Поворотный этап в истории Азгосмузея как музея исторического (1932-1936 гг.)

Айтен Бахшиева

В 1931 году было объявлено о завершении реконструкции Азгосмузея на основании построения его по принципу социально-экономических формаций. Однако, в силу ряда объективных причин (нехватка средств, помещения, кадров и т.п.) реэкспозиционная работа музея считалась неудовлетворительной.

Требовался новый подход к этому одному из главных, но, тем не менее, по словам директора Азгосмузея, «отсталому и забытому фронту культурной революции сравнительно с другими научно-культурными учреждениями, как в отношении усиления и укрепления научными кадрами, обеспечения отпуска необходимых сумм для развертывания всех видов работ и, наконец самое главное, помещения, каковое является главным тормозом для дальнейшего развертывания работы музея».

Придавая огромное значение делу развития музейного строительства, развернувшегося в начале 30-х гг. по всему Союзу, сектор науки Наркомпроса Азербайджана, осуществлявший в это время руководство музеями, разработал и внес на обсуждение проект преобразования Азгосмузея в Центральный Республиканский музей и соответствующее положение о нем, по которому он должен был взять на себя непосредственную организацию и руководство всеми краеведческими музеями на территории республики. Согласно этому положению, существующие в республике музеи «являются филиалами Азербайджанского Центрального Краеведческого Государственного Музея» (в документе — так).

С целью научного руководства, при Госцентрмузее организуется постоянный научно-производственный комитет из представителей существующих на территории города Баку музеев — Сельского хозяйства, Труда, Революции, Коммунального, Промышленного, Педагогического, Санпросвета, Военного, Театрального и пр.

Состоявшееся 20 декабря 1931 г. заседание Коллегии Наркомпроса, посвященное реорганизации Азкомстариса в Азербайджанское Центральное Управление Охраны памятников революции, искусства, старины и природы (АзЦУОП) с перспективой превращения его в Институт Материальной культуры, постановило предложить Азгосмузею немедленно выделить из своего фонда археологические коллекции и исторические экспонаты, относящиеся к XVI-XIX вв. и передать их в распоряжение АзЦУОПа для устройства историко-археологического музея в Ханском дворце.

Любопытно, что в результате реорганизации историко-археологический отдел Азгосмузея был ликвидирован, а его экспонаты в беспризорном состоянии находились в фонде. Согласно данным, в этом фонде тогда имелось значительное количество историко-археологических материалов и существовала «настоятельная нужда в историко-археологическом музее».

Таким образом, было выработано основное направление по музейной работе в годы второй пятилетки. Согласно духу времени, основные задачи по развертыванию музейной работы на этот период вытекали из громадной политической значимости музеев, как одного из инструментов культурной революции. Исходя из всего этого Азгосмузей в начале 1933г. разработал новый план реорганизации музея.

Согласно новому Положению Азгосмузея, начиная с этого времени, он являлся научно-исследовательским и политико-просветительным учреждением общегосударственного значения, имеющим задачей изучение и экспонирование на основе марксистко-ленинского метода — историю развития производительных сил, производственных отношений и классовой борьбы в Азербайджане (в период социалистического строительства включительно); естественно-производительных сил Азербайджана и борьбу человека с природой; изучение, сбор и показ памятников литературного наследства и современной литературы Азербайджана. Наряду с этим, в области отдельных проблем, Азгосмузей имел дело и с материалами, относящимися ко всей территории СССР, а также с материалами других стран, поскольку они освещали научные проблемы, входящие в круг задач Азгосмузея по изучению Азербайджана.

На основе приказа Наркомпроса от 3 мая 1933 г. и Особого Совещания при Азгосмузее был выработан экспозиционный и тематический план по истории ханского периода в Азербайджане в X VIII-XIX столетиях до завоевания царской Россией, эпохи гражданской войны, восстановительного и реконструктивных периодов в области нефтяной промышленности, хлопка и культурной революции.

В то же время, для ознакомления с постановкой музейного дела в России в Москву и Ленинград командируются ряд сотрудников Музея. На основании специального договора, заключенного между Азгосмузеем и центральными музеями России, в Баку периодически посылались не только все центральные издания музейной литературы, но и представители этих музеев, которыми были прочитаны доклады по вопросам методики и техники экспозиций музея. Связь с работой нумизматических отделов других музеев была обеспечена благодаря научным связям, поддерживаемым профессором Е.А.Пахомовым с сотрудниками музеев Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова, Тифлиса, Эривани, Ташкента и др. и обмену с ними «научными новостями и выходящими публикациями».

