П. Адамчевски, Е. Кузавлева-Адамчевска
Город Баку в течение длительного периода времени имел только региональное значение и выполнял функции небольшого торгового центра. Ситуация мало изменилась и после присоединения Восточного Закавказья к Российской империи и обретения Баку статуса губернского города в 1859 г. Число его жителей росло довольно медленно и к середине XIX в. составляло несколько тысяч человек.
Интенсивное развитие Баку началось в 70-х гг. XIX в. и было тесно связано с началом добычи нефти в промышленных масштабах. Нефть на Апшеронском полуострове добывали еще в древности, но из-за примитивной техники объемы добытого сырья были невелики.
В первой половине XIX в., несколько лет спустя после завоевания Бакинского ханства Россией, царская администрация ввела арендную систему эксплуатации нефтяных месторождений, в результате чего нефть стала источником государственного дохода. Однако нефть все еще добывали вручную, поэтому удавалось извлекать всего лишь несколько тысяч тонн в год. Ситуация резко изменилась в начале 70-х гг. XIX столетия. В 1871 г. на Апшеронском полуострове, в селении Балаханы, впервые применили механическое бурение.
В начале 70-х гг. ХIХ в. сильный импульс развитию российской нефтяной промышленности придала отмена откупной системы на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова. Начиная с 1872 г. формой аренды государственных нефтяных участков были торги. Введенные Александром II правила были шагом в направлении расширения свободы деятельности предпринимателей, что в результате должно было привести к экономическому росту.
В 1872 г. способ приобретения нефтяных участков был модифицирован. С этого года их получал тот, кто платил наибольшую сумму.
В свою очередь с 1892 г. торги на государственные нефтеносные земли проводились за попудную плату, которая выплачивалась промышленникам с учетом отпущенной с промысла нефти. При этом в правовом акте утверждались правила, согласно которым на участие иностранцев в составе нефтепромышленных компаний и на приобретение этими компаниями нефтеносных земель требовалось особое разрешение Министерства государственных имуществ.
Важные документы, касающиеся развития нефтяной промышленности, были приняты в 1900 г. Первыми из них стали Правила от 14 мая 1900 г. об отдаче в разведку и добычу нефти без торгов заведомо нефтеносных земель и закон от 12 июня 1900 г. о порядке сдачи с торгов нефтеносных участков. В этих документах были урегулированы сроки сдачи участков, эксплуатации нефти, величина и срок внесения пошлины и другие вопросы.
Принятые к концу XIX в. правовые акты привели к наплыву частного капитала в Бакинскую губернию, в результате чего добыча полезных ископаемых существенно увеличилась. Капитал в нефтяную отрасль Баку начали вкладывать наиболее известные предприниматели того времени.
Среди них были, в частности, братья Нобель и семья Ротшильдов. Важным для развития Баку было соединение его железной дорогой с Батуми, а также постройка в 1900 г. между городами трубопровода.
Главный транспортный путь нефти на российский рынок был водный – через Каспийское море и Волгу, а кроме того, ее перевозили по железной дороге Баку – Ростов. Изменение законодательства, совершенствование технологии добычи и транспортировки нефти привели к интенсивному развитию нефтяной промышленности.
Так, в 1901 г. на Апшеронском полуострове было добыто более 11 млн тонн нефти, что составило около 50% мировой добычи нефти того времени. Развитие Баку привело к тому, что город стал одним из самых многонациональных на Кавказе. Понемногу начали появляться здесь и поляки. Значительную часть составляли солдаты, которые несли службу в этой части Российской империи. Были и гражданские лица, которые приезжали сюда добровольно.
В результате в конце XIX – начале XX в. в Бакинской губернии проживала довольно многочисленная польская община. Согласно первой переписи населения, проведенной в Российской империи, в 1897 г. в Бакинской губернии насчитывалось 1 439 поляков, из которых 835 находилось в Баку.
Значительная часть приезжих поляков, кроме солдат, относилась к интеллигенции. Среди них были ученые, педагоги, архитекторы, которые спроектировали в Баку множество зданий, а также представители технических профессий.
Безусловно, именно последние были особенно востребованы в быстро разрастающемся городе. Среди них были известные личности, внесшие большой вклад в развитие нефтяной промышленности, которая ускоряла развитие экономики региона. В этом контексте необходимо назвать Витольда Згленицкого и Павла Потоцкого.
Но они были не единственными поляками, которые внесли свой вклад в развитие нефтяной промышленности в Закавказье. Польские ученые-историки считают, что количество инженеров и техников – поляков, работавших в этом регионе при разработке полезных ископаемых в нефтяной промышленности, в начале XX в. составляло около 100 человек.
Из этой группы специалистов большое признание получили специалисты-геологи. Среди них следует назвать имя Кароля Богдановича, который в 1901 г. получил приказ из Геологического комитета в Петербурге исследовать юго-восточное окончание Главного Кавказского хребта с точки зрения наличия залежей нефти.
Апшеронский полуостров исследовали также Рудольф Зубер, профессор геологии Университета Яна Казимира во Львове, и его сын Станислав. Во время Первой мировой войны Станислав поселился в Баку. В этом городе благодаря знакомствам его отца он получил должность геолога в небольшой частной польской компании Мейсона Рыльского.
