Культ камня в Азербайджане: классификация древних святилищ

Изучение древних религиозных верований важно для определения ранних форм религии, а также оно представляет определенный интерес для разработки этнической истории народа, ибо многообразные этнические процессы находили своё отражение в народных верованиях, обычаях, обрядах.

Пережитки древних верований сохранялись главным образом в свадебных, погребальных обычаях, в которых были ритуалы, связанные с культом камня, культом предков и прочими. Наиболее полный комплекс архаических черт можно наблюдать в почитании камня, которыми изобилуют обычаи азербайджанцев.

Почитание камня у азербайджанцев содержит в себе разнообразные архаические черты, имеющие древние корни. Напрямую исследования в этой области до начала XX века не проводились, но некоторые авторы во второй половине XIX века (С.Мехмандаров, Б.Вениаминов, М.Эфендиев, М.Везиров, В.Миллер) сообщали интересные сведения о религиозных верованиях и обрядах. Материалы больше носили описательный характер.

Со второй половины XX века в Азербайджане началось по существу системное изучение семейно-бытовой обрядности, при этом круг исследуемых вопросов в те годы был сосредоточен на изучении семейно-брачных отношений в связи с преодолением религиозных пережитков в быту.

Все виды культовых мест в Азербайджане, включая священные могилы, камни, скалы, деревья, родники, пещеры, азербайджанцы называли «пир» или «оджаг». По мнению этнографа А.К.Алекперова, продолжительное поклонение пирам было связано с малой степенью развития производительных сил общества. Этнограф группировал пиры определенного региона по признаку социальных групп, посещавших их. К первой группе относились жителей региона, ведущих оседлый образ жизни, и эти пиры представляли собой захоронения предков и «святых людей». Ко второй группе относились жители, которые вели кочевой образ жизни.

На территории Азербайджана отдельные деревья и целые рощи считались пирами, почитание дерева древними людьми было связано с хозяйственной деятельностью и применением дерева в быту. Считалось, что после смерти человека его душа переселяется в камень, дерево, скалу и, что души могут помогать, и могут вредить живущим. Такие представления давали основание древним относиться к камням, деревьям как к живым существам, и таким образом, они обожествлялись.

Для Азербайджана очень характерны святилища, пиры, связанные с почитанием камня. По принципу происхождения эти пиры можно сгруппировать следующим образом:

— Каменные святилища, обусловленные еетественными природно-географическими условиями — горы, пещеры, скалы, холмы, камни;
— Каменные святилища, обработанные, созданные человеком — искусственные каменные насыпи, менгиры, мегалиты, циклопические сооружения, надгробные плиты, изваяния.

Наиболее древними среди них являются природные каменные святилища, образование которых шло наряду с зарождением первичных религиозных представлений. Искусственные святилища создавались человеком в подражание природе, в силу необходимости, в тех областях, где не было гор, пещер, скал и т.д.

Полевой материал, который удалось собрать в разных районах Азербайджана, дал основание для отражения состояния проблемы почитания камня в сложном переплетении с исламскими обрядами. В процессе проделанной работы были обобщены, систематизированы собранные материалы по всем историко-этнографическим зонам Азербайджана.

По утверждению ученых, первые элементы древних религиозных верований на территории Азербайджана относятся к периоду нижнего палеолита. Создание древними людьми памятников для умерших, составляют одну из особенностей неолита. Огромные постройки из камня, созданные первобытным человеком, встречаются в Сирии, Палестине, Северной Африке, на юге Скандинавии, на побережье Франции и Англии, в Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии, а также в Сибири, на Кавказе и в Азербайджане. Эти сооружения, так называемые «мегалиты» (от греч. «мегас» — большой и «литок» — камень),связаны с погребальными обрядами. Они представляют собой разнообразные типы по построению; одни из них отдельные, вертикально стоящие каменные столбы, иногда грубо обработанные — менгиры.

Некоторые мегалиты образуют круговые гигантские ограды, поверх которых лежат огромные плиты (кромлехи — «каменные круги»); высота их достигала 6-7 метров, нередко заключающие в своем центре то отдельно стоящий камень то погребение.

Подобные такие памятники были обнаружены в Гобустане. Датируются кромлехи приблизительно тем же временем,что и дольмены, менгиры. На основании исследований, подобные камни в древности были средством вызывания дождя и солнца. Очевидно,что круг (кромлех), образованный из нетесаных камней (менгиров), был связан с культом солнца, воды и камня.