3 ноября 1933 г. СНК Аз.ССР выносит важное для музейного дела постановление, согласно которому в целях сосредоточения в Азгосмузее предметов, относящихся к истории и культуре Азербайджана, государственные и общественные органы республики обязывались все имеющиеся в их распоряжении предметы музейного значения передать Азгосмузею.

К концу 1933 года вопрос об образовании Исторического музея, нашедший свое решение в плане,утвержденном Коллегией Нарком проса Азербайджана 16 ноября того же года, начал претворяться в жизнь и Азгосмузей приступил к организации Исторического музея.

По плану 1934г. предполагалась организация четырех отделов, из которых два первых («Социально-экономический строй Азербайджана до русского завоевания (XVIII в.)» и «Азербайджан — колония царской России (ХIХ в.)» было решено создать при Дворце Ширваншахов, остальные два отдела («Гражданская война» и «Отдел социалистического строительства») — в основном здании музея.

В связи с разворачиванием Исторического музея по утвержденному Ученым Советом Музея и Коллегией Наркомпроса плану, вытекала необходимость обеспечить музей компетентными консультантами-историками. Согласно точки зрения Азгосмузея, Комиссия при Наркомпросе, объединяющая в своем составе специалистов-историков, могла бы просматривать эскизы экспозиции и давать свою санкцию к общему оформлению. Со своей стороны дирекция Музея считала необходимым привлечь к этой работе историков В.Хулуфлу, Г.Иманова, Е.Пахомова, А.Мамедова, А.Алекперова.

Образованию музеев, специализировавшихся на определенной тематике, а в данном случае Музея с историческим профилем, повлияли и огромное внимание, уделяемое в эти годы вопросам политико-воспитательной работы среди населения в целом и учащихся в частности и вытекающие из него задачи.

Следуя распоряжению Наркомпроса о разработке мероприятий но перестройке музеев в связи с реализацией вышеуказанного постановления, Азгосмузей должен был «перестроить свои экспозиции таким образом, чтобы в экспозиции развернуть картину классовой борьбы на территории Азербайджана и полностью обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность, конкретность исторического материала, также показать зрительно правильное обобщение исторических событий, которое дало бы и осуществление марксистского понимания истории».

Таким образом, реэкспозиция, начатая в связи с этим постановлением в музее, ускорила решение сложной проблемы создания разнопрофильных музеев на базе Азгосмузея и размежевания их деятельности. Проведенное в Баку 29 ноября 1934 г. Первое республиканское совещание музейных работников наряду с другими наболевшими вопросами затронуло и этот актуальный для своего времени вопрос.

Подводя итоги пройденному этапу со времени образования первых музеев в Азербайджане вообще и Азгосмузея в частности, совещание отметило необходимость коренной реконструкции музейного строительства республики во второй пятилетке. По словам выступившего на совещании академика И.И.Мещанинова, «… Музей — это не вещехранилище, собирающее случайные коллекции. Музей — это развернутый учебник, как идущего социалистического строительства, так и прошлого, удовлетворяющий широкие массы населения и при этом реально показывающий те задания, которые должны выявлять задачи изучения исторического процесса и сам исторический процесс в его показе на экспозициях«.

Еще незадолго до бакинского совещания музейных работников, во всех выступлениях на Всесоюзном музейном съезде сквозила красной нитью необходимость усиления упора на исторический момент, хотя бы и ограниченной рамками спецификума каждого музея в отдельности. Именно эта проблема стала первоочередной задачей, к разрешению которой была привлечена вся музейная сеть республики. Однако, исходя из выступлений ряда ответственных музейных работников, музеи не наладили своей работы каждый в отдельности, и каждый из них в отдельности имел массу недостатков по линии помещения, в смысле методической работы кадров, экспозиции и т.п.

Эти недостатки препятствовали не только осуществлению намеченного радикального направления по музейной работе, но и благоприятствовали сохранению старых, отживших традиций экспозиции. Согласно мнению большинства выступавших на республиканском совещании музейных работников, нашедшем отражение в итоговой речи замнаркома просвещения, скорейшее изжитие ненормальных явлений было бы возможно путем организации методического совета при Госмузее и создания спеццентра; предлагалось назвать этот центр Музейным сектором при научном управлении Наркомпроса.

Заметим, что такого типа учреждение было организовано за год до этого, т.е. в 1933 г. в системе Наркомпроса РСФСР, при его новосозданном Музейном отделе. До этого, российскими музеями руководила Музейная группа сектора науки Наркомпроса.

