Азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик, представитель критического реализма в азербайджанской литературе Джалил Мамедкулизаде (1866-1932) всей своей творческой деятельностью неизменно защищал интересы простого народа, в спокойной, неназойливой, язвительной манере беспощадно разоблачая отсталость, мракобесие, несправедливость, национальную замкнутость, социальное неблагополучие и другие пороки общества.
Творчество Мамедкулизаде является художественным «энциклопедическим» отражением жизни азербайджанского народа.
В 1903 году начинающий писатель встретился в Тифлисе со своим знаменитым земляком, общественным деятелем, издателем, учёным, главным редактором газеты «Шарги-рус» («Русский Восток») Мухаммед ага Шахтахтинским (1848– 1931). Эта встреча оказалась для Мирзы Джалила судьбоносной. Он стал работать в редакции газеты, часто публикуя рассказы и фельетоны, и начал всерьёз заниматься литературным трудом.
После закрытия газеты «Шарги-рус» в 1905 году Джалил Мамедгулузаде стал добиваться разрешения на издание сатирического журнала. 7 апреля 1906 года вышел в свет первый номер журнала «Молла Насреддин», сыгравшего колоссальную роль в истории азербайджанской литературы, культуры, общественной мысли и ставшего славной страницей азербайджанской национальной печати. Долгие годы этот журнал был единственным иллюстрированным в цветном исполнении и сатирическим изданием не только на Кавказе, но и на всём Ближнем Востоке.
В данном материале собраны цитаты известных азербайджанских и зарубежных политиков, историков, писателей, литературоведов о Д.Мамедкулизаде.
**********
«Мертвецы» — как и «Молла Насреддин» — является произведением, бьющим прямо под корень. — Узеир Гаджибеков, азербайджанский композитор
**********
Написанная в высшей степени с большим искусством, с содержанием, заимствованным непосредственно из нашей жизни, пропитанная революционной идеей творчество Джалила Мамедкулизаде сыграет видную роль в жизни мусульман. — Нариман Нариманов, азербайджанский общественно-политический деятель
**********
Джалил Мамедкулизаде вошел в историю азербайджанской литературы как великий демократ, писатель-гражданин, большой мастер короткого рассказа. Для Джалила Мамедкулизаде, который с неизменным уважением относился к другим народам и не раз рассказывал в своих произведениях об их жизни, гуманизм был основным общественно-художественным критерием. Драматургия Джалила Мамедкулизаде — качественно новый этап в развитии национальной драматической школы, основы которой были заложены великим М.Ф.Ахундовым. Неувядаемые творения Мирзы Джалила оказали серьезные влияние на последующие поколения мастеров сценического жанра, следовавших его бессмертным гуманистическим традициям.
Творческие поиски Джалила Мамедкулизаде в области художественной прозы, явившись закономерным развитием и обогащением классических традиций, окончательно сформировали данный жанр, сделав его неделимой составной частью национального литературного мышления. Он создал совершенно новые, неизвестные азербайджанской литературе, прозаические жанры, а уже известные довел до совершенства.
О жанре повести, сатирического рассказа, лирической новеллы азербайджанские читатели получили первые яркие впечатления именно благодаря Джалилу Мамедкулизаде. Народность, лаконичность, художественность, умение типизировать и обобщать составляют суть его произведений. Во внешне простом, незатейливом сюжете он искусно выражает великие истины, поднимает глобальные проблемы. Именно поэтому его творения не теряют свежести и актуальности. Любимы самыми разными поколениями читателей. — Иса Габиббейли, азербайджанский ученый-литературовед
**********
Вне влияния «Молла Насредцнна» в начале XX века трудно представить какого-либо мастера слова, деятеля культуры и просвещения, работника печати. «Молла Насреддин» принадлежал всему народу и делал свое дело в общенациональном масштабе. — Кямал Талыбзаде, писатель, заслуженный деятель науки Азербайджана
**********
Великой личности, ознаменовавшей начало целой литературной эпохи, породившей революцию в общественной жизни… нет среди нас сегодня… Однако произведения его живут. Молла велик и оригинален. — Юсиф Везир Чеменземинли, азербайджанский прозаик, писатель, публицист
**********
Джалил Мамедкулузаде один из самых крупных азербайджанских писателей, выросший и сформировавшийся в период ожесточенной, всенародной борьбы. Роль Джалила Мамедкулузаде не ограничивается только тем, что он являлся великим классиком литературы. В истории азербайджанской печати — это выдающийся и талантливый журналист. Он был пламенным патриотом на тяжении всей жизни, в ее самые напряженные и трудные периоды занимал прогрессивную позицию, доводя до сознания народа передовые мысли эпохи. Он — писатель мирового значения, представитель замечательной плеяды гуманистов, титаническая фигура азербайджанской литературы. — Мирза Ибрагимов, Народный писатель Азербайджана
**********
Веками ходил по странам Ближнего Востока Молла Насреддин — веселый шутник и любимец народа. Духовное знание этого «молы» весьма относительно, так как в условиях поголовной неграмотности «моллой» называли всякого, кто мог прочесть Коран по-арабски. Молла Насреддин и является таким грамотеем, он бедствует, нищенствует и для того, чтобы прожить, готов на любую проделку. Для удачной шутки он не пощадит своего авторитета духовного лица, да еще при этом зло высмеет и богачей, и неправедных судей, и ханов, и везирей, и самого шаха, и самый Коран, и вот Джалил Мамедкулузаде в эпоху первой русской революции создает свой журнал и называет его «Молла Насреддин». Так, Молла Насреддин начинает новую жизнь. На страницах «Моллы Насреддина» объединилось все, что было передового и прогрессивного в азербайджанской литературе. — Юрий Лебединский, русский советский писатель и журналист, военный корреспондент
**********
Людей сегодняшнего дня должно особо интересовать творчество Джалила Мамедкулизаде. Он жил после такого знатока жизни народа, как М.Ф.Ахундов. Его рассказы и пьесы идут по следам всего того мрачного, преступного, грубого, лживого, что совершается вокруг, и писатель призвал себе в помощь опыт таких российских писателей, как Гоголь, Салтыков-Шедрин, Лев Толстой. — Николай Тихонов, русский советский поэт, прозаик и публицист, общественный деятель
**********
Трудно переоценить значение, которое имеет творчество Джалила Мамедкулизаде для развития современных национальных литератур и в особенности для развития прозы. Он заложил основы школы реалис-тической прозы для тюркоязычной литературы. Великий творец, он выступал и как пламенный сатирик, и как прекрасный быто-писатель, и как художник-социолог. И везде достиг совершенства. — Чингиз Айтматов, народный писатель Киргизской ССР, Герой Киргизской Республики (1997)
**********
В самом начале своей истории наша национальная печать стала выпускать журнал «Тохмаг» по образцу «Молла Насреддина». «Молла Насреддин» и «Хопхоп-намэ» сделались нашими настольными книгами. Мы часто обращались к ним, учились у них. Так что журнал «Молла Насреддин» и «Хопхоп-намэ» были своеобразной энциклопедией для сотрудников «Тохмага». Стихотворная сатира, фельетоны и другие формы сатирической литературы в Туркмении зародились непосредственно под влиянием журнала «Молла Насреддин». Даже при создании карикатур мы обращались к богатейшей практике «Молла Насреддина». — Берды Кербабаев, Народный писатель Туркменистана
**********
Узбекский сатирический журнал «Муштум» получил вдохновение именно от «Моллы Насреддина». — Мансур Мухаммеджанов, доктор исторических наук, профессор
Читайте также: Джалил Мамедкулизаде: основные даты жизни, деятельности писателя-сатирика