Нахчыван: от арабского нашествия до монгольского

Наиля Велиханлы

В начале VII в.н.э. весь южнокавказский регион, включая земли исторического Азербайджана, находился в зоне влияния двух мировых империй той эпохи Сасанидской и Византийской.

Начавшиеся в 30-х годах того же века завоевательные походы новообразованного арабского государства вскоре изменили исторические судьбы многих народов, в том числе и азербайджанцев.

Часть их, будучи военнообязанными подданными Сасанидской империи, или зависимых от нее государств, была вовлечена в арабо-сасанидские столкновения, происходившие пока еще за пределами страны-в Месопотамии и Иране. Однако падение иранского города Нихавенда в 642 г. открыло арабам путь на север; уже через год начались длительные и кровопролитные сражения за северные провинции империи Сасанидов, включая южно-азербайджанские города.

Нахчыван, называемый в ранних арабских источниках Нашавой, в до-арабский период являлся не только стратегически важным форпостом в персидско-византийской борьбе за владычество в регионе, но и одним из административных и экономических центров, о чем свидетельствует и нахождение в этом городе сасанидского монетного двора.

Согласно исследованиям проф. Е.А.Пахомова, начиная с 30-х гг. VI века, здесь от имени сасанидских царей чеканились монеты с монограммой «НАХЧ».

В зоне арабского завоевания Нахчыван оказался уже при первых попытках арабов захватить земли севернее р. Араз. Город был внезапно атакован со стороны завоеванных халифскими войсками уже в 643 г. южноазербайджанских земель; были разгромлены и опустошены многие населенные пункты вокруг, уничтожены и угнаны в плен их жители.

Поражения, постигшие иранские армии на арабо-сасанидских фронтах, позволили албанскому правителю Джеванширу, бывшему до этого в подчинении сасанидского царя, укрепиться в пределах своей страны, южные границы которой, по свидетельству Моисея Каланкатуйского, доходили до реки Араз, включая и Нахчыван.

Одновременно сложившейся ситуацией воспользовались и византийцы, совершив нападение на Нахчыванскую крепость. Однако начавшееся в 644 году новое широкомасштабное наступление арабов предотвратило вылазки византийцев. Вскоре первый этап арабских завоеваний на Южном Кавказе был завершен, и заключены договора с правителями ряда городов и областей.

По сообщению арабского автора ал-Балазури (IX в.), с жителями Нахчывана был заключен мирный договор, согласно которому жителям, исповедовавшим христианство, зороастризм и иудаизм, гарантировались неприкосновенность жизни, имущества, церквей, синагог, храмов и городских стен при условии соблюдения договора и выплаты податей.

Однако реально завоевание, как и на всем Южном Кавказе, окончательно подытожилось только после падения Сасанидской империи: сасанидская администрация, уничтоженная в центре империи, до середины VII века удерживалась на периферии под защитой персидских и местных войск.

Новый поход арабов, совершенный в 654 году, еще более укрепил их позиции в регионе. Наряду с Нахчываном были подчинены все близлежащие населенные пункты и крепости. Учитывая стратегическое положение региона, арабы разместили в Нахчыванской и Дербентской крепостях военные гарнизоны для обороны от возможных нападений византийцев с юго-запада и хазар с севера.

В Нахчыванской крепости арабы оставили пятитысячный гарнизон, который использовался не только против византийцев и хазар, но и для предотвращения выступлений местного населения. Одно из таких выступлений, которое закончилось трагически сожжением в церкви провизантийски настроенных князей, местные источники (Моисей Каланкатуйский, Гевонд, Вардан и др.) приписывают Нахчывану. Арабские авторы (ал-Балазури, ал-Йакуби, ал-Куфи), для которых географические координаты вряд ли имели принципиальное значение, упоминая об этом событии, называют «церкви в области Хилат».

Антихалифатское движение распространилось по всему региону и привело к тому, что город Нахчыван, периодически подвергавшийся нападениям арабов, хазар и византийцев, в начале VIII века был сильно разрушен.

Это подтверждается и данными о строительной деятельности новоиспеченного арабского наместника Абдулазиза ал-Бахили, который заново отстроил сильно разоренные в этот период города Нахчыван, Барда, Байлакан, Дабил и др. В начале VIII века позиции халифата на Южном Кавказе значительно усилились.

Потеряв свою государственность, Албания превратилась в арабскую провинцию Арран; согласно административно-территориальной реформе халифа Абдулмалика ибн Марвана, все южнокавказские земли, в процессе завоевания объединенные в единую административную единицу и управлявшиеся одним губернатором, стали именоваться унаследованным от византийцев административным названием «Арминийа». Пределы сасанидской административной единицы «Азербайджан», которая объединяла до арабов и земли севернее р. Араз, согласно административной реформе арабов сузились до пределов только южно-азербайджанских земель.

Азербайджан в эпоху Арабского Халифата (VII-XIX века)

Арабская Арминийа, также разделенная на четыре части, объединяла в своих пределах не только собственно армянские земли, как это было у византийцев, но все страны Кавказа, вошедшие после завоевания в состав халифата. Очевидно, поэтому анонимный арабоязычный дербендский источник включает в пределы арабской Арминийи наряду с южнокавказскими странами Арран и Джурзан (Грузия) и страну ал-Арман (билад ал-Арман).

