И.Алиева
Территория Юго-Западного Кавказа (Тифлисской губернии в царской России) с давних времен была населена тюркскими племенами. В силу разных демографических и миграционных процессов, земл заселенные азербайджанцами стали населять представители других народов, нашедших благодаря менталитету азербайджанцев, приют и благоприятные для жизнедеятельности условия.
О том, что азербайджанцы издревле населяли просторы Юго-Западного Кавказа, можно найти подтверждение в свидетельствах средневековых авторов Ягут аль-Хамави, Гардизи, Фазлуллаха Рашидаддина и Моисея Каланкатуйского. Тюркские племена барсилов (гуннский массив) — предки азербайджанцев, как известно, поселились на Южном Кавказе во II веке до н. э.
Огромную роль в данном регионе в свое время играли также тюрки-хазары и тюркские племена бунтюрков, живших по течению Куры, в взаимодействовавших с гуннами на юго-востоке территории нынешней Грузии, то есть в местах компактного проживания азербайджанцев, еще в IV веке н. э.
В первых веках нашей эры на территории Борчалы отмечено также пребывание тюркских булгарских племен и барсилов. Таким образом, та часть гуннов, которая с их основной массой не двинулась на запад и осталась на Кавказе, в источниках называются булгарами, иногда бурчалами. В свою очередь, в состав булгарского объединения входили барсилы, хазары, сабиры (савиры), гарынджалары.
Таким образом, этнические корни азербайджанцев Юго-Западного Кавказа восходят к проживавшим на исторической территории Борчалы еще в последних веках до нашей эры — в первом тысячелетии нашей эры тюркским племенам (бунтюрки, барсилы, булгары, хазары, кьшчаки, огузы, гарапапаги).
Этноним Борчалы встречается в произведениях средневековых авторов, например, Ягут аль-Хамави отмечал, что «Борчалы — это название местности в Арране». Гардизи именовал этот регион «Бёручёлю» («Волчья степь»), а Фазлуллах Рашидад термин «Борчалы» использовал и как топоним, и как этноним. Моисей Каланкатуйский связывал происхождение топонима Борчалы с поселившимися на Южном Кавказе во II веке до н. э. тюркскими племенами барсилов (гуннский массив). Тюркские топонимы Борчалу, Агджакала, и другие встречаются в сочинении Вахушти Багратиони «История царства Грузинского».
Как известно, в средние века Кавказ оказался в зоне влияния Арабского халифата (эмиры, управлявшие на Южном Кавказе, имели ставку в Азербайджане). В 640 году Юго-Западный Кавказ полностью попадает под власть арабов. В 717 году наместник правителя Хорасана — Сулейман Иезид подчинил территорию современной Грузии. В 731 году арабский халиф Мерван занял значительную часть Юго-Западного Кавказа, в том числе и ареал к югу от Тифлиса. Арабские халифы установили свою власть, передав управление своему наместнику, резиденция которого размещалась то в Нахичеване, то в Двине, то в других городах Азербайджана.
Другой тюркской народностью, участвовавшей в формировании тюркского населения Борчалы, были хазары, причем известно, что в создании и укреплении собственно Хазарского каганата (VII-X вв.) участвовали также тюркские племена булгар-барсилов, савиров и хайландуров.
Еще один тюркский этнос, принявший близкое участие в формировании тюркского населения Юго-Западного Кавказа — кыпчаки. Известно, что уже к X веку кыпчаки, вслед за гуннами, тюрками Великого каганата и хазарами, превратились в единоличных хозяев Великой евразийской Степи. Средне-вековые грузинские источники знают «ношх» и «старых» кыпчаков, Рашидаддин считает кыпчаков одним из пяти объединений тюркского улуса, которое возглавлял Огуз Хаган.
Известное из историко-географической литературы понятие «Дешт-и Кыпчак» («Кыпчакские степи») включало в свой состав, в числе других, и степи Причерноморья и Прикаспия.
О поселении кыпчаков на Юго-Западном Кавказе и вхождении в их состав этноподразделения племен «гара-папаг» и «гарабёрклер» имеется достаточно исторических исследований. 3.Буниятов и другие считали одно из подразделений кыпчаков — «гараиапаг» одним из основных тюркских племен, участвующих в этногенезе азербайджанцев Юго-Западного Кавказа.