Вероятность составления проекта постановления об организации Музейного отдела при Наркомпросе сразу же после республиканского совещания музейных работников очень велика, ибо именно на этом совещании (следуя российскому стереотипу), была видвинута идея создания особого отдела, концентрирующего научно-методическое руководство музеями Азербайджана при Наркомпросе республики.

Интересно, что в первоначальном варианте проекта, замнаркома просвещения ставил еще целый ряд наболевших вопросов, обсужденных на совещании, которые затем были вычеркнуты им самим. Это — просьба к Баксовету, предоставить помещение новосозданному Музею Народного образования (он был создан на основе материалов юбилейных выставок, организованных в связи с 10 летием создания Закфедерации в 1932 г. и развернул обширную деятельность в 1933-1935 гг.), обеспечить твердым бюджетом существующие музеи, воспретить проживания в музейных зданиях лиц, не связанных с работой музея, обязать Баксовет выселить из здания Госмузея посторонних лиц.

Таким образом, в целях урегулирования музейной работы и осуществления единого руководства над деятельностью музеев, СНК проектировал не только организацию Музейного отдела, но и предполагал поручить этому отделу осуществление научно-методического и планового руководства над всеми музеями республики, находящимися как в ведении Наркомпроса, так и в ведении других ведомств.

Однако, судя по архивным данным, музеи республики, в том числе и Азгосмузей, вскоре после завершения совещания музейных работников, перешли в ведение новоорганизованного Управления университетом и научно-исследовательскими учреждениями Наркомпроса АССР (УУНИУ).

Специальный представитель управления, после ознакомления с работой Госмузея, приходит к следующему выводу: музей если и имеет ряд сдвигов в работе, но, тем не менее, намеченный реорганизационный план выполнен на I января 1934 г. не более, чем на 40-45%. Согласно его докладу начальнику управления В.Хулуфлу, для реорганизации Азгосмузей должен иметь соответствующие компетентные кадры, добиться расширения помещения, развернуть массовую работу, завершить инвентаризацию, построить новую экспозицию с показом соцстроительства.

Такая оценка деятельности Госмузея на данном этапе своего развития подтверждается и докладом его директора М.Саламова: «Азгосмузей после этой реорганизации своей экспозиции должен был служить для широких масс посетителей собием к пониманию истории. Однако, в этой экспозиции вместо п0каза истории как истории борьбы классов, получился показ отдельных бытовых хозяйственных моментов края… Исходя из этого Азгосмузей приступил к перестройке и сейчас находится в стадии реорганизации Азгосмузея в Исторический музей Азербайджана.»

В связи с этой реорганизацией из Азгосмузея на основе решения Коллегии Наркомпроса от 16 декабря 1933 г., внутренним приказом от 1 марта 1934 г., были выделены отделы театра и искусства для образования самостоятельных музеев (Музея Искусства и Театрального Музея). Однако, уже в начале мая 1935 г., на основе приказа Наркомпроса Музей Искусств преобразовывается в Художественную галерею Азербайджана при Азгосмузее. Долгое время эта галерея, а затем и сам Музей Искусств, продолжали занимать часть помещения тагиевского дома.

Согласно приказу по Азгосмузею от 22 июня 1935 г. в составе музея появляется еще один музей — Антирелигиозный (приказ от 22 июня 1935 г), создание которого диктовалось духом революционного времени. Еще в постановлениях Наркомпроса СССР, сразу же после I Всесоюзного Съезда музейных работников, говорилось о необходимости создания специальных антирелигиозных музеев или отделов при краеведческих музеях. В соответствии с этим, бюро ЦКП (б) Азербайджана от 31 января 1935 г. предложило создать такой музей при Азгосмузее. Руководителем этого музея, самостоятельно функционирующего в составе АзФАН СССР только с 1937 г. (до 1946 г.), в то время был Михаил Измайлов (приказ от 1 марта 1936 г.).

В результате новой реорганизации, в том числе и выделения из Азгосмузея специальных музеев, большая часть оставшихся экспонатов, в основном, непосредственно относилась к вопросам истории Азербайджана. Согласно отчету за 1934-1935 гг., в целях полного показа истории Азербайджана для широких масс трудящихся, Азгосмузей в 1935 г. следовало реорганизовать в Азербайджанский Центральный Исторический Музей.

