М.Мустафаев
Территория нижнего течения реки Араз и его благоприятные естественные географические условия еще с древнейших времен были причиной войн между различными странами. Нараставшее возмущение арабским гнетом в начале IХ в. вылилось в Азербайджане в народное движение – движение Хуррамитов. Восстание Хуррамитов было движением крестьян, поднявшихся на борьбу против иноземного гнета и феодальной эксплуатации.
Оно началось в 808 г. в Ардебильском магале в горах Савалана, в Карадаге и на Мугани, в нижнем течении реки Араз. Повстанцы освободили от власти халифата почти весь Азербайджан. В этих боях успешно сражалось и население нижнего течения реки Араз.
Как известно, после распада Арабского халифата в Азербайджане появляются феодальные государства Саджидов (879-930 гг.), Саларидов (941 – первая половина IХ в.), Шеддадидов (971-1086 гг.), Раввадидов (979-1054 гг.), Ширваншахов (1027-1382 гг.), Мазьядидов (861-1027 гг.).
Опираясь на источники, можно сделать вывод, что во время правления Сасанидов на Мугани и в нижнем течении реки Араз, правили мелкие независимые феодалы. Например Ибн Хордадбех в своей книге «Путей и страны» пишет, что в Мугани правил Аллан (Амукан шах).
Средневековые археологические памятники нижнего течения реки Араз, как отмечалось выше, представляли собой историко-географическую область и занимали территорию современного Зангеланского района до Сабирабада, где река Араз сливалась с рекой Кура в местечке Суговушан. С середины IХ в юго-восточная часть изучаемого региона входила в состав государства Ширваншахов, а его южная часть входила в состав государства Саджидов.
По сообщению арабского историка ХII-ХIII вв. Ибн ал-Асира, в 1021 г., т.е. задолго до сельджукского вторжения в Азербайджан, на юге страны поселилась группа огузов. В середине ХI в. в Азербайджане было много тюркских племен огузов. Источники сообщают, что на Мугани происходили кровавые сражения.
Фазлуллах Рашид ад-Дин в своем произведении «Огуз-наме» пишет, что «было лето, когда Огуз выступил из пределов Ширвана и достиг Аррана и Мугана. Погода стояла очень жаркая, из-за этой жары там оставаться было невозможно. Поэтому они решили отправиться на горные летовки (яйлаги), а «когда придет зима, — говорили они, то мы снова спустимся, захватим эти вилайеты и разграбим их». В течение летних месяцев они полностью захватили яйлаги и горные местности этих вилайетов, вплоть до гор Савалан. Захватили они также и вилайеты Азербайджана.»
В 1054 г. сельджукские войска вторглись в Азербайджан, 10-20 тыс., человек, независимых от династии Сельджукидов.
В 1055 г. сельджуки овладели столицей Арабского халифата Багдадом. Тогрул бек провозглашен был главой власти в халифате. Аббасиды были вынуждены принять Сельджукскую власть, с целью укрепить свое положение в восточных странах.
По словам побывавшего в Азербайджане арабоязычного автора Несеви, тюрки, посланные Мелик шахом в 1086 г. в Арран и нижнее течение реки Араз, распространились там, как саранча, в степях, горах и крепостях.
А арабский географ Якут Хамави (1178-1229 гг.), побывавший в Азербайджане, отмечает: «Мугань и нижнее течение реки Аракс – это область, в которой много селений и лугов; ее теперь занимают туркмены, чтобы пасти свой скот, большинство ее населения состоит из них».
По уровню своего социально-экономического и культурного развития сельджуки стояли значительно ниже населения завоеванных ими стран. В то время как в селениях Азербайджана издавна занимались земледелием, скотоводством и ремеслом, сельджуки вели в основном кочевой образ жизни.
Как уже отмечалось, Азербайджан, в том числе и Мугань, были под властью военных сил Сельджуков. В связи с ослаблением власти султанов, правивших отдельными частями распавшегося Сельджуского государства, и ростом крупного землевладения в начале ХП в., среди наместников областей и феодальной знати усиливалось стремление к самостоятельности.
В 1136-1225 гг. атабеком (опекуном) при малолетнем сельджукском правителе южной части Азербайджана и Аррана, Арслан шахе, был назначен Шамсаддин Эльдегизид. К 50-м гг. ХII в. он захватил власть и положил начало новой азербайджанской династии атабеков Эльдегизидов, существававшей до 1225 г. Под его властью находились южная часть Азербайджана Арран, Нахичевань, а также западные области Ирана – Исфагана и Рей.
Хамдаллах Казвини пишет, что во время правления Атабеков из Аррана и Мугана взималось 300 туманов. Самым выгодным источником из этих доходов были средневековые поселения нижнего течения реки Араз. Атабеки создавало благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства, ремесла и торговли.
