Ханенде, композитор, тарист и педагог — это все разные грани таланта одного человека — Гулу Аскерова (1928-1987). За несколько десятилетий своей славной деятельности яркая звезда национального музыкального небосклона, он так и не получил никаких званий и регалий. Однако Г.Аскеров никогда не придавал этому особого значения, ибо, главным для него всегда была только музыка.
Г.Аскеров родился в Сальянах в 1928 году. Незаурядный музыкальный талант был очевиден с раннего возраста. Как истинный музыкант-самородок, он быстро осознал свое призвание к музыке. Природа наделила его не только талантом, но и крепкой волей. Г.Аскеров верил в силу музыки и с ранних лет стремился своим творчеством приносить людям радость. Незаурядное дарование и пытливый ум позволили ему быстро освоить игру на таре. Сначала это были робкие попытки, которые постепенно сменились умением искусно импровизировать. Со временем к этому прибавилась и радость пения. Постепенно музыкальная одаренность мальчика привлекла к себе внимание окружающих.
Г.Аскеров был разносторонне художественно одаренным ребенком. Он любил поэзию и театр, с удовольствием декламировал стихи и разучивал роли в небольших драматических спектаклях самодеятельного кружка. Одним словом, жил необычной для его возраста богатой духовной жизнью, в которой любознательность гармонично сочеталась со стремлением созидать.
Талант Г.Аскерова созревал и развивался очень стремительно. Он выступал как ханенде, играл на сцене Сальянского драматического театра. Вскоре слава о нем разнеслась далеко за пределы района и достигла Баку. Однажды, в одном из концертов в Азербайджанском государственном театре оперы и балета конферансье объявил о выступлении солиста ансамбля Сальянского дома культуры Г.Аскерова. Коллектив расположился на сцене, но певца не было. Зрители решили, что ханенде вероятно, появится, когда зазвучит музыка. Однако ансамбль народных инструментов заиграл, но он так и не пришел.
Какого же было удивление зрительного зала, когда солистом оказался тарист — руководитель ансамбля. Голос «поющего тариста» и его проникновенная игра сразу же захватили слушателей. Бурными аплодисментами закончилось выступление ансамбля Сальянского дома культуры. По свидетельству современников, Г.Аскеров имел несомненный талант тариста и играл не как «певец», а как истинный вдохновенный инструменталист.
После этого выступления, ему посоветовали испытать силы на Республиканской олимпиаде молодых талантов. В 1953 году за успешное выступление Г.Аскеров получил первую премию. Это был большой публичный успех, приятный особенно тем, что аплодировали видные азербайджанские музыканты, входившие в состав жюри. Впоследствии ханенде регулярно принимал участие в песенных фестивалях, олимпиадах и удостаивался различных наград. В 1954 году Г.Аскеров переехал в Баку и поступил в Азербайджанскую Государственную музыкальную школу (ныне Музыкальный колледж) сразу на три факультета — вокальный мугам, композицию и тар.
Вместе с И.Рзаевым он попал в класс видного азербайджанского ханенде С.Шушинского. Для всех, кто его знал, С.Шушинский был высшим судьей, обладавшим мастерством и мудростью. Ученики дорожили его советами и указаниями. Занятия в мугамном классе отличались строгой систематичностью и, постепенно Г.Аскеров приобрел профессиональные навыки, необходимые ханенде. Замечательные взаимоотношения, которые сложились у Г.Аскерова со своим учителем, продолжались до конца жизни С.Шушинского. В классе великого ханенде он приобрел также и истинного друга — Ислама Рзаева, который неоднократно всегда его поддерживал.
Г.Аскерову повезло — по классу тара он обучался у замечательного азербайджанских музыкантов Бахрама Мансурова и Адиль Герая, а композиции — у Мидхата Ахмедова.
Ко времени окончания в 1958 году учебного заведения он уже был полностью сложившимся исполнителем. Ханенде регулярно выступал в различных концертных залах, по телевидению и радио, что способствовало росту его популярности. Неслучайно, еще в годы учения Г.Аскеров получил приглашение в оперный театр, где дебютировал в партии Зейда в опере «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова.
Долгие годы работы связывали Г.Аскерова с этим театром. В разное время он исполнял партии Меджнуна, Керема, Зейда в музыкально-сценических произведениях У.Гаджибекова. Первую главную роль — Керема в опере «Асли и Керем» У.Гаджибекова ему предложил народный артист Азербайджана Ш.Бадалбейли. Опытный режиссер не ошибся в своем выборе — Г.Аскеров мастерски справился с этой ролью. Голос певца, так нравящийся в концертных аудиториях, не только оказался пригодным к залу оперного театра, но и произвел там еще более выгодное для себя впечатление.
После спектакля критики писали: «Г.Аскеров исполнил роль Керема со свойственным ему мастерством. Благодаря приятному голосу и сценическим движениям он смог донести до зрителей печаль, любовь и страдания Керема».
