Проблемы национального самосознания в творчестве Али бека Гусейнзаде (1864-1940)

У.Фарзалиева

Национальное самосознание — осознание, оценка нацией своей истории, корней, общих интересов, мировоззрения, целей, определение своего места в истории человечества и дальнейших перспектив развития. Национальное самосознание приобретает особую значимость при коренном переломе в судьбе народа.

Начало ХХ в. является именно таким периодом в развитии литературной, общественно-политической и философской мысли азербайджанского народа.

Выдающиеся азербайджанские просветители Дж.Мамедкулизаде, А. Агаев, У.Гаджибеков, Н.Нариманов, О.Ф.Неманзаде, М.Б.Магомедзаде, М.Э.Расулзаде и др., жившие и творившие в тот период, стремились всем творчеством к тому, чтобы народ знал свои национальные корни, национальное достоинство, и развивали национальную культуру, литературу и язык.

В результате этого в начале ХХ в. социально-политические, философские идеи азербайджанских публицистов, формировавшие национальное возрождение и национальное самосознание, способствовали широкому распространению концепций, рассуждений о политической независимости и свободе нации. В действительности это послужило идейной основой для создания Азербайджанской Демократической Республики (АДР).

Огромный интерес представляет наследие Али бека Гусейнзаде, вошедшего в историю общественно-политической и литературной мысли Азербайджана как поэт, писатель, политический публицист, философ, переводчик, социолог и прежде всего как основатель идеологии «тюркизма», создатель его основных научно-теоретических принципов.

В начале ХХ века, когда вся Российская империя пришла в движение (революция 1905­1907 гг.), пробуждение и самоопределение мусульман-тюрков возникло как важное требование. Национальные лидеры это прекрасно понимали.

Заслуга Али бека Гусейнзаде в формировании национального самосознания азербайджанского народа в такой исторический период неоценима. В период начала его деятельности, национальное самосознание народа было на низком уровне.

Когда А.Гусейнзаде начал издавать газету «Хайат» («Жизнь»), редактором которой он был, не только среди простых людей, но и среди интеллигенции почти не было тех, кто знал истинное название, происхождение и корни нации. Широкоупотребительные в то время названия типа «мусульманин», «татарин», «кавказские татары» и др. не связаны с происхождением азербайджанцев.

В своих трудах «Кто такие тюрки и из кого они состоят?», «Культура тюркского языка» и др. А.Гусейнзаде убедительно доказывал тюркское происхождение азербайджанского народа, единство тюркских народов, их языков, культур, неоднократно упоминал их славные традиции на протяжении всей истории.

В начале ХХ века А. Гусейнзаде руководил мощным идейным движением, направленным на пробуждение национального самосознания азербайджанских тюрков. Это движение верно выражало логику национального развития и истинные интересы нации.

В тот период Али бек Гусейнзаде, взяв на себя историческую ответственность, впервые в истории азербайджанской общественной, политической мысли выдвинул проблему национального самосознания. Он боролся за то, чтобы привить национальное самосознание азербайджанскому народу, долгое время почти ничего не знавшему о своих корнях, происхождении, национальной принадлежности, по-разному называемому другими нациями.

А.Гусейнзаде внес конкретность и научно-историческую ясность в понятия «нация», «народ», которые до этого употреблялись идеологами в расплывчатом и абстрактном значениях. Он хотел, чтобы тюркские народы знали правду о своей национальной принадлежности, происхождении, которые на протяжении столетий скрывались, о своем языке, религии, культурных связях.

Страстное желание и стремление А. Гусейнзаде к национальному пробуждению народа были серьезным ударом по царизму, т.к. национальное самосознание народа, права которого были попраны, история фальсифицирована, происхождение и название забыты, было равносильно концу царизма.

А.Гусейнзаде отмечал: «Если спросить у русских «Кто мы?», они скажут: «Это — татары, это — узбеки, это — казахи, это — киргизы, а это — кавказские татары и т.д.»

А.Гусейнзаде считал, что причиной такой путаницы было создание разрозненности, разлада между тюркскими народами, отдаление их от национальных корней, тюркского происхождения. На вопрос: «Как называть эти народы?», Али бек отвечал: «Называя одного из нас узбеком, другого — киргизом, другого же -татарином, ничего не добьешься«.

А.Гусейнзаде считал, что искусственные названия тюркских народов являются частью политики отчуждения, проводимой царской Россией не только среди тюрков России, но и всех тюркских народов в целом.

Он видел серьезную угрозу будущей судьбе народа в том, что тюрков называли «татарами»: «Весь мир называет нас татарами, и никто до сих пор не выступал против этого. Некоторые, кроме османцев, называют все тюркские народы татарами или монголами, некоторые же считают, что гунны, монголы и тюрки являются одной из ветвей татар».

Алибек Гусейнзаде

А.Гусейнзаде писал: «По мнению китайских летописцев IX века, слово «татары» означает некитайские племена. Это — первое название, которые китайцы дали монголам. Однако они не были известны за пределами Китая как племя или род. Поскольку татары относятся к монгольскому роду, они составляют ветвь не тюркской, а монгольской расы. Их следует отличать от тюрков. Это племя монголов не входило в большие правительства и не являлось завоевателем».

