Одежда и украшения жителей Ордубада в конце XIX — начале XX вв.

Изучение традиционной одежды жителей Ордубада в Нахчыване позволяет проследить не только за ее локальными особенностями, но и культурно-историческими связями с другими этнографическими зонами Азербайджана, а также подтверждает, что, за исключением некоторой местной специфики, она была частью общеазербайджанской.

Специфика же прежде всего проявлялась в элементах верхней мужской одежды и женских украшениях. Женская одежда — более сложная, и носила ярко выраженный локальный характер.

В конце XIX — начале XX вв. с расширением торгово-экономических и культурных связей Закавказья с Россией, в результате социально-экономических изменений и под влиянием развития капиталистичских отношений готовая фабричная продукция стала вытеснять изделия местных кустарей и способствовала относительно широкому распространению в Ордубаде европейской одежды.

В то время ткани для одежды в Ордубаде изготовляли, главным образом, местные кустари — джульфачи. Это — местная домотканная шерстяная материя (гылыджы шал), бязь, другие хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Использовали также продукцию фабричного производства. Даббаги (кожевники) выделывали кожу для обуви, поясных ремней и других надобностей. Шелковые ткани для пошива нарядной, праздничной и ритуальной одежды завозили, главным образом, из других районов Азербайджана, а также из Ирана.

Традиционная мужская одежда жителей Ордубада была разнообразной: джая кейнейи и туман (нижняя рубашка и штаны), шалвар (штаны-брюки), чуха, архалыг и аба (виды верхней одежды), гуршаг, кемер и тоггагайыш (различные подпоясы), папаг (головной убор), башмаг и чекме (виды обуви), джораб (шерстяные носки домашней вязки).

Нижнее белье (джан кейнейи) и туман имели примерно одинаковую технологию кроя и шитья. Джан кейнейи шили из бязи и гадын агы (суровая белая ткань), туман — из сатина или атласа. Как правило, технология изготовления нижнего белья и верхней одежды незначи-тельно разнились между собой. Верхняя рубаха была туникообразной, в форме дюз йаха (прямой ворот).

В верхней мужской одежде важное место занимали широкие брюки-штаны, известные как мусульман шалвары, имевшие несколько антабок — беккях для поясного ремня, и карманы (джиб). Шили их из гылыджи шал или фабричной синей бязи — гедек и сукна — махуд и из других хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В зимнее время верхнюю одежду дополнял бюрюшме — шерстяное одеяние в сборку.

Архалыг надевали на джан кейнейи, а в зимнее время — под чуха. Как рассказывали местные старожилы: «Костюм (имеется в виду джан кейнейи — прим.) состоял из рубахи с разрезом на груди, которую носили поверх широких шаровар. На рубаху надевали архалуг, стеганый на вате. Он был с разрезом на груди и застегивался на две пуговки».

Архалыг шили из гылыджы шал и фабричного сукна. Он состоял из кюрек — спинки, деш — переда, этек — пол, гол — рукавов. Ворот был скрещивающимся, на застежке. У богатых горожан слева на груди архалыга имелся один, по бокам — два больших кармана с вертикальными прорезями. Этот вид одежды был характерен для ряда народов. Зимой поверх архалыга надевали чуха, известную в Ордубаде как кюладже или катиби.

Из рисунков современников можно заключить, что мужская кюладже в отличие от женской была несколько длиннее, доходя до колен. Сходная с архалыгом по покрою и технологии пошива чуха представляла собой праздничную, нарядную одежду для большинства населения, а для состоятельных — повседневную.

Последние отдавали предпочтение чухе типа везнели: на такой одежде на груди до рукавов нашивались газыри — везне. Чуха для молодежи была обшита тесьмой. Следует отметить, что чуха представляла собой общекавказскую верхнюю одежду.

К верхней одежде относилась аба (подобие рясы), которую носили служители культа, а также йалынджы и хыллых (виды бурок) — одежда скотоводов, главным образом овцеводов.

Для верхней одежды использовались плетеным кушаком — гуршаг из тонкой ягнячьей шерсти, либо кожаным поясным ремнем — гайыш. У различных слоев населения кушаки традиционно были определенного цвета, что имело символическое значение. Так, богатые носили белый кушак, именуемый кирман шалы, служители культа — зеленый, остальные — коричневый или черный.

