Из Карабаха в Германию: путь забытого историка, военного Джахангира Зейналоглу

Тамилла Керимова

Насколько сложным и драматическим выдается тот или иной век, настолько же яркими и неординарными бывают его современники. Долгое время труды незаслуженно забытых историков-азербайджанцев начала XX столетия и сведения о них находились под запретом в архивах. Их труды как «националистические по духу» не упоминались в азербайджанской советской историографии, а сами они были репрессированы или вынуждены были эмигрировать за границу.

Как известно, в те годы всякие упоминания «врагов народа» и тем более публикация их работ не допускались. Жизнь и научное творчество выдающихся репрессированных историков и ученых — эмигрантов — это сама история азербайджанской исторической науки XX столетия, во всей ее великой и трагической неоднозначности. Эти ученые отличались мировоззренческими и политическими вглядами, научными интересами и концепциями.

К таким ученым относится Джахангир Зейналоглу (1892-1944) — человек интересной судьбы: военный деятель и историк.

В жизни Дж.Зейналоглу как в фокусе, преломились важнейшие драматические события, происходившие в первой половине XX столетия в Азербайджане, России и Германии, а именно: Первая мировая война, февральская революция, октябрьский переворот в России 1917 г., образование и падение Азербайджанской Демократической Республики, захват XI Красной армией Азербайджана и Вторая Мировая война.

Как рассказывал сын Дж.Зейналоглу, его отец, Джахангир Зейнал оглы Насирбеков родился в 1892 г. в г. Шуше в богатой, дворянской семье. (Хотя в следственных показаниях местом его рождения указан г. Полторацк — позднее Ашхабад, Туркменистан). В Шуше он получил начальное образование.

Начало Первой мировой войны породило достаточно противоречивые настроения в различных слоях азербайджанского общества. Верхушка (часть буржуазии, помещиков) поддерживала Россию. Это нашло отражение в выступлениях представителей буржуазии, статьях публицистов, а также в официальных документах и заявлениях. До революции азербайджанцы, как и другие мусульманские народы, населявшие Российскую империю, в армию не призывались. Право посвятить себя военной службе предоставлялось лишь представителям знати и местного дворянства. Хотя царское правительство официально и не призывало мусульман а армию, но на фронтах сражалось более двухсот офицеров — азербайджанцев.

В 1914 г. Дж.Насирбеков (Зейналоглу) был призван на военную службу и сражался на Кавказском фронте в звании подпоручика, а затем и поручика, был награждён орденами и медалями.

Формирование первых воинских азербайджанских частей началось еще до создания Азербайджанской Демократической Республики, когда Азербайджан входил в Закавказскую федерацию. Так, 22 декабря 1917 г. в Тифлисе на объединенном заседании членов Кавказского военного Совета Центрального Закавказского мусульманского комитета с участием генерал — лейтенанта Али-Ага Шихлинского, поручик Дж.Насирбеков был единогласно избран делегатом в г. Иреван, в распоряжение Национального комитета и ему было поручено организовать учебную команду в г.Джульфе. А дело формирования Мусульманского корпуса было поручено 29 декабря 1917 г. Генералу Шихлинскому.

Для подготовки национальных военных кадров была создана унтер офицерская школа — «Мусульманская школа подпрапорщиков» в г. Гяндже, начальником которого Закавказским Сеймом был назначен с 1 марта 1918 г. Дж.Насирбеков и с этого дня канцелярия этой школы была открыта временно в г. Тифлисе. Начальник школы пользовался правами командира полка. В рапорте Дж.Насирбекова командиру Мусульманского корпуса от 1 марта 1918 г., говорилось: «Доношу, что сего числа приступил к исполнению обязанностей начальника школы подпрапорщиков».

Предполагалось, что после организации, эта школа должна была переехать в Баку и приступить к занятиям. Однако, после мартовских событий 1918 г. в Баку, было решено перевести военную школу в Елизаветполь (Гянджу).

В рапорте Дж.Насирбекова командиру Мусульманского корпуса говорится: «Прибыл 2 апреля 1918 г. в Елисаветполь в составе офицеров и расположились в помещении железнодорожного училища на станции Елисаветполь, а с 9 апреля 1918 г. переехали в город, в здание ремесленного училища». Дж.Насирбеков по долгу службы должен был находиться постоянно в стенах школы и поэтому он вместе с семьей (жена и годовалый сын) жил на третьем этаже этой школы.

В конце апреля 1918 г. он получил приказ от полковника Генштаба о немедленном закрытии школы: «Всем офицерам отправиться в отряд полковника Магалова в распоряжение поручика Насирбекова. Обучающихся отпустить, предупредив, что школа откроется после Бакинской операции».

28 мая 1918 г. Азербайджан был провозглашен независимым государством. В первые же дни своей деятельности правительство независимого Азербайджана столкнулось с трудностями. Одно из них заключалось в том, что Азербайджан на этапе государственного становления не имел своей собственной вооруженной силы для борьбы с большевизмом. Другое — территория Азербайджана находилась в центре внимания Советской России, которая старалась любой ценой прибрать в свои руки бакинскую нефть. Армия была создана фактически в течение нескольких месяцев. На основе уже существующего Мусульманского корпуса был сформирован «Особый Азербайджанский корпус», объединенный с турецкими войсками в Кавказскую исламскую армию.

20 марта 1920 г. Иранское правительство признало независимость Азербайджана. В Тегеране было открыто дипломатическое посольство Азербайджана. ДжНасирбеков был направлен военкомом в Дипломатическую Миссию Азербайджана в Иране. В этот период в Гиляне шла борьба между революционерами во главе с Мирзой Кучекханом, требовавшего установления конституционной монархии, и шахским режимом. Поддерживаемый советской Россией Кучекхан, провозгласил Гилян независимой Республикой со столицей в Реште. Было создано Временное правительство во главе с Кучекханом.

На помощь Кучекхану были направлены советские военные специалисты, в том числе и Дж.Насирбеков. Гилянская Республика была ликвидирована казачьими частями во главе с военным министром Рзой Пехлеви.

Свидетельство о выдаче пистолета Дж.Зейналоглу (1920 г.)

В своих показаниях Дж.Насирбеков, касаясь этого периода своей жизни, говорил: «20 августа 1920 г. я попал в плен к персам, т.к. отступление было неожиданным и это учреждение, где я находился, не было предупреждено об отступлении. Учреждение это называлось Дипломатической Миссией Азербайджана в Персии, а потом оказался клубом Деникинцев и шляхтичей. Как только появилась персидская власть в Реште, деникинцы в тот же день оказались в рядах персидских казаков и шляхтичей, с заранее приготовленными паспортами явились к английскому консульству, который их отправил в Варшаву. Утром мы узнали, что находимся в руках восставшего города и тут же начались грабежи и убийства. Благодаря засгупничеству народного учителя Мирзы Исмаила, который вырвал меня из рук толпы и укрыл, я был ограблен, но остался жив. После отступления персидских войск я был взят в плен и работал в качестве переводчика в городе Казвине. Оттуда я через 10 дней бежал в г.Тегеран, а потом в Кочан и через город Полторацк 28 ноября прибыл в г.Баку, где и был арестован 5 декабря 1920 г. комиссаром по ордеру АЧК».

5 декабря 1920 г. на основании ордера АЧК, был произведён тщательный обыск на квартире Дж. Насирбекова. В этот день он заполняет арестный лист и даёт показания по существу дела. 6 декабря он также даёт подписку о невыезде.

После советизации Северного Азербайджана почти весь командный состав армии Азербайджанской Демократической Республики был репрессирован, многие политические и военные деятели АДР эмигрировали за границу. 8 декабря 1920 г. Дж.Насирбеков поняв, что ему грозит тюремное заключение и смертная казнь решил скрыться от следствия. 4 февраля 1921 г. ввиду отсутствия обвинительного материала и местонахождения Дж.Насирбекова по месту жительства дело о нём было закрыто.

В состоянии анархии, грабежей и неразберихи, царившей в этот период в Азербайджане, границы плохо охранялись и ему удалось бежать в Турцию. Туда люди уезжали, в основном, из Нахчывана и Лянкярана. Многие официально через Тифлис, потому что тогда Грузия еще оставалась независимой. Советские войска вошли в ее столицу в 1921 году, а в Баку — в апреле 1920 года, поэтому через Тифлис еще была возможность выехать официально. Ему повезло, он добрался до Турции целым и невредимым. Здесь он жил до начала Второй Мировой войны. В этот период он преподавал в различных школах русский, немецкий, французский и итальянские языки. Затем он занялся торговлей. Создал в Сивасе фабрику «Ватан». Был женат имел двоих детей: сына и дочь.