По мнению А.Гусейнзаде, в результате такой ошибки европейские историки рассматривали историю тюркских народов как историю монгол и татар.

А.Гусейнзаде был против такого подхода к данной проблеме: «Проблема тюрков и татар — это жизненная и нацио­нальная проблема. Тюрки не должны проявлять безразличие к данной проблеме. Если мы, называя себя «татарами», начнем изучать свою историю, тогда мы повергнем свою национальную историю в мрак и хаос».

А.Гусейнзаде этими словами пытался донести до тюркских народов правду об их национальной принадлежности, о языковых, религиозных, культурных связях и запечатлеть в их понятие название «тюрк».

В газете А.Гусейнзаде «Хайат» («Жизнь») идеи, излагаемые в данном контексте, смелые выступления, открывающие глаза народу, нано­сили сокрушительный удар по царизму. Все помыслы и усилия Али бека Гусейнзаде были направлены на пробуждение национального самосознания народа. Для достижения этой цели газета «Хайат» использовала все средства.

А.Гусейнзаде, говоря о том, кто есть тюрки, требовал: «Прежде всего мы должны знать сами себя, т.е. кто такие тюрки и кто является тюрком… Этой проблемой следовало заниматься не сегодня, а несколько веков тому назад. Эту проблему, которой не придавали значения в прошлом, нельзя оставлять на будущее, ею следует заняться хотя бы сейчас».

А.Гусейнзаде, издававший после газеты «Хайат» журнал «Фуйузат», развивал идеи тюркизма, привлекая огромное количество единомышленников. После «Хайат» и «Фуйузат», сыгравших важную роль в пробуждении и пропагандировании национального самосознания, в оглавлении всех национальных газет и сборников указывалось: «Выходит на турецком языке». Если до периода АДР или во время ее существования кто-то в своей статье употреблял фразы типа «мы, т.е. мусульманская нация» и т.п., то это могло быть результатом его невежества, отсталости, несознательности.

В начале XX века, когда пути борьбы за национальную независимость еще не были определены, А.Гусейнзаде, взяв на себя большую ответственность, выдвинул теоретическую доктрину «тюркизации, исламизации, европеизации». На основе научно-исторических доводов он доказывал, что в истории идейной эволюции народа доминировали исламские ценности и тюркизм, и за основу национального самовыражения брал критерий модернизации-европеизации.

Говоря об исламизации, он требовал упрочение общечеловеческих духовных, нравственных ценностей, присущих исламской религии. При этом, говоря об европеизации, он указывал, что здесь вовсе не подразумевается слепое подражание Западу. Напротив, для достижения прогресса и высот западной культуры «следует посредством ислама приобщать нашу нацию к прогрессу, не отры­ваясь при этом от национальных корней… Мы приложим все усилия для достижения этой цели. Этого требуют наши убеждения и позиция«.

Азербайджанский ученый Я.Гараев дает следующую оценку роли А.Гусейнзаде в истории общественной, политической мысли: «Али бек является и художником, и скульптором национального самосознания, независимого мышления не только в Азербайджане, но и во всем тюркском мире. В этом смысле не только Мамед Эмин и Нариман Нариманов, но и Зия Гейалп и Кемаль Ататюрк начинаются с Али бека Гусейнзаде».

Ученый Тадеуш Светоховский писал о великом мыслителе: «В начале ХХ века был человек, который верил, что настало время формирования национального самосознания тюркских народов. Этим человеком был Али бек Гусейнзаде«.

Поэт и литературовед Али-Аббаса Музниб так писал об Али беке Гусейнзаде: «Господин Али бек вернул свою нацию к национальным корням, донес до несчастных «персифицированных» кавказских тюрков правду о тюркизме, об их происхождении«.

А.Гусейнзаде впервые в истории общественной, политической мысли Азербайджана поднял проблему национального самосознания. Вся его жизнь и деятельность были нап­равлены на достижение этой цели. Он исследовал эту проблему со всей широтой, глубиной и серьезностью, разъясняя ее на основе научных фактов.

Как видно, в начале ХХ века колонизаторская политика царизма в Азербайджане не только не смогла помешать национальному пробуждению, национально-культурному прогрессу, переходному процессу от феодализма к капитализму, но и в определенной степени способствовала этому.

«Шерги-рус», «Хайат» («Жизнь»), «Иршад» («Наставление на путь истинный»), «Фуйузат» («Общество»), «Дирилик» («Оживление»), «Те-регги» (Прогресс»), «Ачыг сез» («Открытое слово») и другие газеты, журналы сыграли важную роль в формировании общественно-политической, идеологической среды, в развитии национального самосознания, в донесении идей Али бека Гусейнзаде и других таких же мыслителей до народа.

В истории философской мысли Азербайджана постепенное развитие национального самосознания, начавшееся в начале ХХ века, завершилось провозглашением независимости Азербайджана и созданием Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 г.

По материалам Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби