Дж.Гусейнов
В 1905-1907 гг. во время первой революции в России, на фоне освободительного движения страны оживилось и расширилось движение гачагов, отражавших интересы крестьян. По официальным подсчетам, выступления гачагов в годы первой русской революции составляли от 20 до 25 процентов всех крестьянских выступлений тех лет и вызывали чрезвычайную тревогу у царского правительства и у местных эксплуататоров.
Всего в гачагском движении в 1905-1907 гг. принимали участие 146 отрядов крестьян. Из них 41 действовали в 1905 г., 89 — в 1906 г. и в январе — июне 1907 г. — 16. Эти отряды насчитывали в 1905 г. — 579 крестьян, 1906 г. — 1633 и в первой половине 1907 г. — 176 крестьян, т.е. в течении 2,5 лет революции в составе 146 отрядов гачагов действовали 2388 восставших крестьян, почти в 6 раз больше, чем в 1900-1904 гг.
Во время всей революции было выявлено 802 выступления гачагских отрядов против царизма, т.е. в 25 раз больше, чем накануне революции. В отличии от остальных форм крестьянского движения, наибольшей силы выступление гачагов достигло в 1906 г. — было отмечено 492 нападения и столкновения с гачагскими отрядами, что составляет 61,2 процента от общего числа выступлений гачагов за весь период революции. В 1905 г. произошло 240 (30,1 процент) выступлений гачагов, но в первой половине 1907 г. значительно уменьшилось.
Из общего числа выступлений гачагов 558 (приблизительно 70 процентов) составляли выступления против царизма, т.е. столкновения с полицейскими стражами и воинскими частями. Особенно в годы революции участилось сопротивление карательным войскам. Наибольшее число таких выступлений (т.е. столкновения с войсковыми частями) за весь период революции произошло в 1906 году.
Если в первый год революции из 149 столкновений с правительственными силами 89 (60 процентов) происходило против полицейской стражи и 60 (40 процентов) против воинских частей, то во втором году революции из 357 столкновений 174 (48.5 процента) происходило с полицейскими стражами и 183 (51,5 процента) — с карательными войсками. Другими словами, во второй год революции столкновения с войсками увеличились более чем в 3 раза.
Особое место в гачагской борьбе занимало нападение вооруженных крестьянских отрядов на частновладельческие имения и усадьбы. В течении революции на территории Азербайджана произошло 244 таких выступлений гачагов. Из них 91 (37,5 процента) происходило в 1905 г., 135 (55 процентов) — в 1906 г. и 18 (7,5 процентов) — в первой половине 1907 г. Большинство выступлений этого рода происходило против помещиков, беков, ханов — 201 (82 процента).
Одной из отличительных черт гачагского движения в годы революции было то. что, в связи с общим подъемом внутри крестьянской борьбы усилилась и борьба гачагов против «кулаков и зажиточных крестьян». Так, за 1905-1907 гг. из общего числа выступлений гачагских отрядов против частных владельцев, немалую долю 43 (18 процентов) составляли выступления против сельской буржуазии.
В годы революции вооруженные крестьянские отряды часто нападали и на магазины, и амбары торговцев и ростовщиков, добывая для голодающих крестьян продовольствие. Так, например, 22-23 сентября 1905 г. отряд Юсифа Али оглы в Закаталах напал на склады промышленных товаров, принадлежавшие фабриканту А.Алиеву и на продуктовые склады крупного торговца Г.Зориева, захватил много ситца, мешки с мукой, сахаром, солью и т.д., распределил их между бедными крестьянами окрестных деревень. А 20 мая 1906 г. отряд Азиза Ибрагима оглы, напав на караван закатальских торговцев, следовавших из Евлаха, отобрал много промышленных товаров и продуктов, распределил их между крестьянами Балакенского участка.
