С 1881 г. в Тифлисе стал издаваться журнал – «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа». Здесь публиковались обширные материалы по истории Кавказа, населявших его народах.
В многотомном труде публиковалась информация о быте, письменности, укладе жизни, обычаях, фольклоре и многое другое, что было собрано исследователями после окончательного завоевания Кавказа Россией.
Журнал публиковал и информация так или иначе связанная с Азербайджаном. И хотя многие материалы не писались профессиональными историками и зачастую искажали исторические реалии, тем не менее, они представляют большой интерес.
В 1892 г. в журнале были опубликованы сведения о селении Огуз Нухинского уезда на территории Азербайджана, местным смотрителем двухклассного училища М.Бежановым.
Смотритель отмечал — «все село утопает в зелени и издали кажется густым лесом. Деревья, особенно чинар, каштан, дуб и орех крупный, достигают значительной величины. В садах растут груши, яблони, сливы, вишни, черешни, абрикосы, алыча, орех (мелкий и крупный), тута, айва, шишки, кизил, ежевика, крыжовник, малина, виноград и тд.»
Согласно его данным, густые окрестные леса состояли из хвойных и лиственных деревьев — ель, липа, граб, бук, дуб, дикий виноград и разных плодовых.
Далее Бежанов описывает животный мир в Огузе: «В окрестных лесах водятся белки, горностаи, куницы, соболи, лисицы, ласки, зайцы, олени, дикие козы, серны, каменные бараны, кабаны, туры, шакалы, волки, медведи, тигры и тд. Из птиц — коршуны, ястребы, кобчики, совы, филины, орлы, журавли, цапли, аисты и многие другие, в том числе — курочки, фазаны, перепелки, голуби, соловьи.»
Говоря о домах в Огузе, смотритель с удовольствием отмечает, что с каждым годом их качество становится лучше, «получают вид европейских«.
Он рассказывает подробнее: «В прежних постройках стены делались из сырого кирпича, фундамент — из камня, крыша — из соломы, чердаки устраивались высокие, просторные и служили не только местом склада разных домашних вещей и корма для скота, но и червоводнями. Большинство домов состояло из двух-трех комнат, и редко из большего или меньшего числа. Одна комната с камином предназначалась для гостей, а в остальных ютились сами хозяева.»
Далее он так описывал жилища: «Жилая комната — довольно большая, четырехугольная, с отверстиями вместо окон, потолок укреплялся двумя толстыми балками, которые поддерживались столбами, посередине потолка проделывалось четырехугольное квадратное отверстие (2 арш. д. и ш.) под которым на земле устраивался костер.: здесь готовили пищу, здесь же согревалась и вся семья. Огонь не угасал ни днем ни ночью: часть ствола дерева горела медленным огнем и, по мере горения, подвигалась в костер. Днем, для притока света, дверь никогда не затворялась.»
Бежанов отмечал также, что в стенах устраивались ниши, где хранились постель, посуда, горшки с маринадами. Домашнюю утварь ставили по верху стен, медная посуда устанавливалась на полках вдоль стен. Для хранения муки к углу комнаты проделывалось что-то вроде ящика из глины. Вечером комната освещалась глиняной светилкой, в которой горел мазут (фитиль — из тряпок).
«Теперь, как я сказал, таких зданий немного: ныне строят одно и двухэтажные дома из камня, с окнами, балконами. Стены комнат оклеивают шпалерами, полы делают из ореховых и дубовых досок, крыши кроют черепицей. Одна из лучших построек — православная церковь, находящаяся в центре селения. Она выстроена в 1822 г. при деде моем, священнике Иосифе. Крестообразной формы она сложена из известняка, привезенного из Шемахи и покрыта жестью, пол каменный, стены оштукатурены алебастром…,» — писал смотритель.
Он также отмечал, что у евреев в селе две синагоги: «Синагога это большой зал, посередине которого стоит кафедра для раввина, в стенах множество ниш, куда евреи кладут свои молитвенники и белые покрывала. Пол устлан коврами — на них, во время богослужения, евреи сидят, поджавши ноги.»
Как французы чуть не погубили экономику Огуза (из очерка 1892 г.) |
Жизнь и национальный состав села Огуз в Азербайджане (1892 г.) |