Кыпчаки играли огромную роль в истории Юго-Западного Кавказа в начале XII века. Давид IV Строитель в борьбе против тюрков-огузов Сельджукской империи пригласил и поселил в Борчалы и близлежащих окрестностях 40 тысяч кыпчакских воинов. Он к тому же породнился с кыпчаками, женившись на дочери хана. Давид также посещал Джума-мечеть в Тифлисе и запретил христианскому населению Тифлиса держать свиней.
По мнению грузинских историков, азербайджанские тюрки впервые появились в Грузии в XI веке при вторжении Сельджукидов. В ХШ веке в долине Алазани, Иора и Камбизена, известном под названием Упадар, поселились монголо-татарские племена, распространившие этноним Муганлы, Мугало, Магал.
Татаро-монгольские похода завершились включением всего Южного Кавказа, в том числе ареала проживания азербайджанцев на территории Юго-Западного Кавказа, в состав государства Эльханидов — улуса Хулагу-хана и его потомков. Позже, в результате похода в 1386 году на Грузию, кыпчакскис поселения севернее Тифлиса подчинил эмир Тамерлан.
В XIV — XV веках данный регион проживания азербайджанцев находился в составе или под влиянием государств Гарагоюнлу и Баяндурлу (Ак-Коюнлу).
Ахалцих входил в состав государства Атабеков. Как известно, в конце XIV века атабек Кваркваре провозгласил независимость от грузинских царей. Причем турки, еще до взятия Константинополя, несколько раз проникали в район Ахалциха. С тех времен в Ахалцихе управляли паши, например, Манучар-паша.
При султане Мурате IV войска под командованием Сафара паши полностью подчинили владения государства Атабеков в этом регионе. Сафар паша был назначен наследственным пашой образованного Ахалцихского пашалыка. Ахалцихскому паше подчинялся также город Ахалкалаки, некогда принадлежащий Торскому правителю, носившему титул Ахалкалакеля. В XV веке город был разрушен и восстановлен уже в XVII веке Шавшетским беком.
Итак, с появлением на кавказской арене Османской империи часть территории, населенной азербайджанцами, оказалась в зоне османского владычества.
Османский период в истории азербайджанцев оказал влияние на лингвистические особенности их языка. По мнению М.Шахтахтинского, редактора газеты «Шярги Рус», издаваемой в начале XX века в Тифлисе, язык тифлисских азербайджанцев (Тифлисской губернии) был сходен с языком карсских и ахалцихских тюрок, говорящих на анатолийском наречии.
В российской историографии наиболее раннее появление азербайджанцев в пределах Юго-Западного Кавказа (современной Грузии) отмечается с 1480 года и связывается с деятельностью шаха Якуба.
Начиная с XVI века, в ходе и в результатах османо-сефевидских войн переходивший из рук в руки Борчалы в основном находился в сфере влияния Сефевидов. В XVI веке благодаря деятельности Шаха Исмаила Юго-Западный Кавказ, как и Юго-Восточный Кавказ, вновь стал неотъемлемой частью территории населенной азербайджанцами. Тифлис снова стал восточным городом с преобладающим мусульманским, тюркским населением. Во время правления Сефевидов положение азербайджанцев на Юго-Западном Кавказе было упрочено. Политическое и социально-экономическое значение азербайджанцев — надежного оплота мусульманских правителей — было высоко.
Грузинские историки связывают массовые поселения азербайджанцев на территории современной Грузии с периодом правления Аббаса I (1587 — 1629) в XVII веке. Действительно, в 1616 году шах Аббас восстановил полный контроль над Кахетинским и Картлийским царством, упрочив положение издревле проживающих в этих местах азербайджанцев. Но, вместе с тем, шах Аббас I, зная о расположенности гарапапагов к османам, жителей множества селений Борчалы — Газахского махала переселил в беглярбекства Гянджи — Карабаха и Ширвана.
Наиболее ярким периодом в истории Борчалы можно считать XVIII век. Во время избрания в феврале 1736 года шахом Надира, против него выступили представители влиятельного рода Зиядоглу, традиционные беглярбеки (наместники) Гянджи и Карабаха. Через год после этого Надир-шах в отместку отнял у них земли Борчалинского и Газахского султанств, переподчинив азербайджанские владения своему вассалу — грузинскому царю Теймуразу II.
