В советское время долгожители в СССР пользовались большим интересом. Долгожителями называют людей, проживших более 90-100 лет, а тех кому удается перейти за 110-й рубеж считают супердолгожителями.
В этом смысле Азербайджанская ССР оказала всему Союзу большую услугу — долгожителей переваливших 100-летний рубеж в стране хватало. Стоит упомянуть хотя бы Махмуда Эйвазова (прожил 152 года), Ширина Гасанова (прожил 156 лет) и конечно же Ширали Муслимова (168 лет).
Нужно отметить, что все трое считаются «неверифицированными долгожителями», так как вне СССР отказывались признавать столь большой возраст азербайджанцев. А между тем в самой стране Советов уважаемых долгожителей чествовали на славу…
В частности, для Ширина Гасанова, обычного пастуха, который родился в 1817 году еще в Карабахском ханстве, 1967 год стал знаменательным. Колхозник и пастух «Ширин-баба» оказался на обложке самого читаемого журнала СССР — «Огонек». Как раз в том году широко отмечалось 150-летие Ш.Гасанова в его родном Джабраиле.
На торжество в село азербайджанское Черекен отправились и корреспонденты «Огонька» К.Бакши и Н.Козловский.
Они отмечали: «Увидя конкурентов из телевидения, мы приуныли. И хотя мы знали, что гости будут со всей республики, но, честно говоря, не ожидали такого. В районный центр — Джебраил — отправилась целая кавальнада машин… Мы подивились про себя размаху юбилея.»
На праздник съехалось немало «звезд первой величины», как отмечалось в «Огоньке»: «А утром солнечным, с той прозрачной чистотой воздуха и ясностью перспективы, которая бывает только в горах, мы познакомились и с Героем Социалистического Труда из Сумгаита, и с нефтяником, представителем знаменитых Нефтяных Камней, и еще со многими гостями. Во всем окружающем нас мире чувствовалась веселая суета и озабоченность, которые предшествуют большому празднику…»
Утром обоим корреспондентам вручили билеты на сам праздник. На обложке красовался старик в папахе — Ширин Гасан оглу Гасанов, которому исполнилось 150 лет. Его считали самым старым жителем Джабраильского района.
«Огонек» коротко осветил как проходит день Ш.Гасанова: «Накануне праздника, когда гости уже стали съезжаться в Джабраил, он, как всегда, на закате пришел с работы. Что он делал в тот день? В легкой летучей тени от листьев рыхлил землю под цветущими гранатами, прислушиваясь к потайному шелесту и шевелению, в темном сарае менял ветви у гусениц тутового шелкопряда. Придя домой, он сел во дворе под раскидистым фруктовым деревом на широкую деревянную кровать, покрытую ковром, где обычно спал. В кухне Шабан пекла лаваш. Тонкий дымок доносился до Ширин-баба. В ожидании ужина он стал смотреть, кан торжественно вышагивает по двору индюк… Ширин-баба повернул голову и бросил косой взгляд из-под бровей на горы — туда, где, по его расчетам, располагалась Шуша. Вечернее солнце резко вычерчивало дальние вершины. Ширин-баба подумал: скоро надо идти за овцами — и попросил жену поторопиться с ужином. Шабан налила миску молока с зеленью. Ширин-баба не спеша поел, закусывая свежим лавашом.»
Под вечер Гасанов стал спускаться в долину, сопровождаемый старым лохматым псом. Старик загнал овец, запер в хлев ягнят и улегся спать под деревом. Праздник по случаю его юбилея был назначен на следующий день.
«Вместе с другими гостям и мы поднимаемся на пригорок, где одиноко стоит дом Ширин-баба. Одиноко потому, что все село уже перебралось в новые, свободно поставленные дома — в лощину, поближе к садам, к воде… Дом Ширин-баба — хоть он и просторен и под железной крышей — для села все-таки пережиток . Но старик не хочет переселяться на новое место. Мы идем вдоль низкого заборчика из сухого терновника , навстречу с лаем бросается лохматый Топар. А вот в черном костюме, в коричневой папахе спешит нам навстречу сам хозяин,» — писали корреспонденты журнала.