Рассматривая гачагское движение в 1905-1907 гг., надо учитывать одно очень важное обстоятельство. Если до революции крестьянские гачагские отряды возникали, в основном, стихийно и создавались преимущественно из беглых каторжников, то в 1905-1907 фронт гачагской борьбы значительно расширился, гачагское движение охватило целые районы, большая часть гачагов с стояла из мирных крестьян и их действия часто контролировали революционные организации.
Наряду со старыми, мелкими крестьянскими гачагскими отрядами и активизацией их деятельности, в годы революции создавались новые крупные крестьянские отряды. Появились сотни крестьянских героев, выдвигались талантливые организаторы — руководители гачагской борьбы.
Новые гачагские отряды создавались, преимущественно, из мирных крестьян и были неодинаковыми по своей численности: от 20 до 150 человек. Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от предыдущих годов, в революционные годы, особенно в период подъема революции гачаги больше не скрывались в горах и лесах, «они открыто жили в деревнях и наслаждались тишиной и спокойствием».
Газета «Знание», говоря о невиданном подъеме движения гачагов в Елисаветпольской губернии сообщала, что «места разбойничьих операций разнообразны, но места жительства вполне определены, их население знает и старается угодить чем может, а сплошь и рядом разбойники со своими семьями живут открыто, в разных деревнях, наслаждаясь тишиной и спокойствием».
Особенностью гачагского движения в годы революции, по сравнению с движением конца XIX — начала XX вв., являлись на базе растущего социального протеста народных масс совместные выступления гачагов с крестьянами. Выступавшие организаторами борьбы крестьян, гачаги составляли постоянное, наиболее боеспособное ядро повстанческих сил, они же находились во главе многих крестьянских выступлений.
Взаимодействие гачагов и крестьян являлось решающей силой в подъеме революционного духа трудящихся крестьян. Гачаги начали понимать, что лучше было отдавать предпочтение таким способам борьбы как захват, чем таким как поджоги и уничтожение.
Так, например, когда 21 ноября 1905 г. голодающие крестьяне Елисаветпольского уезда, напав на станцию Далляр и захватив все вагоны с зерном, после чего хотели разгромить пассажирское здание и помещение для служащих, прибывший на место проишествия гачаг Соют Тат оглы с отрядами вооруженных крестьян призвал не допускать бессмысленных действий.
Наиболее примечательным в деятельности многих гачагских отрядов была их энергичная борьба против организации межнациональных столкновений. Интернациональные по своему составу, они активно боролись против провокаторов, которые стремились ослабить их освободительную борьбу. Вожаки крестьянских отрядов открыто обвиняли царских чиновников и местных эксплуататоров в пропаганде вражды между народами и требовали ареста и высылки из края таких провокаторов.
Одним из тех, кто решительно выступил против межнациональной войны, явился известный на всем Кавказе гачаг Дели Али организовав в августе 1905 г. новый большой отряд, насчитывающий более 100 человек. Дели Али, объезжая деревни Елисаветпольского и Газахского уездов, призвал народ свято держать дух добрососедства и мира. Именно благодаря его усиленной деятельности несколько сельских обществ остались невредимы от разбойничьих нападении банд «джанфадаи» и «джан-базари».
Кроме этих отрядов, борьбу с провокаторами также вели отряды Катыр Мамеда (в Елиcаветском уезде), Кандал Наги (в Газахском уезде), Мамед Джавад оглы и Мухтар Акпер оглы (в Нухинском уезде), Гейдар Исмаил оглы (в Нахчыванском уезде), Шихы Султан оглы (в Губинском уезде), Юсиф Али оглы и Азиз Ибрагим оглы (в Закатальском округе) и др.
Если проанализировать характер вооруженной борьбы гачагов за период революции, то нетрудно установить, что, в основном, это были действия крестьянских партизанских отрядов. Даже официальные документы подтверждали, что действия больших вооруженных крестьянских отрядов Нухинского, Елисаветпольского, Ленкоранского, Губинского уездов и Закатальского округа «принимали характер партизанской войны», в этих районах борьба гачагов была организована революционными партиями и происходила именно под их контролем.