Кушаки, аналогичные ордубадским, имели широкое распространение у ряда народов Кавказа. Поясные ремни изготовляли местные мастера из буйволиной или шевровой кожи. Пояс с пряжкой — тогга носили в основном состоятельные. Такие пояса состояли из керпю (ременной части) и серебряной пряжки (тогга) и язычка (тогга дили). Серебряные детали поясного ремня украшались различным геометрическим и растительным орнаментом.

Мужские головные уборы ордубадцев были разнообразными: тесек (ермолка), арагчын (тюбетейка), бухара папагы (меховая шапка), телпех (меховая шапка), эммаме (чалма). Бухара папагы сострятельных слоев населения имели высоту 0,5 аршин (35 см) и их шили из местной овчины или из привозного Бухарского каракуля. Рядовые горожане носили телпех: круглые меховые шапки с плоским верхом из дешевого сукна.

Мужская обувь также была разнообразной: чует и дюбенди (виды мягких чувяков — туфель без каблуков), узун богаз чекме (кавказские сапоги); под них надевали джорабы — шерстяные носки домашней вязки.

Нахчыван, Ордубад. Село Аза. 1970-е гг.

Женская одежда по сравнению с мужской была более консервативна. Частично это объяснялось замкнутостью женщин дореволюцинного времени. Женская одежда состояла из, как правило, расшитых и украшенных нижней и верхней рубахи — кейнек, широкой и длинной юбки — туман, архалыга, кюледже, башмаков и головного убора: арагчын (тюбетейка), келагайи (шаль-накидка).

Рубаху шили на местного или привозного шелка, хлопчатобумажной либо шерстяной ткани. С распространением а начале XX в. фабричной материи расширился и ассортимент тканей. Нижняя рубаха была туникообразной, ии же до пояса, прямая, с длинными рукавами.

Юбка, в зависимости от ширины, шилась из 10-12 полос-клиньев; на поясе имелась нифе (кулиска), через которую пропускался туманбагы (учкур) для затягивания юбки. Праздничную юбку шили из дорогой ткани — атласа, канауса, бархата, шелка; повседневную — из дешевых и простых материалов.

В конце XIX в. в одежде горожанок, особенно из зажиточных слоев, большое распространение получили широкие шаровары — джюттуман или джютбалаг. Каждая «штанина» этого наряда состояла из 3-4 полос-клиньев. Готовые «штанины» в верхней части сшивали между собой методом мийанча (при помощи матерчатой перепонки-поперечины). Из-за большой ширины нижней части джуттуман напоминал юбку; эта часть завершалась прикрепленнными к ней джорабами.

Согласно этнографическим материалам, в конце XIX — начале XX вв. женская рубаха называлась ойма. После обретения независимости, Нахчыванской АР Азербайджана готовую женскую одежду именовали тем же термином. Пожилые женщины в Нахчыване продолжали носить традиционные юбку и кейнек.

Верхней женской одеждой являлась распашная рубаха — чепкен кейнек, цельнокроенная, короткая, чуть ниже талии, без петель и пуговиц. Женскую кюледже шили в основном из бархата или тонкой шерстяной ткани (тирме). Она состояла из спинки, переда, присборенного подола и рукавов. Кюледже для невест и знатных женщин украшалась на груди, рукавах и по подолу различным орнаментом, для чего использовали позумент (бафта), канитель (гюлебатын), бисер (мунджук), вышивку (тикме).

Кюледже шилась до колен, на атласной подкладке. Ее носили преимущественно зимой. Она характерна для Нахчыванской этнографической зоны, по классификации относится к одежде типа архалыг, но более архаична.

Дешлюк (нагрудник) и онлюк (фартук) считаются самыми древними элементами ордубадской женской одежды. Они были цельнокроенными, являлись рабочей одеждой и не имели украшений или вышивки. Другой вид той же одежды в верхней части вышивали бисером и украшали гурамой (аппликация), это считалось нарядной одеждой.