А то, что потом произошло, по их словам, «напоминало пресс-конференцию у какой-нибудь кинозвезды«.
Ширина Гасанова окружили журналисты, фоторепортеры. Он едва успевал отвечать на вопросы, которые не отличались оригинальность. Всех интересовало что ест древний азербайджанец, когда ложится спать, и так далее.
Гасанов отвечал коротко: «Когда поднимаюсь? С рассветом. Днем никогда еще не спал. Никогда не надо спать после обеда, после еды… Всю жизнь на ногах. Всю жизнь пешком. Овцы идут, а я за ними… Никогда не садился а автомобиль… И потом, зачем спешить? Спешить никогда не надо… Ты кто? Оператор телевидения? Зачем ты мечешься по двору? Если тебе что-то нужно, мудро вглядись, не спеша выбери, а потом уже делай свое дело. Никогда не нужно стремиться к тому, чтобы то, что ты хочешь, давалось сразу тебе немедленно. Не впадай в быстрый гнев и отчаяние. Яваш-яваш (постепенно, постепенно)…»
Далее пошли вопросы другого плана. Гасанов вспоминал, что родился «при Александре Первом, когда Пушкин писал свои лицейские стихи. Столетним встретил Октябрьскую революцию, помнит первых большевиков, пришедших в Джебраил и в Черекен. В 1930-м он был одним из организаторов колхоза, отдал три коровы и восемь баранов.»
«Сначала в колхоз подали заявление тридцать человек. Потом — яваш-яваш — окрепло хозяйство,» — цитировал журнал старика.
Потом застучали барабаны, запела зурна. На веселые звуки первыми сбежались дети, а за ними поднянулись и старики. В селе считалось, что много детей — признак доброй и крепкой семьи.
История семьи самого Ширина Гасанова была не такой уж счастливой. «Огонек» писал: «Вспоминается трагическая история семьи Ширин-баба. Женился он поздно, когда ему было шестьдесят лет. Раньше не мог: не было денег, не на что было содержать семью. И после женитьбы жили в овечьем хлеве. Родились дети — мальчики и девочки. Все лето Ширин- баба кочевал в горах , на пастбищах. Возвращался осенью, когда холодало. Так он однажды вернулся, а из села никто не выбежал, ни кто не встретил. Чума. Умерла вся его семья, дети и жена . Их уж и похоронили. Ширин-баба долго не мог оправиться. Ему было за восемьдесят, когда он, возвращаясь с гор , встретил Шабан. Из двенадцати сыновей Ширин-баба дожили до возраста мужей только трое. Но и тут горе не покидало семью: старший , Хасай, погиб на фронте в Великую Отечественную…»
На склоне холма поставили длинный стол, покрытый ковром. Гости разместились за столом, а на склоне — куча народу, все пришли выразить почтение долгожителю и поздравить его.
Как писали корреспонденты «Огонька»: «Пионеры избрали его почетным пионером, пограничники — почетным пограничником и подарили зеленую фуражку, нефтянини Баку — почетным нефтянином, а районный Совет — почетным депутатом. А подарки? Столько Шнрин- баба не получал за все 150 лет. В заключение колхозники подвели к нему коня под седлом. Новая бурка и папаха к этому времени были ему уже подарены. Ширин-баба сел на коня и поднял руку.»
«Потом все пошли в тенистый сад, где были накрыты столы. Цвели алели гранаты, белые нежные тутовые ягоды склонялись над головами сидящих. Пели мугамы приехавшие из Баку артисты, и среди них народная, известная и любимая всеми Сара Гадымова. К столу шли пешком. Мы слышали, как юбиляр спросил с беспокойством: «А где мой конь?»,» — писал журнал.
Благодаря репортажу из Джабраила, об азербайджанском долгожителе из Карабаха вскоре узнали во всем СССР. Ширин Гасанов скончался в 1973 году в возрасте 156 лет, по данным советского времени.
По материалам журнала «Огонек»
Читайте также: В гостях у Ширина Гасанова или чем питались супердолгожители Азербайджана