По сведениям исторических источников, в Мугани для возделывания хлопка, хлебных злаков расширялась площадь посевов. Источники сообщают, что здесь производились шелк, хлопок и рис. Во время археологических исследований нижнего течения реки Араз, в Саатлах, а также в городище Шарифан, в найденных хозяйственных кюпах встречались остатки растений. Основное место среди находок занимало зерно.
Этот факт говорит о том, что в Мугани и в нижнем течении реки Араз в ХI-ХII вв. основное место занимало сельское земледельческое хозяйство, которое усиленно развивалось по сравнению с предшествующими периодами. А найденные остатки хлопчатобумажной ткани были изготовлены из местного сырья.
Одним словом, в средние века в Мугани и в нижнем течении реки Араз земледельческие культуры (хозяйства) занимали основное место.
Во время археологических исследований А.И.Новрузлу было выявлено, что еще в ХII в. в Саатлах были проведены 6 каналов (кяхризов). В канале, который был проведен из Араза, во время археологических исследований было найдено несколько обломков керамики. Из найденных археологических материалов было выяснено, что каналы были проведены в ХII в. Некоторые из этих каналов были сооружены во время правления Атабеков.
Некоторые древние каналы в нижнем течении реки Араз в Саатлах находились в собственности феодалов, а позднее некоторые из них были даже названы в честь беков.
В начале XIII в. над Азербайджаном и другими странами Востока нависла угроза монгольского нашествия. Один из предводителей – Тимурчин, которого впоследствии стали называть Чингисханом, в 1206 г. был провозглашен хаганом. При Чингисхане (1206-1227 гг.), образовалось Монгольское государство со столицей в городе Каракоруме, на берегу реки Орхон.
В 1220 г. монголы вторглись в Иран, а затем в Азербайджан. Грабя и разрушая города и селения, монголы дошли до Тебриза. Тебризцы не оказали сопротивления монгольским войскам и согласились дать выкуп. Получив от Эльдегизида Узбека много одежды, продовольствия и денег, монголы отправились зимовать на Мугань, и поселились на нижнем течении реки Араз.
Подойдя к богатому городу Байлакану (Бейлаган), они окружили его. Знать хотела откупиться от врага. Городская же беднота отвергла предложение сдать Байлакан и убила монгольских посланцев. Но монголы все же ворвались в Байлакан, и превратив город в руины истребили его защитников. Завоеватели не щадили никого, убивали даже детей и стариков.
После смерти Чингисхана, подвластные монголам земли были разделены между его четырьмя сыновьями. Так возникли четыре улуса (удела) во главе с самостоятельными правителями, которые вели жестокую завоевательную политику. Азербайджан был включен в улус Золотой Орды, где правили династии Джучидов, потомков Чингисхана. На протяжении III и ХIV вв. страна являлась ареной военных действий между ханами Золотой Орды и Хулагидами. Целью этой борьбы было овладение плодородными землями, большими пастбищами Муганской, Мильской и Ширванской степей. Свои походы в Азербайджан золотоордынцы совершали в 1262, 1265, 1288, 1290 и 1318 гг.
Войны между золотоордынцами и эльханами, продолжавшиеся почти сто лет, разорили Азербайджан. В 1231 году монголы во второй раз вторглись в Азербайджан. В 621 г. хиджры (1224 г.) сын Хорезмшаха Мухаммад Гиксад-Дин вторгся в Южный Азербайджан, а после чего вторгся и в Мугань.
Эту область нижнего течения реки Араз монголы использовали как свой лагерь, откуда они совершали набеги на другие районы Азербайджана. Вытесняя оседлое население нижнего течения реки Араза и прилегающих областей, монголы пасли в этих районах свои многочисленные стада и табуны. Они превращали эти области в очаги скотоводческого хозяйства. Таким образом, монгольское завоевание нанесло тяжелый удар по сельскому хозяйству.
Но монголы временами принимали и некоторые меры для оживления хозяйственной жизни страны, и это принесло определенные результаты. Однако развитие производительных сил так и не достигло своего прежнего уровня.
*****
Стоит отметить, что согласно исследованиям средневековых археологических поселений нижнего течения реки Араз, материалы скотоводческого характера занимают здесь особое место.
Можно придти к выводу, что в 30-х гг. ХIII в. в земледелии нижнего течения реки Араз начинаются большие перемены. Если раньше в материальной культуре большое место занимало земледелие, то начиная с ХIII в. оно меняется на полукочевой скот.
Во время монгольского правления в городах происходил хаос. Непосильное налоговое бремя и тяжелая феодальная эксплуатация обусловили глубокий упадок сельского хозяйства и ремесла в Азербайджане. Передача Мугани, нижнего течения реки Араз на правах наследственности должна была поставить конец незаконным налогам.
