О.Буланова
Жизнедеятельность человека с начала времен была сопряжена с огнем. А где огонь — там пожары. Особенно в городах, которые расположены рядом с месторождениями нефти или газа. Были пожары и в Баку. Кстати, строительство города из камня было обусловлено не только отсутствием леса на Абшеронском полуострове, не только высокой сейсмичностью, но и противопожарной безопасностью тоже.
Возникла пожарная охрана в Баку в последней четверти XIX столетия, когда первый нефтяной бум и активная застройка города заставили городские власти задуматься о противопожарной безопасности.
Идея создать городскую пожарную охрану (как, кстати, и многое другое) принадлежит благотворителю и промышленнику, крайне просвещенному человеку — Гаджи Зейналабдину Тагиеву. Он выдвинул ее в 1884 году, а уже через два года такая служба была создана. Случилось это 6 декабря 1886 года, и этот день стал в торжественной обстановке отмечаться как Годовой праздник Городской пожарной команды.
Забегая вперед, скажем, что статуса государственной службы у бакинской пожарной охраны не было — она была организована на добровольных началах. Статус государственной службы был получен только в 1918 году — после создания Азербайджанской Демократической Республики.
Сразу же после создания пожарной службы в Баку, бакинская Городская дума разработала Устав пожарного общества, пригласила опытных специалистов для передачи опыта и даже снабдила бакинских пожарных спецодеждой. Кроме городской пожарной команды в Баку была и пожарная команда на Баилове, подчиненная Морскому ведомству. (Баилов в те годы не входил официально в городскую черту.)
Надо сказать, что к тому времени в Российской империи пожарное дело было поставлено довольно-таки хорошо. Существовали даже заводы по производству противопожарного оборудования. Первый такой завод, основанный предприимчивым Густавом Листом, открылся в Москве в 1863 году.
На заводе было освоено серийное производство пожарных насосов, бочек на жомных повозках, складных лестниц, различного инвентаря и оборудования. Завод быстро развивался, в его цехах получили жизнь многие новинки техники, пришедшие на службу пожарной охране; собраны первые паровые пожарные насосы из деталей иностранного производства, разработана конструкция и освоен выпуск российских паровых насосов, изготовлен первый пожарный автомобиль для московской пожарной команды.
Отделения этого завода, открывшиеся в конце XIX столетия в Петербурге и Баку, довольно активно снабжали пожарные расчеты техникой, выполняли заказы добровольных пожарных команд.
Вместе с тем, в пожарной охране использовались некоторые оригинальные конструкции, превосходившие по своим качествам зарубежные образцы. Весь этот опыт бакинская пожарная команда активно перенимала. Использовалась и зарубежная техника. Так, в 1894 году из Англии была выписана специальная паровая пожарная машина. На ее покупку городской голова отпустил 1200 рублей.
Первый бакинский пожарный расчет в составе девяти человек дислоцировался тогда неподалеку от городского цирка, а средствами тушения огня служили большие бочки с водой, которые подвозили к месту пожара на повозках, запряженных лошадьми.
В 1893 году пожарный расчет составлял уже двадцать человек; использовалось четырнадцать лошадей. Помещение пожарной команды находилось в арендованном частном доме.
Всеми вопросами по размещению, материальному оснащению, финансированию, страхованию, по проверке состояния и готовности пожарной команды к работе, занималась специальная Комиссия по устройству городской пожарной команды Городской управы.
Любопытно, что городская пожарная команда занималась не только тушением пожаров, но оказывала городу посильную помощь и в других чрезвычайных ситуациях, получая иногда дополнительный доход, сдававшийся в казну. Можно сказать, что уже тогда пожарная охрана являлась своего рода прообразом МЧС.
Иногда пожарная команда боролась не с огнем, а с… водой. Так, кроме четырех насосов, предназначенных для тушения пожаров, пожарная команда приобрела еще один — для откачки воды из так называемых «болот». Болот в Баку, конечно, не было, но были ямы около строек, заполнявшиеся грунтовой водой, а также огромные «озера», получавшиеся после ливней.
В октябре 1894 года газета «Каспий» писала: «В настоящее время городская пожарная команда приступила к осушке болот по Большой Морской улице (ныне проспект Бюльбюля — О.Б.), которые образуются после каждого дождя… Жаль только, что эта работа ни к чему не приведет: при первом же дожде болота восстановятся и снова будет работа пожарным».
Работа пожарным находилась и в плане полива улиц. В 1891 году газета «Каспий» писала, что пожарная команда ежедневно два раза поливает улицу около дома городского головы. «Почему это такая особенная честь городскому голове? — вопрошает репортер. — Неужели обыватели менее ощущают вред пыли, чем городской голова?».