По этнографическим материалам, еще в начале XX в. местные дквушки носили арагчын (тюбетейку), женщины ны — керке (головной убор с околышком на твердой основе из коры дерева). Они украшались тесьмой, штампованными металлическими пластинками. Пожилые женщины носили более архаичные головные уборы — динге (кокошник) из шерстяной ткани. Поверх тюбетейки и кокошника надевали шелковые платки — келагайи. Традиционные головные платки — келагайи обычно носили, перекрещивая концы у подбородка и откидывая один конец назад, а другой — оставляя спереди. Пожилые женщины покрывали голову ситцевыми белыми или черными косынками — лечеки (шерстяным платком) — йун ортюйю.

Ордубадские женщины, выходя из дома, покрывались поверх любой одежды и головного убора чадрой — чаршаб, которая была двух покроев: полукруглая — япынджы чаршаб и прямоугольная — мафраш чаршаб. Для Ордубада более характерна была вторая форма. На чадру использовали хлопчатобумажные и шелковые ткани. Если изначально на чадру шла только гладкая материя, то впоследствии ее шили и из набивной. Чадра была более характерна для горожан.

Зимой женщины носили разноцветные шерстяные носки домашней вязки — джорабы, на которые надевали зенене-башмагы — тесемчатые башмаки, либо бархатные туфли на невысоком каблучке с металлической набойкой. Повседневной обувью были более удобные и легкие чует и лапчын (виды чувяков); предпочтение при этом отдавалось шевровым башмакам — чепиш башмаг.

Что касается украшений, то анализ полевого этнографического материала показывает, что в культе одежды ордубадских женщин в XIX в. им принадлежало особое место, в основном золотым и серебряным с инкрустациями из драгоценных и полудрагоценных камней — бирюзы, изумруда, янтаря, агата.

Азербайджанка с дорогими украшениями. 1910 год.

В исследуемый период здесь изготовлением ювелирных изделий занимались зергер и гюмюшбенд — золотых и серебряных дел мастера. Их продукция высоко ценилась не только в самом Ордубаде, но и в Нахчыване, Шуше. В 30-е годы XIX в. здесь работало 15 зергеров и 8 гюмюшбендов, численность которых в последующие годы оставалась стабильной.

Спецификой Ордубада являлись золотые цепочки  — гарабаттах и чечик. Первые представляли собой ромбовидные пластинки, нанцзанные на нить. Между пластинками вставлялось по несколько бисеринок.

Чечик — более сложное украшение, получившее распространение как в Ордубаде, так и вообще в Нахчыванской зоне (в конце XIX в.). Его, в основном, носили городские женщины. Это ожерелье, представляющее собой на общей нити от 11 до 19 свисающих «ниток» штампованных бляшек, сцепленных между собой крючками. Бляшки имели форму трилистника, звездочек, рыбок, полумесяца. Часто в нижней части центральной «нитки» подвешивали золотую монету.

Более сложным вариантом чечика была силсиле (букв. — «гирлянда»). Она состояла из 2-4 ожерелий, сцепленных между собой на манер пекторали.

Пожилые женщины Ордубада носили специальные богаз алты — подвязки под подбородком, которые придерживали на голове шелковый платок. На концах такой подвязки пришивались ченгель — крючки, проходившие под подбородкам и крепившиеся на темени. Вогазалты и ченгель одновременно являлись элементами украшения. Зажиточные женщины носили золотые ажурные подвязки с подвесками; к ченгель подшивали бархатную подкладку.

Сырга — серьги имели разнообразную форму: дарагы-гребенчатые, наджагы — секироподобные (полумесяцем), гейдари (по имени собств.), гоза сырга — шишковидные. Изготавливали их из золота и серебра. Голбаг — ручные браслеты чаще всего были из различных бус, иногда — из золотых штампованных бляшек, соединенных звеньями цепочки. Узюк — кольца были двух видов: с драгоценными камнями и без них.

По материалам книги А.Пашаева

О строении и устройстве жилых домов Ордубада в конце XIX- начале XX вв.
Как застраивался Ордубад: из истории планировки города
Шелководство Ордубада, на котором в XIX в. держалась шелковая промышленность России