Г.Гошгарлы
Во II-I вв. до н.э. Рим, ставший хозяином всего Средиземноморья, двинул свои легионы на завоевание Востока. Уже первая блестящая победа Рима над селевкидским царем Антиохом III в битве при Магнессии в 190 г. до н.э. кардинально изменила карту всего Переднеазиатского региона.
Если на восточных землях Селевкидов еще в середине III в. до н.э. образовались Парфянское и Греко-Бактрийское царства, то после поражения при Магнессии от Селевкидов полностью отпали Пергам, Атропатена, Понт, и другие мелкие эллинистические государства.
К середине II в. до н.э. окончательно сформировался Великий Шелковый путь, став историческим феноменом, который связал устойчивыми торгово-экономическими отношениями десятки стран и сотни народов на пространстве от Тихого до Атлантического океанов. Контроль над основными маршрутами Великого Шелкового пути становится важнейшим направлением внешней политики ведущих государств древнего мира, в том числе и Рима.
Но во второй половине II в до н.э. не наблюдается массированного продвижения Рима в Переднюю Азию и Южный Кавказ. Это объясняется сложными социальными, экономическими и политическими событиями, охватившими Римскую державу в период Поздней республики.
На Южном Кавказе к этому времени полностью сложились три стабильных государства. На западе Грузии у черноморского побережья было Колхидское царство, в восточной части Грузии царство Иберия, а на обширной территории от Большого Кавказа на севере до реки Араке и на юге, от Алазанской долины до побережья Каспия на востоке, расположилось государство Албания Кавказская, которой в 60-е гг. I в. до н.э. впервые придется столкнуться с Римом, начавшим решительное наступление на Восток.
В начале I в. до н.э. царь Понта Митридат VI Евпатор вторгся в римские владения в Малой Азии и на Балканах. Римский полководец Сулла в 86 г. до н.э. разбил Митридата VI, и по заключенному в Дардане в 85 г. до н.э. миру тот вернул Риму все захваченные его земли и выплатил контрибуцию.
В 74 г. до н.э. римский полководец Луцсий Лициний Лукулл разбил Митридата VI и вытеснил его из Понта (древнегреческое название для северо-восточной области Малой Азии). Но Митридату VI в 68-67 гг. до н.э. удается вновь установить свою власть в Понте. После этих событий, в 66 г. до н.э. римский сенат отзывает Лукулла.
Его сменил Гней Помпей, получивший от сената большие полномочия. В 66 г. до н.э. Помпей в битве у Дастира разбил Митридата VI и вытеснил его из Понта.
Митридат VI был вынужден бежать на север в Колхиду и, обосновавшись в Диоскуриде, стал готовиться к новой войне с Римом. Преследуя Митридата VI, Помпей двинулся из Малой Азии на Южный Кавказ, где ему пришлось столкнуться с Албанией и Иберией. Оба государства в глазах Рима были союзниками Митридата VI.
Среди античных авторов, описавших поход Помпея в Албанию, следует отметить римского историка Тита Ливия. Его «История Рима от основания города» стала первым римским источником, дающем сведения об Албанском государстве. Он отмечает, что «Преследуя Митридата VI Гней Помпей проник к самым крайним и неизвестным народом: иберам и албанам, которые не пропускали его».
Следует указать, что до похода Помпея на Южный Кавказ, Албания и соседняя Иберия, для средиземноморской греко-римской цивилизации во многом являлись «terra incognito». За исключением отрывчатых сведений о некоторых племенах этого региона, встречаемых у Герадота, Патрокла, Эратосфена и других ранних авторов, четких сведений об этих странах в античном мире до похода Помпея не было.
Поэтому абсолютно прав Тит Ливии отмечая, что «…Помпей проник к самым крайним и неизвестным народам». Оба государства были недружелюбны по отношению к Риму.
Таким образом, именно начиная с похода Помпея в Албанию и Иберию, античный мир получил относительно достоверные сведения об этих странах и населявших их народах. Вслед за Титом Ливием сведения об Албании и албанских племенах появились в трудах многих авторов первых веков н.э. таких, как Страбон, Плутарх, Дион Кассий, Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Аппиан и других.
Разгромив Понт, Помпей следующий удар нанес по Албании. Плутарх сообщает, что Помпей, прежде чем направиться в Колхиду против Митридата VI, решил обеспечить себе безопасный тыл и разобраться сначало с албанами, а затем с иберами. Осенью 66 г. до н.э. Помпей двинулся на север в сторону озера Геокча. Затем через Делижанское ущелье он свернул на восток и вторгся в албанские земли в районе древней Камбисены (в наше время — Газахский и Акстафинский районы Азербайджана), и вышел к главной реке Южного Кавказа Куре, которая, согласно сообщению Страбона, протекала через Албанию.
Помимо Страбона, этот поход Помпея в Албанию описан у Плутарха и особенно Диона Кассия. В целом, за исключением некоторых деталей этого похода сообщения этих авторов совпадают. Но у Страбона, в отличие от двух других указанных авторов, помимо описания самого похода Помпея, имеется и много ценных сведений о самой Албании, ее населении, хозяйстве, общественно-политическом строе.