При всесторонней помощи народа гачагские отряды получали возможность вести интенсивную борьбу с правительственными вооруженными силами и бандами помещиков. Действия гачагов в годы революции, в отличие от предыдущих лет, представляли собой не разрозненные лихие налеты, а строго продуманные операции.
Длительные бесплодные действия огромных регулярных войск, дезорганизация в составе солдат, значительные потери противника в людях — все это в определенной степени результат активно развернувшейся освободительной борьбы многочисленных крестьянских отрядов народных мстителей. В годы революции особая полицейская стража в борьбе с гачагами редко оправдывала свое назначение. Она была совершенно дезорганизована массовыми выступлениями крестьян и, по сути дела, не в состоянии была оказать отрядам гачагов никакого противодействия.
Гачагские отряды не только терроризировали всю низшую и высшую администрацию, но часто смелыми и внезапными действиями наносили более чувствительные удары по резервам и гарнизонам карательных войск, уничтожали его живую силу и выводили из строя транспорт — лошадей. Это лишало врага быстрого действия, и гачаги добывали себе и бедным крестьянам продовольствие, одежду и оружие.
В рапорте выступление гачагов за 26 октября 1905 г. было сформировано следующим образом: «число и дерзость вооруженных крестьян в Елисаветпольском уезде возрастает, 26 октября гачаги сельского общества Зейам близ ст. Шамхор, захватили обоз и взяли в плен 12 казаков, которыми командовал офицер. Эти гачаги, где только могут, сопротивляются войскам, которых необходимость заставляет нас посылать на помощь помещикам».
После возобновления наместничества Кавказа для борьбы с гачагским движением была организована сыскная полиция. Работая совместно с помещиками и зажиточными крестьянами, тайной сыскной полиции удалось ликвидировать несколько гачагских отрядов. Именно таким путем царизму удалось ликвидировать знаменитого Юсифа Али оглы, «около 6 лет безнаказанно действующего в Закатальском округе и соседних с ним уездах Тифлисской и Елисаветпольской губернии», переловить вожака известного крестьянского отряда в Нухинском уезде — Мухтара, в Ленкоранском уезде — Юнуса и довести легендарного Дели Али до «желания принести повинную».
В течении двух лет революции (1905 — 1907 гг.) в совместной работе с помещиками и зажиточными крестьянами сыскной полиции удалось во всем Южном Кавказе ликвидировать 11 гачагских отрядов (пять — в Бакинской губернии, три — Тифлиской губернии, по одной в Елисаветпольской, Кутаисской и Иреванской), и агенты полиции — местные помещики только в одной Елисаветпольской губернии выдали в руки властей 77 гачагов.
Однако до полного уничтожения гачагского движения царским колонизатором было еще далеко. Напрасно власти надеялись, что подобными действиями им удается разгромить гачагское движение. Во многих уездах Азербайджана даже в середине 1907 г. действовали крупные отряды гачагов. И именно поэтому царизм продолжал держать в этих уездах Азербайджана карательные войска. Даже некоторые уездные начальники весной 1907 г. настоятельно требовали еще более увеличения числа стражников и казаков.
Говоря о размахе движения гачагов в Азербайджане, не следует, однако, забывать о стихийности и раздробленности действий этих отрядов. У них не было единого стратегического плана ведения борьбы, который объединял бы действия всех этих отрядов. Однако гачагские отряды упорно защищали «свои гнезда и боевые позиции» и, тем самым, затрудняли и задерживали продвижение правительственных войск и наносили им значительные потери.
По материалам книги автора
«Гнездо бандитов»: Гачаги Азербайджана из Елисаветпольской губернии накануне революции 1905-1907 гг. |
Гачаги Джаванширского и Нухинского уездов Азербайджана накануне революции 1905-1907 гг. |