Организуемый Исторический Музей в отличие от планируемых до этого (в 1934 г.) и упомянутых выше четырех отделов, имел в своей структуре пять отделов: 1) отдел феодализма, 2) отдел капитализма, 3) социалистический отдел, 4) отдел естественно-производственных сил, 5) литературно-рукописный отдел. Первые два отдела должны были создать свои экспозиции в заново реставрированном Ханском дворце, а остальные в основном помещении Азгосмузея — в тагиевском доме.

С организацией Исторического музея видоизменялась не только научно-исследовательская, но и собирательская работа Музея — она выполнялась путем организации совместных экспедиций с учеными АзФАН-а и Центрального Музея Народов СССР. Следует заметить, что в 1929 г. на базе Общества Обследования и Изучения Азербайджана был создан Аз.Гос.Научно-исследовательский Институт (АзГНИИ), куда в качестве историко-этнографического отдела вошла историко-этнографическая секция Общества. После организации в 1932 г. Азербайджанского отдела Закавказского филиала АН СССР (АзОЗФАН) вышеуказанный отдел вошел в его состав в качестве самостоятельного сектора. В 1935 г. на базе этого сектора был создан Институт археологии и этнографии, сотрудники которого были тесно связаны с Музеем и участвовали в совместных экспедициях.

Согласно отчетам, сотрудники музея приняли участие в экспедициях по геологии и зоологии, ими были собраны материалы, связанные «со старыми формами хозяйства и уходящего быта» и т.д. Литературно-рукописный отдел в это время занимался не только собирательской работой, но и организовывал выставки. Так, в начале 1934 года, была открыта выставка, посвященная писателям А.Ахвердову, Т.Шахбази и композитору Асафу Зейналлы. В середине того же года отдел был целиком переключен на организацию юбилейной выставки, посвященной жизни и творчеству персидского поэта Фирдовси.

Согласно приказу № 15 по Азгосмузею от 31 января 1935г. «с целью ознакомления широких масс трудящихся, выставка достижения культуры, организованная к Всеазербайджанскому съезду Советов» была перевезена в рабочие районы: она демонстрировалась во Дворце культуры Сталинского района, во Дворце культуры Шаумяновского района, в Ленинском районе, в Ордженикидзевском районе.

В это же время Азгосмузей приобрел архив Фархада Агазаде, одного из учредителей нового «тюркского» (азербайджанского) алфавита. В его архиве имелись ценнейшие материалы по истории нового алфавита, а также ряд других документов, относя¬щихся к его литературно-педагогической деятельности в Азербайджане. В прессе того времени имеются сведения о том, что старый писатель и педагог Рашид Эфендиев передал в дар музею свою подробную автобиографию с иллюстрациями, документами, фотоматериалами и все свои печатные и рукописные произведения. Писатель Али Рази Шамсизаде преподнес в дар отделу свои произведения и рукопись Алишира Наваи.

Однако, считалось, что проделанная за 1935 г. для организации исторического музея работа является лишь подготовительной, для полного ее завершения необходимо проделать большую работу как в смысле углубленного изучения показываемых эпох, так и в смысле собирания, изучения и изготовления соответствующих экспонатов, макетов, диаграмм, инсценировок и т.д.

Именно поэтому, свернув прежнюю, устаревшую экспозицию, Госмузей направил свои силы на организацию временных выставок. Первая из них, освещающая средневековый период Азербайджана, была организована в реставрированном Ханском дворце, который был передан приказом Наркомпроса от 21 мая 1935 г. Азгосмузею и назван во всех соответствующих внутренних приказах музея от 1936 г. Историческим музеем. Вторая выставка, ставшая юбилейной и посвященная достижениям социалистического строительства за 15 лет советской власти ь Азербайджане, открывалась в основном здании музея, размещенном в тагиевском доме.

Эта выставка, имевшая огромный резонанс не только в Азербайджане, но и далеко за ее пределами представляла собой «первый в Союзе опыт связного и яркого рассказа о социалистическом развитии целой страны во всей совокупности ее хозяйственных и культурных учреждений» и была названа в литературе того периода «Университетом Культуры».

Посещая эту выставку, расположенную на трех этажах Музея, в 39-ти комнатах, экскурсант прямо из холла попадал в вводно-исторический раздел, расположенный в двух маленьких смежных комнатах, в которых языком цитат и фотографий рассказывалось о победе Октябрской революции «сперва на севере, потом, спустя два года, в Баку». Посетителю в ярких красках, иллюстративно обяснялась вся важность и необходимость борьбы за бакинскую нефть на всех этапах строительства социализма.