Нередко эти сведения противоречивы, что вызывало длительную дискуссию в историко-археологической литературе о достоверности многих из этих сведений. Хотя по сообщению самого Страбона, основным его источником об Албании были записи одного из участников похода Помпея Феофана Митиленского.
По Титу Ливию албаны изначально были враждебно настроены против римлян, но Плутарх отмечает, что албаны вначале дали согласие на прохождение римского войска через их земли в Иберию. Но впоследствии, когда Помпей решил зимовать в Албании на берегу Куры царь албан Оройс перешел Куру и атаковал римлян, армия которых была разделена на три отряда, но был разбит Помпеем. После этого поражения Оройс запросил мира, и Помпей, заключив с албанами мир, двинул свою армию в Иберию. Быстро разбив царя иберов, Помпей вторгся в Колхиду, но Митридат VI уже успел перебраться на Боспор. Здесь Помпей получил сообщение, что албаны вновь готовятся к войне с ним, и он вернулся в Албанию.
Вторая битва римлян с албанами произошла в 65 г. до н.э. на реке Алазань. По сообщению античных авторов, албаны выставили 60 тыс. пеших и 22 тыс. конных воинов. В этом сражении активно участвовали и албанские женщины, что стало основанием для возникновения легенды о том, что албаны попросили помощи у мифических амазонок, которые, согласно греческой мифологии обитали на Кавказе. Битва на реке Алазань также завершилась победой Помпея. Вновь начались переговоры между Помпеем и Оройсом. Царь албан отказался явиться в лагерь римлян, но направил Помпею письмо и богатые дары, и двух заложников.
Помпей вторично подписывает с Оройсом мир и решает двинуться вглубь Албании вдоль Куры с целью выхода к Каспийскому морю. После победы над Оройсом и подписания мира с албанами Помпей, казалась бы, должен был заняться основной проблемой данного похода, а именно преследованием Митридата VI и повернуть на запад к берегам Черного и Азовского моря. Но Помпей решает двигаться вглубь Албании и вдоль Куры добраться до Каспийского моря.
Для такого решения нужны были веские основания. Среди множества точек зрения по данному вопросу, среди которых указываются стремление Помпея не допустить влияния Парфии на Южный Кавказ и его желание, чтобы в его будущем триумфе участвовали представители народов, о которых в Риме до его похода не знали. Наиболее вероятным является, видимо, стремление римлян взять под свой контроль торговую дорогу из Китая и Индии в Центральную Азию, а затем через Каспийское море в Албанию, и отсюда по Куре и Риони, через всю Албанию и Иберию в Колхиду к берегам Черного моря.
Как установили исследователи, наряду с южным маршрутом Великого Шелкового пути через Парфию в Малую Азию и Средиземноморье активно функционировал и путь через Албанию и Иберию к берегам Черного моря. В условиях жестокой конфронтации Парфии и Рима в I в. до н.э. парфяне могли перекрывать транзит дальневосточных товаров в пределы Римской империи, и альтернативной этому пути для Рима и должна была, по видимому, стать торговая трасса через Албанию.
Согласно Плутарху, Помпей до Каспия не дошел и повернул назад в Малую Азию, когда до моря осталось расстояние в три перехода. Причиной этого Плутарх указывает обилие ядовитых примыкающих. Действительно в летнее время в Мильской и Муганской степях много змей, но это вряд ли могло остановить легионы Рима. По мнению В.ПЛевиатова повернуть назад Помпея заставило сопротивление албан, но и это версия выглядит малоубедительной, так, как источники не сообщают о новых крупных столкновениях римлян с албанами.
Вероятнее всего, к этому времени Помпей, получив от Оройса твердые гарантии беспрепятственного пропуска товаров по указанной трассе в пределы Римских владений, счел свою миссию завершенной и покинул Албанию. Таким образом, Помпей оказался первым римским полководцем, побывавшим в Албании и заключившим с ее правителем договор о союзе и дружбе. Во время триумфа Помпея, хотя и Албания упоминалась в числе завоеванных стран, по мнению исследователей, эта зависимость носила поверхностный условный характер. Учитывая отдаленность Албании и ход последующих политических событий, она так и не стала римской провинцией.
В последующие почти 30 лет Албания выпадает из поля зрения Рима, занятого внутренними проблемами. Во время похода Марка Красса против парфян, завершившегося поражением Рима, Албания сохраняла нейтралитет, и этот поход ее не коснулся.
Следующее вторжение римлян в Албанию связан с походом Марка Антония против Парфии и Атропатены в 36 г. до н.э., где он потерпел неудачу, потеряв много войск и боевой техники при осаде в Атропатене города Фрааспы. Однако полководец Антония Публий Канидий Красс, в 36-35 гг. до н.э. разбил царей иберов и албанов и дошел до Кавказских гор.
В исторической литературе имеются расхождения о времени похода Канидия. По мнению Т. Моммсена, К.В. Тревер и А.Г.Бакшанина поход Канидия в Албанию предшествовал походу Марка Антония против Парфии и Атрапотены, Но, судя по сообщениям Плутарха и Диона Кассия, этот поход состоялся уже после отступления Антония из Атропатены. Причем Канидий сперва разбил царя иберов Фарнабаза, а затем, заключив с ним союз, вместе они обрушились на Албанию.
