Секретные клубы Нового Орлеана по рассказам бакинца-журналиста (1965 г.)

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге.

Одним из городов, куда повезли советских журналистов, включая Шарифов, был Новый Орлеан. Там Шарифов набрался впечатлений, о чем в последствии и рассказывал. Например, он вспоминал, как их американские коллеги позвали приезжих журналистов на застекленную крышу небоскреба Международного торгового центра, который недавно был построен на самом берегу Миссисипи.

«Среди присутствующих — Кристофер Осакве — профессор права местного университета. Когда-то в знак демонстрации своего рабского происхождения он сменил — американское имя на африканское. На самом деле Осакве бесконечно далек и от африканских корней и от судьбы своего негритянского народа в сегодняшней Америке. Это богатый юрист с доходной практикой. Из тех, кого простой негритянский люд недобро зовет «черными буржуями». По какой-то программе студенческого обмена Осакве, кстати, учился в Советском Союзе, неплохо говорит по-русски. Знание советского Уголовного кодекса помогает ему до сих пор», — рассказывал Шарифов.

По его словам, Осакве делился с советской делегацией, как местные органы использовали его знание русского языка: «Бывает, звонят вдруг из Москвы, из нашего американского посольства… Выручай, говорят, опять советские таможенники задержали американца: хотел ввезти контрабанду — 300 пар джинсов, что ему по советским законам полагается? Я консультирую…»

Шарифов также рассказывал о своем знакомстве с Робертом Дэйем, дипломатом, которого перевели в Новый Орлеан из Вашингтона. Речь зашла о карнавалах в Новом Орлеане.

«… Говорим о сегодняшнем карнавале, об исторических традициях самого праздника. Начал было интересоваться социальной ролью тех самых таинственных карнавальных клубов, как на моих глазах вдруг происходит нечто вроде стычки между собеседниками, и как раз на тему. — Не люблю Новый Орлеан! — вдруг взрывается Роберт Дэй. — Его общество закрытое, закупоренное, как барабан. Вот уже год я здесь, а никуда не вхож, ни с кем не знаком… — А где поселились? — как бы невзначай спрашивает Осакве. Дей называет окраину. Юрист, который сам недавно перебрался в престижный район около университета, недобро улыбается. Понятно, что говорит эта улыбка: Дорогой мой, вы хоть и дипломат, государственный чиновник, из столицы, на чековой книжке у вас, видно, не густо. Не того круга вы, дорогой мой, не того клуба…», — пишет Шарифов.

Фото: Д.Гринберг/Universal Images Group via Getty Images)

Осакве перечислил четыре этих главных клуба — «Камус» создан в 1857 году, «Рекс» — в 1872-м, «Момус» — тоже в 1872 году, а год рождения «Протеуса» — 1882-й. Сам он не в каком клубе не состоял, потому что черным входа в эти клубы не было, отмечал Шарифов.

«Всего карнавальных клубов, именуемых здесь по традиции «Криу», около полусотни. Это узкие, с секретным членством организации, только для белых и только для мужчин. Весьма напоминают масонские ложи. Именно они во многом управляют всей политической и деловой жизнью города. Именно здесь сосредоточены богатство и реальная власть», — отмечал Шарифов.

И далее: «В сущности, — признает один местный журнал в разделе, красноречиво озаглавленном «Связи» — полный доступ в новоорлеанские деловые круги обусловлен главным образом членством в соответствующем «Криу». Сведущий еженедельник «Ю.С. ньюс энд Уорлд репорт» еще более категоричен: Членство сына или зятя в клубе — такая же святыня, передаваемая по наследству, как и место на нью-йоркской фондовой бирже».

Как рассказывал Шарифов, «у чернокожих новоорлеанских богатеев тоже есть свой «Криу», где нашел себе место уже упомянутый Кристофер Осакве. Разовый вступительный взнос — 1000 долларов, а затем каждый год еще 500.

Роберт Дей показал Шарифову с высоты небоскреба четырнадцать огромных ангаров, вроде самолетных.

«— Империя Блейна Керна. Карнавальная империя… — поясняет Дей. Выясняется, что помимо традиционных празднеств, «Марди гра» — грандиозный бизнес, на котором его воротилы пожинают ежегодно свыше 25 миллионов долларов. Блейн Керн — один из них. В ангарах у реки он держит примерно четыре сотни карнавальных платформ и бесчисленное множество маскарадных костюмов. Он же чеканит грошовые «золотые» дублоны, приносящие еще 2 миллиона. Но главное даже не в этом. Как ни выгоден устроителям сам праздник, ему цены нет как «магниту», притягивающему в Новый Орлеан нескончаемую лавину туристов. Международный туризм — вторая по доходам «профессия» города», — писал Шарифов позднее.

Кстати, на вышеупомянутый карнавал «Марди гра» журналист также попал. Прочитать об этом можно здесь.

По материалам книги «Чайки над Босфором»