У Насирбекова было много друзей эмигрантов — азербайджанцев, проживающих в Турции, не принявших советскую власть. Ряд эмигрантов надеялись на Германию. Они провели так называемый Национальный съезд, выбрали правительство и парламент Азербайджана в эмиграции, объединились в азербайджанские эмиграционные центры, поверив гитлеровской пропаганде и полагали, что после разгрома СССР будут созданы все условия для восстановления независимого Азербайджанского государства. Среди эмигрантов были убежденные противники советской власти, на настроения которых сказывалась волна политических репрессий.

Насирбеков вместе с несколькими друзьями переехал в Германию, где они вошли в «Добровольческую Армию».

Будучи в Германии, он писал письма семье, в которых говорил о том, что «в самое короткое время Азербайджан станет свободным, вернёт свою независимость, и мы все вместе поедем на нашу Родину». Но они так и не увиделись. Когда Насирбеков уехал в Германию, дети были совсем маленькими и они его почти не помнили. Он умер в Германии в 1944 году, а жена его скончалась в Стамбуле в 1986 г.

ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Определенный след оставила в истории науки и культуры Азербайджана научная деятельность Дж.Насирбекова. Исторического образования он не имел. Тем не менее, благодаря блестящему образованию, природной одарённости, широкому кругозору, самообразованию, среде, в которой ему пришлось служить, он стал одним из образованных людей Азербайджана своего времени. Всё это позволило ему с успехом заниматься изучением различных вопросов истории Азербайджана.

Проживая в Турции, в Стамбуле он издал четыре книги по истории Азербайджана — «Краткая история Азербайджана», «Родина Ширваншахов», «Наша история периода ханств», «Слова отцов (Слово народа)».

Насирбеков был не только пытливым историком, исследователем важнейших исторических собьтгии, не только вдумчивым филологом, обладающим тонким языковым чутьем и владеющим несколькими восточными и западными языками, но и большим патриотом.

Его научно-публицистическая и историческая книга «Краткая история Азербайджана» была издана в 1924 г. В предисловии автор пишет, что ее он написал сначала на азербайджанском языке, но революционные события и столкновения не дали возможность напечатать книгу в Азербайджане, и он вынужден был перевести ее на турецкий язык.

Книга была посвящена истории Азербайджана, начиная с древнейших времен до 1920 г. включительно.

Работая над этой книгой, он изучил не только известные ему рукописи и книги, но также ежедневные газеты и журналы, выходящие на турецком и русском языках, сборники Русского географического общества, труды Кавказского археологического общества, Кавказские календари и т.д. В 1993 г. эта книга была переиздана в Баку.

Круг исторических интересов Зейналоглу расширялся. В 1931 г. он опубликовал вторую свою книгу — «Родина Ширваншахов», сделав существенный вклад в дело изучения истории государства Ширваншахов, чья работа осветила темные места в истории этого государства, позволившая рассмотреть внутреннюю жизнь Ширвана, генеологию и деятельность его правителей.

Книга Дж.Зейналоглу о Ширваншахах, изданная в Турции (1931 г.)

В предисловии книги он отмечал, что с привлечением новых материалов, недочеты и неточности, имевшиеся в первой книге были исправлены во второй книге. В Турции этот его труд получил положительный отзыв в дипломатических кругах и печати. На титульном листе книги было отмечено, что первый экземпляр был представлен автором Мустафе Кемалю Ататюрку. 18 августа 1931 г. Зейналоглу получил благодарность Ататюрка и маршала Февзи Чакмака, высоко оценивших книгу.

Что касается его книги «Слова отцов» — в ней автор привел 5,000 азербайджанских пословиц, поговорок, слов и их синонимов.

Безусловно, теоретический уровень работ Д.Зейналоглу был еще сравнительно невысок, содержал методологические ошибки, целый ряд неточностей, ошибочных положений и выводов, что объясняется уровнем развития исторической науки того времени. Тем не менее, он сделал немало для разработки единой концепции истории азербайджанского народа — с древнейших времен до 1920-х гг. Его работы были одними из первых обобщающих исследований, посвященных развитию истории Азегхзайджана указанного периода.

По материалам книги автора