В XVI в. в ремесленном производстве Азербайджана наблюдалось некоторое оживление. В городах и селах работало много ткачей, кузнецов, медников, гончаров. Центрами ремесла и торговли стали такие города как Тебриз, Шемаха, Баку, Ардебиль, Джульфа.
В XVII в. гончарство оставалось одним из основных ремесел в Тебризе, Ардебиле, Шемахе, Гяндже, Баку.
К XIX в. гончарство, продолжая традиции, среди других ремесел занимало в селах и ряде городов Азербайджана ведущее место. Основные центры его были в Губинском, Шемахинском, Гейчайском, Ленкоранском, Нухинском (Шекинском), Нахичеванском, Елисаветпольском уездах.
Традиционные керамические изделия созданные азербайджанскими мастерами, в основном, отличались многообразием. Интерес представляют сосуды, которые использовались главным образом для переноски и хранения воды.
Такие кувшины были представлены, в основном одной формой, но различных объемов. Кувшины, вмещающие 18—20 литров и предназначенные для переноски воды и ее хранения, чаще всего называли «сэкэнк» («сехенг»), в Габалинском районе — «ири сехенг» в Ленкоранском — «су сехенги».
Широкое применение таких сосудов отражено в пословице «Су сехенги суда сынар» («Кувшин для воды по воду и ломается»). «Сехенг» — это кувшин без слива, с одной вертикальной ручкой, удлиненным корпусом и узкой горловиной. Такой же формы делали кувшины меньших размеров (на 6—8 литров). В Шеки их называли «чурдэк» («джурдек»), в Губе — «шехпенк», в Ленкорано-Астаринской зоне уменьшительно — «сехенгче». В отличие от других зон в в Ленкорано-Астаринской зоне их изготовляли емкостью от 3 до 5 литров.
Формы кувшинов для воды складывались в Азербайджане с древнейших времен. В таких городах как Бейлаган, Мингячевир, Габала были обнаружены археологические прототипы «сехенгов». В Бейлагане они преобладали среди кувшинов IX—X вв.
В слоях XI и последующих веков в Бейлагане было найдено много кувшинов типа «джурдек». В Габале такие сосуды обнаруживались в ходе раскопок, и были двух видов: с ситечком в горловине и без него.
Кувшины для воды небольших размеров емкостью до 3—4 литров, названные во многих этнографических зонах Азербайджана «бардаг», часто брали в поле. В Шеки такой кувшин называли «бичинчи бардагы» (кувшин косаря). Вместо воды такие кувшины нередко наполняли пахтаньем (айраном), хорошо утоляющим жажду. Население предгорных районов Азербайджана «бардаг» употребляло также для хранения патоки («бэкмэз»).
Археологические раскопки доказали, что кувшины типа «бардаг» веками были широко распространены на территории Азербайджана: в Мингячевире, Ходжалы, Кедабеке, в зоне Гянджачая.
Среди сосудов для воды в Шекинской зоне также использовались кувшины типа «гургур» или «cирахы» — кувшины с высоким яйцеобразным туловом, сужающимся книзу, с высоким узким горлом, чаще без ручек.
Одно из названий кувшинов для воды («кузэ») послужило даже основой для названия гончарства на юге Азербайджана — «кузэчилик». В местах, отдаленных от источников воды, особенно в зонах с жарким летом незаменимыми оставались закопанные в землю до горловины большие сосуды (кюпы) для хранения запасов питьевой воды. Как правило, такие кюпы изготовлялись без ручек. Сосуды для воды закрывались сшитой из ткани, нередко многоцветной пробкой («тыханч»). Иногда для этой цели служила продолговатая двухконусная керамическая пробка. Из сосуда, оставленного открытым, воду не пили.
Значительное место в жизни населения занимали кувшины для омовений — с одной ручкой и длинным трубчатым носиком. В Губинской и Ленкоранской зонах их называли «люляин бардагы» (кувшин с носиком). По форме они были высокогорлые, с округлым корпусом. Аналогичные сосуды были обнаружены из слоев XI—XIII вв. на городище Оренкала.
Следует упомянуть и о кувшинах для религиозных омовений («дэстдмаз») вместе с керамическим тазиком «фашир», в центре которого делали цилиндрический выступ на уровне венчика. На этот выступ ставили омываемую ногу, чтобы она не касалась загрязненной воды. Изготовление таких керамических тазиков было зафиксировано в Губинской зоне.
Гончары многих центров изготовляли также водопроводные трубы, производство которых имеет древнюю традицию. Например раскопки в Гяндже обнаружили две линии гончарной водопроводной магистрали из составных труб. Применение керамических труб в водоснабжении было известно и в таких феодальных городах Азербайджана как Габала (X—XIII вв.), Бейлаган. Линия обычно состояла из прямых и кривых водоводов; большого диаметра начальных труб и промежуточных меньшего размера, а также вводных труб.
На водопроводных линиях устанавливались керамические отстойники и распределители. Способ изготовлениях был сходен с изготовлением тендиров, отличие было в том, что они были круглыми и имели дно. В верхней части отстойников и распределителей имелись водоотводы. В зависимости от назначения (отстойник или распределитель) количество таких отводов различалось. Отстойник имел два водоотвода: один для поступления воды, другой — для ее выхода. Распределитель имел на менее трех отводов, один из которых служил для поступления воды, а другие — для ее распределения.
В Ленкорано-Астаринской зоне было выявлено много водяных колодцев, там же издавна изготовляли керамические устья колодцев. Формировались они из нескольких частей, высота которых была от 50 до 80 см. Такие керамические устья колодцев были характерны также для низменных местностей западной Грузии.
По материалам книги С.Агамалиевой “Гончарство Азербайджана”