При исследовании нижнего течения реки Араз, можно придти к выводу, что монгольское иго явилось одной из главных причин последующей социально-экономической отсталости Азербайджана и других стран Востока. Монгольское иго надолго задержало развитие производительных сил Азербайджана. Города и селения, разрушенные завоевателями, длительное время представляли собой руины. Сельское хозяйство, ремесло и торговля пришли в упадок. Только на рубеже ХIII-ХIV вв. наметилось некоторое оживление экономики.
Несмотря на то, что монголы нанесли тяжелый удар сельскому хозяйству, в нижнем течении реки Араз, в связи с развитием скотоводства, земледелие все же оставалось одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, развитию которого способствовали плодородные почвы и благоприятный климат, а также наличие многочисленных рек и оросительных сооружений.
Одним из важных отраслей сельского хозяйства было скотоводство. Наличие богатых зимних и летних пастбищ создавало благоприятные условия для развития на данной территории скотоводства, что и делали монголы. Именно оно обеспечивало население мясной пищей, молочными продуктами, а также шкурами и костью, применяемыми в кожевенном и косторезном ремесле.
Арабские авторы сообщают о развитии рыболовства на нижнем течении реки Араз. Якут Хамави отмечает, что «река Ар-Рас удивительная река; в ней есть много сортов рыбы. В ней также водится особая рыба, известная под названием мурмахи, которая приходит в нее раз в год в известное время«. Эти сведения, заимствованные Якутом Хамави у своих предшественников, говорят о том, что население некоторых местностей Азербайджана в широком масштабе занималось рыболовством, имевшим большом экономическое значение для этих районов.
Рост производительных сил в Азербайджане углублял процесс общественного разделения труда. Ремесло все более отделялось от сельского хозяйства. Ремесленное производство, сосредоточенное в городах, занимало важное место в экономике страны. Ремесленники делали различные предметы из металлов, глины, стека и красителя и др. И все-таки в исследуемом регионе в ХIII-ХIV вв. ремесленное производство отставало.
Для содержания монгольского войска азербайджанский народ облагался специальным налогом — тагаром. Его размеры приблизительно составляли 40 кг пшеницы, 20 литров вина и некоторую сумму денег с каждого налогоплательщика. Кочевники отдавали в качестве товара двадцатую часть своего скота. А с торговцев и ремесленников взимался налог – тамга. Монголы взимали налоги с исключительной жесткостью. За недоимки пытали, продавали в рабство, доводили до самоубийства.
В ХIV в. территория Азербайджана была разделена на округа-вилайеты. Были проведены меры веса и длины. Азербайджан имел земли общим размером в 940 фаддал — приблизительно 8-10 тыс. гектаров. В связи с разорением и опустошением городов и деревень уменьш лись размеры налоговых поступлений в государственную казну. Согласно Хамдаллаху Казвини, до правления Газан-хана годовой доход ильханского государства помимо поступления доходов из области Хорасана составлял около 1700 туманов.
По словам Казвини, вследствие реформ Газанхана постоянный доход в государственную казну увеличился и составлял приблизительно 2,100 туманов. Далее тот же историк отмечает, что в его время (при Абу-Саиде и после него, около 1340 гг.) государственные поступления успели уменьшиться вдвое.
У Казвини приводятся размеры налогов относительно Азербайджана, Аррана и Мугана при правлении Атабека (Эльдегиза). Как сообщает Казвини, вносили 300 туманов по курсу Ильханского периода. Ширван – при Ширванских ханах – сто туманов по курсу ильханского периода. Гуштасфи – сто туманов также по курсу ильханского периода. Таким образом, общая сумма налоговых поступлений из Ширвана, Аррана, Мугана и Гуштасфи в период, предшествующий монгольскому завоеванию, составляла 500 туманов в деньгах периода Ильханов.
При Ильханах же налоговые поступления распределялись следующим образом: Арран и Муган давали 30 туманов и 3 тыс. динаров, т.е. на 269 туманов и 7000 динаров меньше, чем в период, предшествующий монгольскому завоеванию. Ширван – 11 тыс. тум. и 3 тыс. динаров, т.е. на 88 тум. и 7000 дин. меньше, чем в период, предшествующий монгольскому завоеванию. Гуштасфи вносила 11 тум. и 8 тыс. 500 динаров, т.е. на 88 тум. и 1500 дин. меньше в период, предшествующий монгольскому завоеванию.
По сообщениям Кесреви Тебризи, территория Ширвана, где на протяжении ряда столетий господствовала одна из местных династий Азербайджана – Ширваншаха Кесранида, была расположена между Дербентом и рекой Курой. Она с запада соприкасалась с Грузией, а с востока граничила с Каспийским морем. Учитывая обстановку и политические события тех времен, границы Ширванского государства временами изменялись. Бывали случаи, когда Дербент принадлежал Ширваншахам и область Гуштасфи в устье реки Куры управлялась ими. По некоторым данным, в определенные периоды Ширваншахи, кроме Ширвана, владели Арраном и Муганью.