Нахчыван-Нашава, включенный арабами в состав Арминийи, в источниках именуется основным городом новообразованной административной единицы области ал-Басфурраджан. Географическое название этой области, очевидно, образовано от античной атропатенской Басоропеды и раннесредневекового армянского Васпуракана, расположенного юго-восточнее оз. Ван и управлявшегося представителями рода Арцруни.

Изучение источников показало, что новая арабская область отличалась от собственно Васпуракана не только арабизированным названием, но и территорией. Ибо арабское нашествие приводило и к административно-территориальным изменениям, суживая или расширяя до-арабские территориальные деления.

Область ал-Басфурраджан, основным городом которого именовался Нахчыван (тогда как в рассматриваемое время центром области Васпуракан был город Ван), относился средневековыми арабскими авторами к стране Арран; эти авторы говорят о его принадлежности «к Аррану или Азербайджану», а также о том, что «этот город граничит с Арменией», которая, как и остальные арабские административные единицы, не отражала реальной историко-географической картины региона и образовалась просто по ходу завоевания. С самого начала арабского владычества в Нахчыване находился арабский гарнизон, а также дом налогового чиновника (амил) и городского головы.

К концу IX века по всему халифату усилились процессы распада, которые привели к переходу реальной власти на местах в руки бывших наместников или местных владетелей. С этого времени Нахчыван, все еще сохранивший для арабов стратегическое значение опорного пункта, перешел под власть Саджидов, образовавших на территории Азербайджана свое государство.

Согласно исследованиям, представитель этой династии Юсуф ибн Абу-с-Садж в 918 г. назначил представителя арабского рода Абу Дулафидов, предки которого переселились в северные области халифата еще в начале периода Аббасидов, эмиром Нахчывана и Гохтана. Представители этого рода становились эмирами Нахчывана и в дальнейшем, несмотря на смену сюзеренов.

Также отметим, что, несмотря на родственные связи с южно-азербайджанскими Раввадитами и армянскими Арцруни, а также громкий титул «Нахчываншах», которым величали их дворцовые панегирики (Гатран Табризи, Туси Али Асади и др.), Абу Дулафиды не были политически самостоятельными и являлись феодальными владетелями в составе государства Шаддадидов. Анонимный дербендский источник начала ХП века в числе базовых городов (кавинд) Шаддадидов наряду с Гянджой называет и Нахчыван. Нахчыванский эмират во главе с «Нахчываншахом» Абу Дулафом был упразднен сельджукским султаном Алп Арсланом в 1063 году.

Но, судя по источникам, и после упразднения эмирата Нахчыван, видимо, имевший уже сельджукского эмира, оставался в составе государства Шаддадидов вплоть до его падения в 1075, сохраняя былое военно-стратегическое значение. Вероятно, именно поэтому почти все сельджукские принцы будущие султаны Мелик шах, Мухаммад Тапар, Месуд, Тогрул были эмирами Нахчывана.

Дальнейший период истории Нахчывана тесно связан с государством Атабеков Илденизидов, основателем которого был Шамсаддин Илдениз (1136-1175). Именно его источники того периода называют не только «правителем города Нахчывана и области» (Мхитар Гош), но и «владетелем Гянджи и Аррана» (Ибн ал-Асир). Нахчыван, ставший первой столицей этого государства, несмотря на частые набеги, вскоре превратился в укрепленный, благоустроенный, густонаселенный город, в котором наряду с другими прекрасными постройками были возведены дворец правителя и здания различных государственных учреждений.

Обновленный и процветающий, город не утратил свое значение даже после того, как Хамадан, центр сельджукских султанов, в результате избрания Шамсаддина Илдениза «великим атабеком» стал столицей расширившего свои границы государства Атабеков Азербайджана. В период дальнейшего правления Шамсаддина Илдениза, а затем и его сыновей, Нахчыван сохранил статус стольного города и короны владений Илденизов, став центром архитектурно-художественной школы, развитие которой связано с именем великого зодчего Аджеми сына Абу Бакра ан-Нахчывани.

Подступы к Нахчывану охраняли мощные крепости, среди которых выделялась Алинджакала, известная не только неприступностью, но и значением: именно здесь находилась государственная казна Илденизидов.

В начале 1221 г. монголы вторглись в Нахчыван и подвергли цветущий город сильному разрушению, перебив и угнав в плен множество жителей. Возрождению города способствовал указ Хорезмшаха Гийасаддина Пиршаха, который стал владетелем города в результате брачного союза с правительницей Нахчывана принцессой Джалалийя.

В 1225-31 годы Нахчыван находился под властью его брата Джалаладдина Манкбурны, положившему конец государству Атабеков Азербайджана, а в 1231 году подвергся новому монгольскому нашествию. «Величайший и красивейший» при Илденизидах город, именовавшийся современниками «нагши джахан» («краса мира»), был превращен «почти в пустыню» (Рубрук), и, как и другие города Азербайджана, вошел в состав Монгольского каганата.

По материалам журнала IRS Наследие