«Зороастр»: первый в мире нефтяной танкер, спущенный на воду в Баку

О.Буланова

Когда в Баку начался нефтяной бум и нефть начала добываться в промышленных масштабах, возникла необходимость ее транспортировки. По суше ее перемещали в специальных бочках – по-английски баррелях (отсюда и пошла мера объема – баррель. Один нефтяной баррель равняется почти 159 литрам). Бочки делались из дерева, а с 1869 г. стали делаться и из металла.

Перевозили их от места добычи в порты и вокзалы «дедовским способом» – на арбах, специально приспособленных для таких грузов. Дальше бочки отправлялись либо поездами, но чаще судами в пункт назначения. Этот способ занимал много времени при погрузке судна. Кроме того, бочки могли попросту украсть.

Но самое главное – бочки в пути могли треснуть, сломаться, нефть вытекала в трюмы. Это было небезопасно для окружающей среды, правда, об этом тогда мало кто думал. Главное – нефть было трудно выкачать из трюмов без потерь. Металлические же бочки обходились нефтепромышленника очень дорого и сводили на не всю прибыль от нефтедобычи, поэтому их не так активно использовали.

Насмотревшись на все эти проблемы, шведский предприниматель Людвиг Нобель, открывший в Баку Товарищество братьев Нобель по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов, понял, что необходимо как-то решать назревший вопрос.

Увидев в очередной раз трюм, залитый нефтью из расколовшихся бочек, он понял, что решение, кажется, найдено. А что, если заливать нефть сразу в трюмы? Конечно, не в трюмы обычных судов, а построить для этого специальное судно, трюм которого будет одной гигантской бочкой. Ну, или будет иметь несколько стационарных резервуаров – танков.

Построить на судне резервуар – задача непростая. Если разместить танки близко к машинному и котельному отделению, увеличится риск пожара. Тоже самое произойдет, если неправильно рассчитать вентиляцию.

На помощь Людвигу пришел его брат – Роберт Нобель. Но кто сможет построить судно, ранее никем не виданное? Нобели обратились на шведскую Линдхольменскую верфь в Гетеборге, принадлежавшую в то время акционерному обществу «Мотала Веркстад». Инженеры встретили идею Нобеля с большим подозрением – многие не верили, что это сработает. Со страховыми компаниями тоже поначалу была проблема: никто не хотел страховать судно, которое неизвестно как себя поведет.

Но несмотря на все трудности первый в истории танкер в 1877 г. был все-таки построен – по проекту Людвига Нобеля и руководителя завода, инженера-конструктора Свена Альмквиста.

Корпус судна был сделан из стали, а резервуары – из железа. Танкер построили водоизмещение в 400 т, в длину он был 56 м, в ширину – 8,2 м (что соответствовало ширине шлюзов Мариинской водной системы), а не 11, как указывают некоторые источники. Паровая машина, работавшая на жидком топливе, позволяла развивать скорость 10 узлов. В корпусе судна располагалась 21 металлическая цистерна, в которые можно было залить 242 т керосина или нефти.

При прохождении по Мариинской системе осадка судна оказалась слишком велика, из-за чего цистерны из трюмов пришлось вынуть и доставить на Волгу отдельно, на барже. (Позднее цистерны были сняты, и в дальнейшем груз перевозился наливом непосредственно в корпус.)

В Баку танкер был спущен на воду, на него установили паровой насос для перекачки нефти или керосина в баржи на 9-футовом рейде (наиболее близкий к Астрахани рейд на Каспийском море).

Учитывая время своего создания, судно было очень продвинутым технологически. На нем были установлены балластные цистерны – для лучшей балансировки и удобства при перевозке груза.

Первый в мире нефтяной танкер получил имя «Зороастр» – в честь пророка зороастризма Зороастра (Заратустры). «Зороастр» был введен в Баку в эксплуатацию в 1878 г. – несмотря на критику, сопровождающую Нобеля, этого гения инноваций, в его начинаниях. Кстати, еще в 1877 г. под руководством Нобелей был построен 12-километровый трубопровод, по которому нефть транспортировалась из зоны бурения непосредственно к порту: Нобель знал, что у него все получится.

Опыт эксплуатации «Зороастра» на Каспийском море показал огромную перспективность наливного способа перевозки нефтепродуктов.

Другие предприниматели и сами Нобели стали активно строить подобные суда – в последующие годы они спустили на воду еще несколько танкеров, которые получили громкие имена: «Норденшельд», «Будда», «Моисей», «Магомет», «Брахма», «Сократ», «Спиноза» и «Дарвин». Затем были «Талмуд», «Коран», «Татарин», «Калмык», «Брама», «Линней»…

Позже появились даже «Эммануил Нобель» и «Роберт Нобель». Так Нобели стали владельцами первой, а позже и самой крупной в мире танкерной флотилии.

К 1 сентября 1899 г. на Каспии работали уже 345 наливных судов – 133 паровых и 212 парусных. Наличие мощного наливного флота в Бакинском нефтепромышленном районе значительно облегчало экспорт нефтепродуктов на российские и мировые рынки.

Довольно долго «Зороастр» использовался для доставки керосина из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Конец его службы одновременно печален и символичен: при постройке первого в мире искусственного острова Нефтяные камни, где стало добываться огромное количество нефти, «Зороастр» вместе с другими шестью списанными судами в 1949 г. был залит цементом и затоплен.

Так первый в мире танкер, с которого началась революция в перевозках жидких грузов, послужил фундаментом для первого в мире искусственного городка нефтедобытчиков на сваях в открытом море.

Один из первых вариантов Зороастра
Один из первых вариантов Зороастра
Вариант Зороастра
Вариант Зороастра
Рабочий чертеж Зороастра
Рабочий чертеж Зороастра
Чертеж Зороастра
Чертеж Зороастра