С распадом государства Надир-шаха в 1747 году, на территории Азербайджана образовалось более двух десятков ханств и султанств, в том числе и Борчалинское султанство. В состав султанщва входили Караязы (Гардабани), Сарван (Марнеули), Агбулаг (Тетрицкаро), Болниси, Дманиси (Башкечид) Джалалоглу, Барана, Ташир и Хамамлы (некоторые позднее вошли в состав Армении как административные единицы).
Передача Борчалы сначала под управление царя Картли, а затем междоусобица между ханствами стали причиной переселения из Борчалы части азербайджанское населения. Как известно, еще в первой половине XVIII века в Борчалы располагалось множество азербайджанских селений: Юзбаши (376 дымов — хозяйств), Шарафаддин (122 рымов), Молла Абдулла Гасым (40 дымов), Хасанли Мола Маммад (10 дымов) и др. Всего около 1 тысячи дымов.
Этот процесс еще более усилился после 1747 года. Даже Ираклий II обратился с просьбой к старшинам податных азербайджанских селений не оставлять страну. Однако немало семей покинули родные земли и переселились в пределы Османской империи и Ирана.
В 1751 годы развернулась ожесточенная борьба между Шекинским ханством, Кахетией и Картли. Причем, на стороне грузинского царя Ираклия II активно выступали казахские и борчалинские воинские формирования. В 1752 году недалеко от р. Акстафы шекинский хан Гаджи Челеби вторично разбил объединенные силы грузинских царей и утвердил свою вдасть над Газахским и Борчалинским магалами и тем самым преградил путь Ираклию к Гяндже.
Дальнейшая борьба между ними шла с попеременным успехом. Однако, начиная с 1755 года, в результате ослабления Шекинского ханства внутренними раздорами, обстановка изменилась в пользу грузинского царя.
Азербайджанцы играли в регионе настолько важную роль, что картли-кахетинские правители вынуждены были считаться с ними. Например, Ираклий II назначил азербайджанца Гаджи Мухаммад Али бека одним из своих визирей, а еще одного азербайджанца Мирзу Раби привлек к ведению государственных дел, назначив также визирем Картли-Кахетинского царства. Помимо этого, известно о том, что жена Ираклия II азербайджанка Дареджан ханум переписывалась с Джавад ханом Гянджинским.
В 1781-1782 годы развернулась борьба между двумя сильными азербайджанскими ханствами: Губинским и Карабахским. Главной причиной неудачи объединения азербайджанских земель явилось вмешательство в эти дела картлийско-кахетинского царя Ираклия II, сумевшего внести раскол в среду азербайджанских правителей, заключив союз с Губинским и Шекинским ханами. Так, известно о замыслах Ираклия II завладеть значительной частью азербайджанских земель, о чем свидетельствуют его письма к русскому генералу П.С.Потемкину.
В 1783 году Ираклий пошел на сговор с российским двором с целью овладеть Ахалцихским пашалыком, находящимся в то время под османским владычеством.
Усиление части территории Грузии (представлявшей собой провинции Сефевидского государства, а затем находящихся под властью династии Каджар, и Османской империи), за счет заинтересованной в выходе на южно-кавказские просторы Российской империи в конце XIX — начале XX века привело к расчленению зоны проживания азербайджанцев.
С началом российской экспансии на территорию Юго-Западного Кавказа азербайджанские земли были включены в зону российского влияния. Новые власти упразднили историческое административно-территориальное деление, прежние формы управления, начали христианскую колонизацию, все больше и больше стесняя азербайджанское, да и все мусульманское население Южного Кавказа.
Из-за геополитических интересов великих держав, ареал расселения азербайджанцев на Юго-Западнём Кавказе был разделен. Одна часть была причислена к т.н. грузинским пределам — зоне российского контроля; другая часть — Ахалцихский пашалык, пр. осталась в османских границах; третья часть — сохранялась в статусе персидской провинции.
Итак, азербайджанское население оказалось вовлеченным в борьбу за Южный Кавказ. После утверждения в регионе российской власти, азербайджанскому населению было предложено переселиться в османские пределы и оставаться в османском подданстве, что частично и было сделано.
По книге автора «Политическое и социально-экономическое положение азербайджанцев Тифлисской губернии»