На этом же 1 этаже был расположен отдел советского строительства, в котором посетитель мог получить представление о структуре «республики Азербайджан на сегодняшний день». Одна из самых интересных на выставке являлась Комната рабочего изобретательства, которая привлекала не только по содержанию, но и по выполнению: в ней было много подлинных экспонатов — изобретений по нефти, модель коллектива строителей организации «Чингильбетона», с которой связывали завтрашний день строительства в Баку.

Для удобства посетителей на I этаже были размещены киоск национального издательства, курильная, буфет. На втором этаже, в 25-ти комнатах, помещались отделы городского строительства и коммунального хозяйства, нефти, печати, архитектуры, госпромышленности, промкооперации, связи и радио, сельского хозяйства, Каспийского морского и Куринского речного пароходств, дорожного строительства и транспорта, госторговли и потребкооперации, народного здравоохранения, Наркомпроса и науки.

Однако, главное место было уделено отделу нефти, который считался «сердцем» выставки. В нем было размещено большое количество действующих моделей. Эти модели (или макеты) были расположены на особых подставках. Выше них располагались десять щитов «с лепными, рельефными рассказами — схемами о последовательных работах по нефти. Наверху — панно, где рассказывает уже художник о том же самом, что дано внизу в виде макета и на рельефе — в разрезе»…

На третьем этаже экскурсантам были показаны туристские маршруты по Азербайджану, охота на диких зверей и птиц, панорама уголков Ленкорани; в последней комнате размещался отдел кинематографии.

Следует заметить, что открытие этой выставки, посвященной развитию азербайджанского народного хозяйства и культуры в 1920-1935 гг., несомненно было новшеством в деле музейного строительства республики. И, конечно же, оно было результатом огромного влияния, оказанного на Госмузей как в его общей установке, так и в методах практической музейной работы республиканским совещанием музейных работников.

Прежний смысл музея — собирать, хранить и в виде систематизированных по материалу коллекций преподносить хранимое посетителям, был отклонен; основной задачей была поставлена политико-просветительная работа в целях культурного перевоспитания масс и активного участия в социалистическом строительстве. Музей должен был «служить пособием в деле большевистского воспитания трудящихся, в деле воспитания чувства советского патриотизма и любви к социалистической родине» т.е. являться не только немаловажным средством в деле распространения исторических знаний в массах, но и быть пропагандистом достижений социалистического производства, рупором своего государства.

В связи с этим, богатый вещевой материал музея, не подходящий для такого рода выставок, был закрыт в фондах. Его место заняли обтянутые холстом щиты с помещенными на них фотографиями, разные цитаты, планы, макеты, диаграммы, карты и т.п. Только минимальное количество подлинных вещей было использовано на выставке.

Таким образом, эта «азербайджанская», как называлась в то время в прессе и литературе, выставка была подчинена основному требованию времени — превратить музей в «инструмент культурной революции».

Сама по себе важная часть музейной работы, она на данном этапе подменила в Азгосмузее работу над основной экспозицией, что особенно сказалось в социалистическом отделе.

В 1936г. произошла коренная перестройка музея: постановлением СНК Азербайджанской ССР от 31 марта 1936 года Азгосмузей реорганизовывается в Музей Истории Азербайджана. Еще накануне, внутренним приказом по Азгосмузею, образуются сектора — естественно-исторический, истории феодализма в Азербайджане, Азербайджан — колония Российской империи, истории социалистического строительства в АССР, нумизматики, литературно-рукописный.

Наряду с этими секторами, при музее продолжали свое существование Музеи Искусств и Антирелигиозный. Началась усиленная работа по перегруппировке материалов по секторам, по переработке всей экспозиции. В порядке реализации решения Совнаркома, выставку, посвященную 15-летию Советской власти в Азербайджане, стали перестраивать в отдел истории социалистического строительства. А на базе выставки, организованной в Ханском дворце, начали создавать экспозицию по истории феодализма в Азербайджане.

В установке этого нового музея исторического профиля главной его задачей было всемерное включение в социалистическое строительство, пропаганда коммунизма, а также непосредственное насыщение экскурсантов практическими знаниями по использованию производительных сил, повышение их технических знаний, изучение своего края.

Однако, в силу объективных причин, окончательное формирование новосозданного исторического музея затянулось на долгое время. Выполнить поставленные задачи было очень даже нелегко; последствия реорганизации привели к тому, что Азгосмузей, в основном, сосредоточился на организации отдельных выставок.

По материалам Музея Истории Азербайджана