Чуткая публика испытала на себе обаяние юности, лиричности и искреннего чувства Керема — Г.Аскерова. Успешно сыграв свою первую главную роль, он получил приглашение спеть партию Меджнуна в опере «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова. Г.Аскеров скрупулезно готовился к исполнению этой знаменитой партии. Он не только работал над ее музыкальной частью, но и вникал в тонкости поэмы Физули, изучал исторические и литературные документы, касающиеся того исторического периода.
Г.Аскеров долго собирал материал касательно творчества Г.Сарабского и трактовки им образа Меджнуна. При подготовке партии большую помощь ему оказали ценными советами режиссер С.Дадашев и тарист Б.Мансуров. Всеми силами Г.Аскеров старался избежать обыденной трактовки образа Меджнуна и это ему удалось. Найденный им образ отличался новизной, глубоким проникновением в психологию героя и подкупающей искренностью. В нем было что-то удивительно близкое и родное, что подкупало и трогало душу зрителей. Меджнун Г.Аскерова был на редкость реалистичной, многогранной, и в тоже время, удивительно простой личностью.
Он прекрасно сыграл эту партию — как драматический актер с ярким дарованием. В последующие, насыщенные творческим поиском годы, репертуар артиста расширялся. Он выступал в партиях Гариба в опере «Ашыг Гариб» З.Гаджибекова, Шаха Исмаила в одноименной опере М.Магомаева и ханенде в опере «Вагиф» Р.Мустафаева.
К этому времени художник достиг зенита славы и был признан одним из лучших оперных артистов. К каждой исполненной роли он подходил по-своему, со своим видением целого и частностей. Мастерство, приобретенное с годами, делало его сценические образы все более совершенными. Однако вскоре ему пришлось оставить работу в оперном театре, но популярность ханенде не уменьшилась.
Будучи высокоодаренным человеком, отныне и до конца жизни Г.Аскеров занимался концертной, композиторской и педагогической деятельностью. Созданные им в разные годы рянги, танцевальные мелодии, «Сюита» и «Яллы» для оркестра народных инструментов пользовались большой популярностью. Еще, будучи молодым композитором, на первом республиканском фестивале песен он получил звание лауреата за песню «Ай гыз». Но особенно полюбились слушателям такие миниатюры Г.Аскерова, как «Бейенмир мени», «Севмишем», «Доланарам башына», «Азиз дост», «Гудрет», «Кюлян яр», «Бахтиярлыг», «Ай гыз», «Олан олду», «Бястекер гыз», «Бизимдир», «Дейишмя», «Ветен севгиси».
Многие из более двухсот песен, написанных композитором, часто считают народными, настолько точно они соответствуют духу и особенностям национальной музыки. Мастера азербайджанского вокального искусства, среди которых, С.Гадимова, Р.Мурадова, Ш.Алекперова многие десятилетия с удовольствием пели его вокальные миниатюры.
Когда кто-то хотел исполнить сочиненную им песню, он тотчас бросал все дела и мог часами, сидя за пианино, объяснять, как ее петь. Вокалисты поражались, с каким вниманием Г.Аскеров относился к каждой фразе и слову. Также скрупулезно он изучал «чужие» вокальные миниатюры. Каждая песня превращалась в исполнении Г.Аскерова в маленький моноспектакль — посредством голоса он ясно и точно раскрывал перед слушателем заложенные в песне эмоции и чувства. Но помимо этого, у него была великолепная дикция, бережное отношение к слову, одним словом, общая высокая культура пения.
Особенно ярко этот талант Г.Аскерова проявлялся, когда он пел мугамы-дастгях. Ханенде заставлял слушателей сопереживать на эмоциональном уровне, ибо у него было то, что нельзя приобрести ни с опытом, ни с годами — талант, умении пропустить слово, звук, эмоцию, заложенную в музыке, через себя и сделать ее близким всем.
По воспоминаниям очевидцев, Г.Аскеров великолепно знал восточную, и особенно, азербайджанскую классическую поэзию. Он никогда не пел одну ту же газель дважды. Однажды, в течение часа, ханенде, исполняя мугам «Раст», аккомпанировал себе на таре и использовал пятнадцать газелей. Внимательно относясь к слову, он всегда выбирал для исполнения лучшие поэтические образцы.
Несколько десятилетий Г.Аскеров преподавал в Азербайджанском Государственном Институте Искусств. И хотя педагогика уносила самое «важное в жизни» — время для творчества, он со свойственной ему горячностью постоянно принимал участие в судьбе своих учеников, был полон энтузиазма в формировании подрастающего поколения исполнителей. Многие известные азербайджанские ханенде были его учениками, но были и те, кто не учился у него, но обязаны ему профессиональным развитием, той помощью, которую он оказывал своими советами и участием на протяжении всей своей жизни.
Последний концерт на телевидении Г.Аскеров спел благодаря усилиям друга, народного артиста Азербайджана И.Рзаева. Эта запись на телевидении тяжелобольного Г.Аскерова состоялась в сопровождении инструментального ансамбля под управлением И.Рзаева. По воспоминаниям родных, за день до кончины, он с большим вниманием слушал этот концерт, а в промежутках благодарил своего преданного друга за то, что его голос будет звучать для потомков, когда его уже не будет в живых…
По материалам книги «Мастера вокального искусства Азербайджана»