Л.Амирова
Лезгины — одна из крупных этнических общностей Кавказа. У античных и арабских авторов, а также в более поздних кавказских и персидских источниках и хрониках («Дербент-наме», «Ахты-наме», «Тарихи-Дагестан», «Гюлистани-Ирам», «Ассари-Дагестан» и др.) есть сведения о «гелах», «леках», «лакзах» и других народах, как о живущих на востоке Кавказа.
Как считают историки, под названием «гелов» и «легов» указывают дагестанские народы вообще, в том числе представителей лезгинской группы. Полагают, что этноним «лазги» или «лезги» находится в связи с этнонимом «лак».
После распада Албании в V веке часть лезгин вошла в состав Дербентского владения Чора, управляемого иранским наместником, а основная часть была объединена в государство Лакз, просуществовавшее до XIII века. Помимо этого, существовали такие политические образования, как Хайдак, Табасаран, Цахур, Маскут, Серир, которые играли активную роль в истории Кавказа в VI-XI веках.
В то время в языке, быте и культуре общин в силу экономической и политической обособленности начали складываться свои особенности. Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будугский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые и стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков.
До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований, осколки когда-то могущественного Лакза. Их возглавляли наиболее многочисленные и сильные общества центрами которых являлись селения Курах, КуАхты, Гельхен и др.
В XVIII веке лезгины находились в подчинении Кубинского и Дербентского ханства. К этому време Курах стал резиденцией казикумухского правителя. В ХIХ веке образовалось Кюринское ханство, а самурские лезгины объединились в «вольные» общества Ахтыпара, Алтыпара и Докузпара. Эти политические образования повлияли на образование у народа трех этнических подгрупп — кюринских, кубинских и самурских лезгин.
После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX веке и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России, между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена административная граница по реке Самур.
Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован после установления Советской власти и затем после распада СССР. Народы жили по соседству, помогая друг другу, обогащая друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
Письменность у лезгин изначально существовала на базе албанской графики. После завоевания Кавказа арабами народ начал использовать арабскую графику, затем с 1920-х годов перешел на латиницу, которая, в свою очередь, в 1938 году была заменена кириллической графикой.
Большой популярностью у лезгин пользуовались эпосы-сказки о животных, в которых большей частью в качестве основного персонажа выступает хитрая лиса, обманывающая более простоватых волка, медведя, осла, верблюда. В этих сказках фигурируют мифический великан — див, волшебный змей, волк, говорящий человечьим языком. Все они помогают герою избавиться от беды, преодолеть препятствия.
Самое известное произведение, дошедшее до нас из глубины веков — это исторический эпос о народном герое Шарвили. В произведении дана широкомасштабная панорама борьбы лезгиноязычных народов с чужеземными завоевателями. Эпос состоит из 20 сказов.
Произведения лезгинских авторов создавались на арабском языке, и особой популярностью пользовалась региональная историография. Знатоки арабского языка собирали сведения, относящиеся преимущественно к истории какой-либо области. Эти хроники передавались от отца к сыну, от ученого к ученому, и дополняясь фактами, принимали новую редакцию. К таким произведениям можно отнести хронику древнейшего лезгинского аула Ахты — «Ахты-наме» (X век).
РЕМЕСЛА
Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в народно-прикладном и ремесленном производстве. Широкой известностью пользовалось ковроткачество, кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное дело. Каждый народ лезгинской группы производил свои самобытные изделия домашнего ремесла. Так постепенно произошла специализация производства — отдельные аулы превратились в центры производства определенных изделий.
Искусство изготовления ковров — яркий образец народного творчества лезгин. Складываясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, лучшие традиции коврового искусства передавались из поколения в поколение. Лезгинские ковры отличались яркими красками, сложным орнаментом, что говорит о большом художественном вкусе мастеров.
Наряду с ворсовыми коврами лезгины издавна делали и ковровые изделия без ворса. Из них наиболее распространенными были сумахи (паласы) — ковры с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой.
КЕРАМИКА
Традиции изготовления керамики у лезгин уходят в глубокую древность. Наиболее древним и примитивным способом на всем Кавказе (без гончарного круга и с обжигом на костре) глиняная посуда изготовлялась в селении Кахуль. Гончарным производством здесь занимались только женщины. В глиняное тесто добавляли толченый камень, волос, это придавало особую прочность посуде, что, по-видимому, и помогло долгое время сохраниться данному производству.
В 50-е годы XX века население высокогорного Кахуля было переселено на низменность, и, к сожалению, гончарный промысел, протянувший к нашему времени ниточку из эпохи неолита, оборвался.
Известно, что уже в ХII-XIV веках была популярна бирюзовая росписная керамика, типичная для всего Ближнего Востока. Росписной керамикой занимались мужчины, женщины же иногда принимали участие в росписи сосудов. Керамические изделия изготовлялись из местной красной и серой глины на деревянном станке, состоящем из двух кругов и приводимом в движение ногой. После сушки изделия обычно полировались гладким камнем, а затем оожигались в купольной печи из сырцового кирпича.
Здесь изготовлялись оригинальные высокохудожественные тарелки, кувшины, миски, блюда, украшенные росписью и лепными узорами богатых цветовых сочетаний, в основном, зеленых, вишнево-коричневых и желтых оттенков. В декоре часто встречаются изображения коней, птиц, солярные знаки, растительные элементы и др.
ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО
В металлообрабатывающем производстве у лезгин выделяются оружейное и ювелирное дело. Как сообщает ский автор XIII века Закарий ал-Казвини, жители рутульского села Шиназ были искусны «в изготовлении оружия, панцирей и других видов вооружения».
Одним из главных изделий оружейного дела являлся кинжал. В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которые занимали важное место в быту лезгин. Ружье, кинжал и сабля как бы составляли единое с черкеской, являлись необходимыми предметами в быту. Приемы изготовления кинжалов и сабель передавались по наследству от отца к сыну.
Не менее разнообразным был ассортимент ювелирно-иудожественных изделий — пояса, браслеты, перстни, ожерелья и др. Особенно было популярно использование украшении изделий золотых и серебряных монет. Пояс или браслет с золотыми монетами являлись одним из главных украшений богатых лезгинок.
Выдающиеся представители лезгинского народа, имеющие отношение к Азербайджану:
Хаджи Давуд Мюшкюрский — В начале В начале XVIII века объединить народ удалось главе суннитского духовенства Хаджи Мюшкюрскому, уроженцу села Деделе, Мюшкюрского магала (позднее — Хачмазский район Азербайджана). Он стал руководителем освободительного движения против иранской и турецкой экспансии. В 1725 г. Хаджи Давуд стал ханом Ширвана и Кубы. Однако правил он недолго — Турция и Россия начали вести секретные переговоры по устранению лезгинского правителя. В 1728 году Хаджи Давуд получил приглашение от турецкого султана посетить Османскую империю. Приняв приглашение, ничего не подозревавший хан был арестован и выслан на остров Родос, где и провел последние дни своей жизни.
Гасан Алкадари — Ученый-историк и поэт Гасан-Эфенди ал-Алкадари (1834-1910) был крупным представителем лезгинской арабоязычной литературы. Он получил блестящее образование, владел арабским, персидским и азербайджанским языками. Алкадари является автором книг «Тахмис», «Ассари-Дагестан», «Джираб ал-Мамнун», «Диван ал-Мамнун» и других. Мамнун (в переводе с арабского «облагодетельствованный») был литературным псевдонимом Алкадари. В «Джираб ал-Мамнуне» им отражены положения мусульманского права, а «Диван ал-Мамнун» состоит из стихов, в которых описаны события 1877-78 года в Дагестане: зарож¬дение антироссийского движения, восстание и его плачевные последствия. Алкадари горячо поддерживал азербайджанскую демократическую газету «Экинчи». Он верил, что газета должна и может пробудить народ и вывести его из вековой отсталости. Вместе с М.Ф. Ахундовым, С.А.Ширвани и другими передовыми людьми Азербайджана Алкадари сотрудничал с этой газетой, публиковал свои статьи и письма.
Етим Эмин (1838-1898) являлся известным мастером лезгинского стиха, оказавшим большое влияние на развитие родной литературы. Родился он в семье кадия, получив образование в медресе, заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. К поэзии он приобщился еще в юные годы, когда, став мастером-каменщиком в Азербайджане, принимал участие в соревнованиях ашугов. Эмин первым среди лезгинских поэтов писал стихи на родном языке, применяя арабский алфавит. Творчество Эмина претерпело эволюцию: от любовных в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешел к стихам, бичующим социальную несправедливость. Эмин утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в том числе восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму.
Эльза Ибрагимова — Известный лезгинский композитор внесла большой вклад в развитие культуры Азербайджана. Она автор многочисленных произведений — гимна азербайджанских нефтяников, оперы «Афет», «Горящие колыбели» и др. Песня «Эй Вэтэн!», написанная Ибрагимовой, в исполнении азербайджанского певца Рашида Бейбутова стала визитной карточкой страны на многих континентах. Ибрагимова стала первой представительницей дагестанских народностей, получившей специальное композиторское образование. Ее учителями в Азербайджанской консерватории были Джовдет Гаджиев и Кара Караев. За годы творческой работы Эльза Ибрагимова не раз обращалась к камерным инструментальным жанрам. Ею написан цикл прелюдий и вариаций для фортепиано, а также фортепианная сонатина и скерцо для скрипки и фортепиано. К более крупным ее работам относятся одночастный квартет для двух скрипок, фортепианное трио в четырех частях, симфоническая поэма, оратория, вокально-инструментальные и камерные произведения, музыка к различным спектаклям.
Музаффар Меликмамедов — известный Азербайджане и Дагестане лезгинский поэт и писатель: В 2004 увидела свет одна из известных книг писателя «Губинские волнения», где говорится о событиях, произошедших в Кубинском ханстве с 1810 по 1840 гг. Меликмамедов также исследователь лезгинской и азербайджанской поэзии. Долгие годы работал в архивах, и написал книгу «Губинская трагедия 1918 года», которая свидетельствует о зверствах армянских дашнаков против мирного населения в Губинском районе. Он также является автором многочисленных исследований посвященных историческому и культурному наследию лезгинского народа.
Седагет Керимова — поэт, писатель, публицист, журналист, издатель. В 1996 году основала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар». Керимова — автор более 100 песен на лезгинском и азербайджанском языках. Ее перу принадлежат более 6 тысяч статей, очерков, корреспонденций, зарисовок, эссе и фельетонов на лезгинском, азербайджанском и русском языках. Была удостое звания «Заслуженный деятель культуры Азербайджана» в 2005 году.
По материалам журнала “Азербайджан и азербайджанцы в мире”