С. Зубер занимался геологией Апшеронского полуострова, в частности проблемами нефтяной геологии – поисковой и добывающей. Однако он не ограничивался вопросами, непосредственно связанными с нефтяной промышленностью, и занимался геологическими исследованиями в широком аспекте: генезис нефти, грязевые вулканы, тектоника и палеогеография. Результаты этих исследований были частично опубликованы в Советском Союзе, уже после отъезда С. Зубера из Закавказья, а также частично в Польше.
Итогом его пребывания в Баку стала, среди прочего, обширная монография об антиклинали Бинагади, одного из основных нефтяных месторождений, расположенных в Бакинском регионе, и работа “Wybuch wulkanu błotnego na wyspie Los na Morzu Kaspijskim w związku z budową plioceńskich fałdów Kaukazu” («Взрыв грязевого вулкана на острове Лось9 в Каспийском море в результате процесса плиоценовых складкообразований Кавказа»), опубликованная в журнале “Kosmos” («Космос») в 1924 г.
Этому последнему вопросу он посвятил свою кандидатскую диссертацию, которую защитил в университете Яна Казимира во Львове после своего возвращения в Польшу в 1923 г.
К теме грязевых вулканов С. Зубер вернулся и при написании докторской диссертации, в которой объединил генезис грязевых вулканов с поверхностными тектоническими движениями. Во время своего пребывания на Кавказе он стал интересоваться фотосъемкой при геологических исследованиях. Свои наблюдения он обобщил в статье “Zastosowanie zdjęć lotniczych przy badaniach geologicznych nad Morzem Kaspijskim” («Применение аэрофотосъемки в геологических исследованиях Каспийского моря»), опубликованной в журнале “Pokłosie Geograficzne” («Географические выводы») в 1924 г.
Таким образом, Станислав Зубер стал первым поляком, который занимался новым для того времени направлением геологических исследований.
В 1914–1920 гг. геологические исследования, касающиеся залежей нефти на Апшеронском полуострове, вел Стафан Чарноцкий, опубликовавший семь научных работ на эту тему. Признание в данной области заслужил также Казимир Калицкий, который проводил геологические изыскания в 1901–1936 гг.
Нефтяные участки в окрестностях Баку изучал в 1906–1907 гг. Юзеф Кольский, результаты исследований были опубликованы им в польских журналах “Przegląd Górniczo-Hutniczy” («Обзор горного дела и металлургии») и “Wszechświat” («Вселенная»).
В 1903–1911 гг. в Баку проживал Юзеф Налеч-Скоморовский. Он работал в должности геолога-инженера в Компании братьев Нобель, и ему было доверено управление добычей нефти на острове Челекен10. Кроме того, в Восточном Закавказье геологические исследования по залежам нефти вели Винцент Хрошевский, Леон Сырочинский и Тадеуш Выгановский.
Развитие нефтяной промышленности не только на Апшеронском полуострове, но и во всем Советском Азербайджане, связано с именем еще одного человека родом из Польши – Михаила Абрамовича.
Он был выдающимся ученым в области геологии нефти, членом Академии наук Азербайджанской ССР и многолетним руководителем и преподавателем кафедры поиска нефтяных и газовых месторождений Азербайджанского индустриального института. М. Абрамович с 1938 г. до самой своей смерти в 1965 г. возглавлял также отдел геологии нефти Института геологии Академии наук Азербайджанской ССР.
Поляки, принимая активное участие в развитии нефтяной промышленности на Апшеронском полуострове, занимались, прежде всего, геологическими исследованиями, а также техническими работами. Тем самым они внесли большой вклад в научное познание региона.
Случалось, что им удавалось заработать на нефти солидный капитал. Самым известным примером является семья Рыльских. Главную роль сыграл в ней Хиполит Рыльский, который прибыл в Баку из Сибири, где он отбывал ссылку за участие в польском восстании 1863 г. Он начал свою работу как обычный землекоп на железной дороге, со временем заработал капитал на нефтяных сделках и стал одним из крупных нефтепромышленников в городе.
В 80-х гг. XIX в. Хиполит Рыльский создал Нефтепромышленное и Торговое Общество, которое в начале XX в. имело, среди прочего, 41 нефтяную скважину. Кроме того, оно распоряжалось двумя небольшими заводами, перерабатывающими нефть на керосин и масло. Зарегистрированный капитал Общества составлял 12 млн рублей.
Заместителем Хиполита Рыльского в управлении семейным бизнесом стал его сын Стефан, который так же зарекомендовал себя как успешный нефтепромышленник. Помимо предпринимательства, он занимался и общественной деятельностью. В 1919 г. С. Рыльский стал консульским агентом Польши в Демократической Республике Азербайджан.
Таким образом, поляки, несмотря на то, что они составляли небольшую общину в Баку, насчитывающую несколько сотен человек, внесли значительный вклад в развитие нефтяной промышленности на Апшеронском полуострове.
По материалам Института политических исследований Польской академии наук