Мир-Алекпер Агасиев
В конце 19 века в Баку в условиях первого нефтяного бума один за другим открывались магазины, модные салоны, аптеки, гостиницы, казино и театры, здесь очень быстро находили «прописку» разного рода европейские новшества.
Не стал исключением и синематограф — великое изобретение братьев Люмьер, которое они продемонстрировали миру 28 декабря 1895 г. на парижском бульваре Капуцинов. Уже 2 августа 1898 г. фотограф Александр Мишон, сняв с помощью привезенного им самим киноаппарата пожар на нефтепромысле в Биби-Эйбате, а также нефтяной фонтан в Балаханы, впервые в Баку организовал сеанс синематографа.
Синематограф назвали «Феномен»
Синематограф, как тогда называли кино, совершил настоящую культурную революцию по всему миру. В Баку киносеансы, привлекая горячий интерес, устраивались обычно в арендованных помещениях цирка, театров и даже в жилых домах. На страницах газеты «Каспий» часто встречались объявления о продаже и аренде привезенного из Европы оборудования для снятия и показа фильмов. Будучи значительно дешевле театра, новый вид развлечения очень быстро привлек массу поклонников.
Деловые люди, видя этот бурный интерес, пришли к мысли о строительстве специального здания синематографа. Такое здание после получения разрешения в городском муниципалитете начало строиться в центре заложенного в 1909-1910 годах бакинского бульвара. Но спустя некоторое время городская администрация передумала и распорядилась снести здание, ссылаясь на то, что в этом месте оно будет мешать отдыху людей.
Строительство было решено перенести в конец бульвара, где находились склады фирмы «Кавказ и Меркурий», недалеко от причала. В 1910 году синематограф – первый бакинский кинотеатр под названием «Феномен», построенный в стиле французского ренессанса по проекту И.К.Плошко (автор таких известных сооружений, как дворец «Исмаилийе», польская католическая церковь), был сдан в эксплуатацию.
Примечательно, что те, кто выступал против возведения синематографа вблизи складов и причала, где встречали суда с высокопоставленными гостями, впоследствии пришли к выводу, что расположение складов близ такого красавца и вовсе неуместно.
Десять лет «Феномен» прослужил в качестве синематографа и казино. В 1921 году по проекту инженера Зивербека Ахмедбекова (1873-1925) были проведены реставрационные работы, и в здании синематографа разместился рабочий театр «Сатирагит». Затем, до 1932 года хозяевами бывшего «Феномена» были Бакинский тюркский рабочий театр и Театр музыкальной комедии.
В военные годы в нем действовал кинотеатр «Оборона», а после войны — Музей сельского хозяйства Азербайджана и Государственный театр песни народного артиста СССР Рашида Бейбутова. Наконец, в 1965 году, согласно постановлению правительства АзССР, здание было передано в распоряжение Азербайджанского государственного театра кукол.
20 сентября того же года премьерой сказки-пьесы Мирварид Дильбази «Красавица Фатима» началась новая веха в истории легендарного здания.
Мастерская на улице Зергерпалан
Не менее интересна история создания в Баку Театра кукол. Сразу скажем, что оно было не случайным. Азербайджан — одна из тех стран Востока, где традиционно широко распространены кукольные представления, демонстрировавшиеся на площадях во время народных празднеств и гуляний — «Килим арасы», «Бебек», «Ипде ойуг», «Косагелин».
Идейным вдохновителем создания Азербайджанского театра кукол на государственном уровне, а также одним из организаторов Музея театра был Моллаага Бабирли (1905-1970), целиком отдавший себя этой профессии. М.Бабирли в 1927-1928 гг. первым в Азербайджане получил профессиональное образование по специальности «грим и кукольный театр». Впрочем, куклами он занимался и до получения официального диплома.
В 1925 году, окончив Азербайджанский государственный театральный техникум, стал играть в эпизодических ролях в Национальном академическом драматическом театре. В перерывах между гастролями театра вместе с несколькими единомышленниками на любительском уровне выступал в районах с куклами, сделанными своими руками.
16 июня 1931 г. по инициативе театральных деятелей во главе с выдающимся драматургом Джафаром Джаббарлы азербайджанский наркомат просвещения издал указ о создании Азербайджанского театра кукол. В апреле 1932 года состоялась премьера представления «Цирк». Моллаага Бабирли, будучи директором, главным режиссером и художественным руководителем театра, создал мастерскую в своей квартире по улице Зергерпалан. Здесь он своими руками изготовлял куклы, здесь же некоторое время, из-за отсутствия своего здания, устраивались представления.
Вплоть до 1941-го и в 1946-1950 годах театр существовал самостоятельно. В военные годы его присоединили к ТЮЗ в качестве отдела, а после 1950-го — к Азгосфилармонии (до 1962 г.) и Бюро бакинского оркестра музыкантов. Государственный статус театру был присвоен в 1964 году, а с 3 февраля следующего года он обрел постоянную прописку в здании.
Второе рождение
Творческий путь театра, который с 1974 года стал носить имя видного азербайджанского поэта и драматурга Абдуллы Шаига, автора многочисленных произведений для детей, может служить темой специальной статьи. Достаточно лишь сказать, что в разные годы на его сцене ставились дастаны «Деде Горгуд», «Ашуг Гариб», «Кялиля и Димна», драма А.Хагвердиева «Фея-колдунья», «Алмас» Дж.Джаббарлы, «Хырс – гроза разбойников», «Мусье Жордан и Дервиш Мастали шах», «Гаджи Гара» М.Ф.Ахундова, комедия Уз.Гаджибекова «Мешади Ибад», произведение Анара «Гаравелли», азербайджанские сказки «Джыртдан», «Красавица Фатима», «Тыг-Тыг ханым», «Фитна», «Шянгюлюм, шюнгюлюм, мянгюлюм», «Золотой петушок» А.Пушкина, «Чипполино», «Красная шапочка», «Колобок», «В мире сказок».
Для театра писали такие знаменитые писатели и драматурги Азербайджана, как Анар, Мир Мехди Сейидзаде, Ханымана Алибейли, Абдулла Шаиг, Хикмет Зия, Мирварид Дилбази, Тофиг Муталибов, Али Самедли.
В самой труппе работали талантливые режиссеры, актеры, композиторы и художники. Их совместное творчество неизменно пользовалось успехом как в Азербайджане, так и за рубежом. Театр много гастролировал, принимая участие в международных фестивалях кукольных театров, в том числе в России, Йемене, Узбекистане, Венгрии, Индии, Грузии, Туркменистане, Иране, Турции, Финляндии.
Со временем театр оснастили новым техническим оборудованием, отвечающим мировым стандартам, здание было капитально отремонтировано и реконструировано.
С 1 по 6 ноября 2011 года в Баку прошел первый Международный фестиваль театра кукол.
По материалам журнала IRS Наследие