько снимков маяков Абшеронского полуострова. Надо сказать, что предложение о строительстве маяков на северном побережье Абшерона было поднято Кавказским наместником Михаилом Воронцовым еще в 1852 году, но из-за отсутствия средств это предложение на тот период было отклонено.

Однако во второй половине XIX века для обеспечения безопасности судовождения на северном побережье Абшеронского полуострова были все-таки сооружены три маяка: Абшеронский, Амбуранский (Нардаранским) и Шувеланский.

Абшеронский маяк (на горе напротив острова Пир-Аллахы) был построен в 1859-1860 годах. Это был самый крупный из местных маяков. Он представлял собой 25-метровую каменную башню оригинальной конструкции с арочным входом и окнами в виде якорей. Маяк вступил в строй 23 октября 1860 года.

В 1855 году Ульский окончил офицерские классы при Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В дальнейшем прошел хорошую практическую школу астронома под руководством Василия (Фридриха Георга Вильгельма) Струве — одного из разработчиков проекта Пулковской обсерватории и ее первого в истории директора.

В 1862 году в юго-восточной части Каспийского моря Александр Ульский открыл и описал банку «Грязный Вулкан». Исследуя глубоководную часть Каспия, Ульский обнаружил в 42 километрах к северо-востоку от банки «Грязный Вулкан» у Туркменского залива у южной оконечности острова Огурчинский ранее неизвестную банку, которая была названа «Банкой Ульского» (название дано до 1897 года, т.к. на карте этого года она уже присутствует).

Ульский также составил первую в истории батиметрическую схему Абшеронского порога и батиметрическую карту Каспийского моря и подробно описал остров Пир-Аллахы (в советское время остров Артем), расположенный у северных берегов Абшеронского полуострова. (Батиметрические схемы и карты составляются при помощи батиметрии — процесса сбора данных о глубинах.)

В 1856-1871 годах на Каспийское море проводил исследования со своей специальной гидрографической экспедицией Николай Ивашинцов, в дальнейшем член-корреспондент Петербургской академии наук и контр-адмирал, а тогда капитан I ранга, гидрограф, участник Туркестанских походов.

Основной задачей экспедиции было всестороннее и полное описание Каспия с целью составления подробной и точной его карты и лоций. Основой съемки послужили 44 астрономических пункта, а съемка береговой черты производилась с морских судов, причем на берегу одновременно велись и магнитные наблюдения. На многих пунктах моря Ивашинцов произвел астрономические и магнитные наблюдения, исследовал рельеф дна и нанес на карту береговую линию.

К сожалению, начало экспедиции было неудачным: 14 сентября 1857 года, во время крушения парохода «Куба» погибли помощники Ивашинцова лейтенанты Василий Кошкуль и Николай Симонов, поручик Василий Иванов и командир парохода лейтенант Николай Поскочин, а материалы экспедиции были полностью утрачены.

Заново начать работу экспедиции удалось только в 1858 году. И с этого периода и до 1864 года помощником Ивашинцова стал Александр Ульский (вместе с К.С. Старицким). Именно Ульский сконструировал в 1862 году для Ивашинцова механический лот, позволявший измерить глубины до 900 метров и одновременно получать пробы грунта. В 1864 году за труды Ульский был награжден Малой золотой медалью Русского географического общества.

В 1871 году работы экспедиции Ивашинцова, включая камеральную обработку (кабинетная обработка собранного в полевых условиях материала при исследовательской работе), были закончены. Основные результаты экспедиции обобщены в двухтомной монографии «Гидрографическое обследование Каспийского моря, произведенное под начальством капитана I ранга Н. А. Ивашинцова». Первый том вышел в свет в 1866 году, он содержит исторический очерк экспедиции, а также астрономические определения. Второй том — с материалами магнитных наблюдений — увидел свет в 1870 году.

Опись Николая Ивашинцова по законченности и точности для того времени считалась образцовой. По работам экспедиции было издано 26 карт, 10 планов и лоция (в период с 1860-го по 1872 год). В 1877 году был издан атлас Каспийского моря. В 1897 году карты и планы Каспийского моря, побережья и глубин были переизданы.

Специальная гидрографическая экспедиция Ивашинцова внесла огромный вклад в изучение Каспия. Именно благодаря ее результатам Бакинская бухта была признана одной из самых удобных на Каспийском море.

Несмотря на столь короткую жизнь, Ульский оставил потомкам несколько трудов. В их числе — описание уже упомянутого «Нового грунтового аппарата (лота), употребляющегося при промерке Каспийского моря». В 1859 году Ульский издает в журнале «Морской сборник», сотрудником которого являлся, статью «Устройство и употребление вертикального круга Репсольда» (астрономического инструмента для определения зенитных расстояний небесных светил, служащих материалом для вычисления их склонений).

В 1861 году все в том же «Морском сборнике» выходит труд Ульского «Определения разностей географических долгот с помощью электромагнитных телеграфов». В 1863 году Ульский издал в «Морском сборнике» «Возражение г. Шнейдеру (на его статью «Неудовлетворительность ныне существующего способа измерения морских глубин»)». В том же году было еще две его публикации, посвященные непосредственно исследованиям Каспия: «О результатах промера Каспийского моря в 1861-1862 гг.» и «Предварительные исследования рельефа дна Каспийского моря».

В 1864 году лейтенант Ульский занимался на Ладожском озере микроскопическим анализом грунтов и издал в журнале «Морской сборник» статью на эту тему. В 1867 году вышла его статья «Океанские течения. (По поводу ст. г. Демченко в N 4 «Морского сборника»). Эти материалы не имеют отношения к исследованию Каспийского моря, но говорят о широте профессиональных интересов Ульского.

Есть также данные, что Александр Ульский являлся неплохим художником и еще известно, что в 1867 году Александр Ульский получил звание капитан-лейтенанта.

Судьба этого уникального человека, так много сделавшего для исследований Каспийского моря, заслуживает глубокого изучения, как, впрочем, и тысячи судеб других людей, так или иначе имевших отношение к Баку.

Использованы данные из фонда Российской гос.библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, архива Русского географического общества, casp-news.ru, caspianmonitoring.ru, ourbaku.com, baku.ru, spravcoll.ru