Согласно арабскому историку Аль-Масуди, «Ширваншах овладел и территорией Мукания (Мугане)». Бывали случаи, когда власть Ширваншаха распространялась далеко за пределамы Ширвана.
Как было отмечено, при правлении Абу-Саида (1424 — 1469) наступил упадок, охвативший почти все отрасли хозяйственной жизни станы. В Южном Азербайджане, Мугани и Арране этот упадок, за исключением кратковременного оживления при Султане Увейсе, продолжался очень долго. Что касается Ширвана, то здесь после фактического распада государства Ильханов (1336 г.) наблюдалось оживление в экономике страны. Это оживление, за исключением кратковременных моментов застоя, охватило весь ХIV в., а затем и весь ХV в.
Начиная с ХV в. Мугань входила в состав различных феодальных государств Азербайджана. В конце ХIV в. на Азербайджан с огромными силами обрушились силы двух враждовавших между собой завоевателей – золотоордынского хана Тохтамыша и правителя крупного феодального государства в Средней Азии Тимура (1370-1405 гг.).
В начале 1386 г. Тохтамыш вторгся в Азербайджан. Завоеватели опустошали города и селения, земли и превращали жителей в рабов. Как и другие завоеватели, армия Тимура выбрала Мугань местом для зимовки. Между тем, источники сообщают о строительных работах Тимура в Бейлагане, и проведении канала для оросительной системы.
Летом 1406 г. в Азербайджан из Ирака вторглись войска султана Ахмеда Джелаирида. Он действовал в союзе с Кара Юсуфом, главой объединения племен Кара-Коюнлу. К 1410 году Кара-Коюнлу уже было государством. В середине ХV в. классовые противоречия в государстве Кара-Коюнлу серьезно обострились, и вскоре борьбу за власть с ним начала вести династия Ак-Коюнлу.
В источниках, в частности, говорится о битве армии Ак-Коюнлу под предводительством Узун Гасана (1453-1478 гг.) против Кара-Коюнлу на Муганской равнине в 1467 г. В ходе битвы Джаханшах был зарублен, а два его сына взяты в плен. Одному отрубили голову, а другой был ослеплен по приказу Узун-Гасана. Таким образом, в ноябре 1467 г. государство Кара-Коюнлу исчезло, и было образовано новое государство Ак-Коюнлу, территория нижнего течения реки Араз попала в их владение.
В это время на нижнем течении реки Араз зимовала часть военных сил Тимуридов. Узун Гасану, заручившись поддержкой других государств, удалось разбить Тимуридов.
Во второй половине ХV в. возросло значение Ардебильского феодального владения. Им управляла династия Сефевидов, которой принадлежала и Мугань.
В ХV-ХVIII вв. нижнее течение реки Араз находилось в центре торговых связей Азербайджана с другими странами. В этом отношении, города и поселения, которые находились на нижнем течении реки Араз, активно участвовали во внутренней и внешней торговле.
Согласно археологическим материалам, жители нижнего течения реки Араз активно занимались производством зерна, хлопка, а также виноградарством и садоводством и т.д. Однако, как и раньше, ремесло в Азербайджане базировалось на примитивной технике, при которой производительность труда оставалась низкой.
Ирано-турецкие войны нанесли серьезный урон хозяйственной, политической и культурной жизни Азербайджана, затормозив их историческое развитие.
В 30-х гг. ХVIII вв. весь Азербайджан был охвачен голодом, вызванным разорительными войнами и неурожаями. Особенно страшный голод наблюдался зимою 1736 г. – во время коронации шаха Надира. Согласно некоторым источникам, «не только в Мугани был недостаток хлеба, но и по всей области Табриза, и в Гяндже, и в Нахичевани».
В середине ХVIII в. в Азербайджане началось восстание против Надир шаха. В этом восстании участвовали и жители нижнего течения реки Араза. Однако Надир отправил туда карательное войско, и восстание было подавлено.
Во II половине ХVIII в. Азербайджан был разделен на отдельные феодальные ханства. К середине XVIII в. в Карабахе, Шеки, Ширване. Гяндже Баку, Нахчыване, Дербенте, Урмии возникли небольшие феодальные государства – ханства, которые жили самостоятельной экономической и политической жизнью. Мугань, нижнее течение реки Араз, временно входило в состав Карабахского ханства.
Как видно из краткого обзора политической и социально-экономической истории Азербайджана, во всех исторических событиях эпохи развитого и позднего средневековья население нижнего течения реки Араза активно принимало участие в социально-экономической жизни страны.
По материалам журнала «Азербайджанская археология и этнография»