Но, конечно, основное время пожарная команда занималась все-таки пожарами. Однако несмотря на довольно-таки грамотно организованную работу службы пожары все равно случались и понесенные городом убытки оставались достаточно велики. Например, только в период с 1 января по 1 сентября 1890 года пожары в Баку нанесли убыток в 50,500 рублей.
В 1892 году за аналогичный период в Баку и на Биби-Эйбате был зафиксирован 21 пожар, убыток составил 117,250 рублей, в Черном городе 48 пожаров нанесли убыток в 159,400 рублей. В связи с этим вопросы улучшения работы городской пожарной команды постоянно были в центре внимания бакинской печати.
Так, из газеты «Каспий» от 13 сентября 1894 года мы узнаем, что брандмейстер пожарной команды получил выговор за десятиминутное опоздание на пожар. Поднимались и другие проблемы, связанные с пожарным делом. В частности, недостаточность финансирования, рабочей силы, оборудования и лошадей.
Чаще всего пожары возникали на нефтепромыслах, и «рекордсменом» в этом плане были промыслы на Биби-Эйбате и Баилове. Объяснялось это тем, что там находилось самое старое нефтяное оборудование, которое зачастую не соответствовало противопожарной безопасности. Поэтому разрабатывались эффективные методы борьбы с огнем. Так, в 1893 году Иван Аввакумович Вермишев, сын акционера Бакинских нефтепромыслов, для тушения горящей нефти предложил использование перегретой воды (по терминологии тех лет — «кипящей воды»).
В 1902 году преподаватель физики из Баку Александр Георгиевич Лоран открыл огнетушащие свойства химической пены и получил привилегии на приспособления для тушения пожаров горящих жидкостей. В 1904 году Лоран сконструировал первый огнетушитель «Эврика» и нашел способ получения воздушно-механической пены. В мае того же года, 25 числа, Лоран подает в Российское патентное ведомство заявку на «Способ тушения пожара». А в 1907 году он сконструировал пенный огнетушитель.
После прихода советской власти пожарное дело в Баку было поставлено на широкую ногу. В 1922 году была создана пожарная команда для тушения пожаров на объектах «Азнефти» в поселке Мухтарова. Для охраны промысловых узкоколейных железных дорог была выделена 10-я железнодорожная рота караульного полка «Азнефти» в составе 110 человек. В 1925 году М.В.Фрунзе реорганизовал вневедомственную охрану «Азнефти» в полк Красной Армии.
Технологическое развитие тоже не стояло на месте — в 1938 году в Баку стали выпускать пеногенераторный порошок по рецепту ЦНИИПО и пенообразователи.
Когда началась Великая Отечественная война и остро встал кадровый вопрос — профессионально подготовленных работников пожарной охраны в Баку не хватало, ситуацию частично помогла решить эвакуация в город ФИПО НКВД СССР (факультет инженеров противопожарной обороны).
В Баку фиповцы прибыли 16 августа 1942 года. По просьбе Наркома внутренних дел Азербайджанской ССР и в соответствии с телеграфным распоряжением заместителя Народного комиссара внутренних дел факультет с 28 августа был передан в оперативное подчинение УПО НКВД АзССР.
С 15 января 1943 года факультет возобновил занятия при Азербайджанском индустриальном институте (АзИИ). В сентябре 1943 года состоялся первый бакинский и седьмой по счету за историю существования ФИПО выпуск. В это же время в Баку был произведен первый и последний набор на 2-й курс факультета. Было набрано тридцать слушателей.
Кстати, подготовка инженеров пожарной безопасности на ФИПО осуществлялась в Баку вплоть до 1948 года. В 1948 году после завершения работы в Баку профессорско- преподавательский состав ФИПО был переведен в Москву для подготовки специалистов противопожарной обороны на организованных Высших пожарно-технических курсах (ВПТК) МВД СССР (1948-1957).
Однако Баку обделенным не оказался: пожарные кадры для главного нефтяного города Советского Союза готовили и другие специализированные школы, техникумы и институты СССР.
Многие работники пожарной безопасности Азербайджана прошли профессиональную подготовку в стенах Харьковского института пожарной безопасности (ХИПБ), который позднее стал называться Университетом гражданской защиты Украины.
В 1955 году в Москве, Ленинграде и Баку созданы первые пожарно-испытательные станции. После обретения Азербайджаном независимости в пожарном деле был осуществлен качественный рывок.
Использованы материалы Ourbaku. Из серии «Тайны Баку»