Но в целом точное время похода Канидия в науке все еще остается открытым. Благодаря сообщению Диона Кассия, стало известно имя правившего тогда в Албании царя Зобера, который был вынужден признать над собой власть Рима. Но насколько прочной была власть Рима над Албанией после похода Канидия, сказать сложно.
Примерно в 34 г. до н.э. Антоний, пользуясь внезапно испортившимися отношениями между парфянским царем Фраатом IV и царем Атропатены Артаваздом, перетянул последнего на свою сторону. Но вскоре резко обострились отношения Антония с Октавианом.
Войска из Атропатены, Албании и Иберии были отозваны, и контроль над Албанией, Иберией, Атропатеной был потерян. Лишь в 20-е гг. I в. до н.э. Албания вновь становится подконтрольной Риму страной. Но опять-таки, по мнению исследователей, эта зависимость во многом оставалось номинальной. В Албании продолжала править местная династия. И в источниках не сообщается о вмешательстве Августа в дела Албании, как это было с Атропатеной.
Ситуация в очередной раз резко меняется после смерти Августа. В 20 г. н. э. Парфия сразу поглотила Атропатену, утвердив на ее троне представителя своей династии Аршакидов. Но благодаря императору Тиберию начинается новый цикл борьбы Рима и Парфии.
Видимо в этой ситуации Албания и Иберия, боясь участи Атропатены, идут на сближение с Римом. По словам Иосифа Флавия, Тиберий склоняет албан и иберов для борьбы с парфянским царем Артаваном III, и те, пропустив через Кавказские проходы алан и сармат, совместно с ними наносят поражение в 35 г. н.э. сыну парфянского царя Ороду.
Укрепив с помощью албан и иберов свои позиции на востоке Малой Азии, Рим, верный своим внешне-политическим традициям и принципу «разделяй и властвуй», в середине I в. н.э. столкнул Иберию с Албанией, но, хотя отношения этих стран испортились, источники ничего не сообщают о войне между ними. Логично предположить, что с целью уравновесить ситуацию Албания могла в противовес союзу царя Иберии Фарасману с Римом пойти на сближения с Парфией. Но, видимо, ни Парфии, ни Риму не удалось в тот период превратить Албанию в свою провинцию.
Во второй половине I в. н.э. набеги алан и сармат на Южный Кавказ, Парфию и римские провинции в Малой Азии участились. Это временно привело к установлению мирных отношений между Римом и Парфией, и в 68 г. н.э., император Нерон планирует поход в Албанию с целью установить свой контроль над «Каспийскими воротами».
Полемизируя с Т.Моммзеном, который видел в этих воротах находящийся в Иберии Дарьяльский проход, К.В.Тревер, считает «Каспийскими воротами» Дербентский проход, контролируемый албанами. Иберия в тот период полностью контролировалась Римом, и угроза со стороны Дарьяльского прохода была исключена. А Албания в тот период была, видимо, неподконтрольная ни Риму, ни Парфии, и вполне могла пропускать через Дербент кочевые племена. Поход Нерона в Албанию, как известно, не состоялся из-за смерти императора, а через четыре года в 72-74 гг. н.э. вся Передняя Азия и Южный Кавказ были разорены грандиозным набегом алан и сармат.
Вначале II в. н.э. Рим возобновил борьбу с Парфией. Император Траян разбил парфян и захватил их столицу Ктесенфон. Согласно источникам (авторов IV в. н.э. Евтропия и Феста) Траян превратил Боспор, Иберию и Колхиду в римские провинции, а албанам дал царя. Таким образом, Албания, по каким-то соображениям вновь не была объявлена римской провинцией, но стала страной зависимой от Рима и признавшей ее лидерство. После смерти Траяна системная экспансия Рима на Востоке фактически была прекращена.
Известно, что преемник Траяна император Адриан сохранял дружественные отношения с царями Албании и Иберии и щедро одаривал их. Возможно этим, Адриан стремился сохранить для Рима возможность использовать уже отмечавшийся торговый путь через Албанию и Иберию в пределы римских владений.
В конце II — начале III вв. н.э. во время походов римских императоров Септимия Севера (198 г.) и Каракалы (215 г.) против Парфии, Албания не упоминается.
В 226 г. на смену династии Аршакидов, правивших в Парфии, приходят Сасаниды. Правившие в Албании представители младших ветвей парфянских Аршакидов, опасаясь быть поглощенными Сасанидами, вновь сближаются с Римом. Но в 244 г. Рим признал главенство Ирана над Месопотамией.
После победы Сасанидского шахиншаха Шапура I над императором Валерианом в 260 г. Албания, хотя и не приняла письма Шапура I с декларацией о победе над Римом, в надписи Шапура в Негси-Рустаме отмечена в числе подвластных ему стран. К концу III — в начале IV вв. Рим полностью теряет связи с Албанией, которая очень скоро прочно входит в сферу влияния Сасанидского Ирана.
По материалам сборника «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»