Кромлехи были выявлены в Азербайджане близ селения Ходжалы, каменные круги были обнаружены в окрестностях Гянджи на кладбище «Гара агач» («черное дерево»), близ селения Аскеран Агдамского района. Около селения Шахтахты в Нахчыване было выявлено огромное поле, состоящее из каменных ящиков, некоторые были окружены кругами из больших камней.

Мегалитические сооружения представляют собой наиболее древние из почитаемых, рукотворных памятников Азербайджана, одновременно являясь погребальными памятниками. Характерные в основном для горных и предгорных районов, по утверждению археологов, мегалитические сооружения относятся к бронзовому веку.

Уже в наше время, эти сооружения почитались как святые места. В качестве примера можно привести памятник «Пирал» в Гусарском районе Азербайджана. Согласно поверью, в этом камне содержалась чудодейственная сила, к подобным пирам обращались в засушливое время для вызова дождя.

Такого рода мегалиты обнаруживали в нагорной части Карабаха, в Гедабекском районе между селениями Беюк Кара — Мурад и Кичик Кара — Мурад . Местные жители называли эти камни «оглан-гыз дашы», т.е. «каменные парень с девушкой».

В виде кромлехов древними людьми устраивались обширные постройки, культовые сооружения, испещренные различными изображениями, в основном рисунками животных, обнаруженные у поселков Мардакяны и Шувеляны на Абшеронском полуострове.

Одним из интересных видов мегалитических памятников в Закавказье являются так называемые циклопические сооружения (сложенные из крупных камней без связующего раствора). На территории Азербайджана их обнаруживали в нагорьях Малого Кавказа, в узловых пунктах горных перевалов, в ущельях рек откуда проходили древние караванные пути, в труднодоступных местах. Одно из них — «Оглан-гала» («крепость юноши») обнаруженная в Нахчыване, отличается от других циклопических сооружений тем, что его стены были сложены из грубо обтесанных камней почти четырехугольной формы.

Подобные циклопические сооружения были обнаружены на горе Тепе, у селения Шахтахты, на краю высокого обрыва, недалеко от Хачбулага (Нахчыван). Известны также циклопические сооружения Эйналтахты, Нагарадаг и Чобан-дашы («пастуший камень»). По функциональным особенностям назначения их весьма отличаются друг от друга, большинство из них исследователи считают обежищами, а некоторые, судя по всему, использовались как ограды для культовых сооружений. По мнению ученых, они связаны с культом мертвых, а также с культом солнца.

Впервые в Азербайджане эти памятники были исследованы И.Мещаниновым, который считал, что в III тыс. до н.э. племена, населявшие горные районы Малого Кавказа устраивали свои поселения в подобных сооружениях, благоприятных в стратегическом отношении.

Чобан-дашы
Оглан-гала

На территории Азербайджана поклонение стоячим камням (иногда напоминающим человеческую фигуру), получившим в народе название «чобан-дашы» было широко распространено.

В народе бытовала легенда о таком камне: будто бы однажды чобан, находящийся со стадом на вершине холма, испытывая жажду, сказал: «О Аллах! Если бы появился родник с водой, я напился бы сам и напоил стадо. Я пожертвую тебе, о Боже, одного белого и одного черного баранов». Желание пастуха исполнилось, он нашел воду, напился сам, напоил свое стадо. Но вместо обещанного он придавил белую и черную вшей, за что и превратился вместе со стадом в камни.

История различных народов хранит немало легенд и поверий, связанных с монументами древности — дольменами (древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов). Например в одном из сел Мексики был обнаружен дольмен, который местные жители называли «скалой влюбленных». По традиции, незамужняя девушка селения во второй день пасхальной недели шла к подножию горы и, повернувшись к нему спиной, бросала через голову мелкие камни. Считалось, что та из них, которая с первого раза забросит свой камень на дольмен, в этом году справит свадьбу.

Нечто подобное происходило на пирах Азербайджана. В качестве примера можно привести пир «Гялин гая» («скала невесты») обнаруженный в селении Дастафюр Дашкесанского района. Люди приходили к пиру, загадывали желание и бросали мелки камешки на пир — если они оставались на скале, значит, желание должно было сбыться.

Поклонение горам было тесно связано с географическими, природными особенностями Азербайджана. В народе сохранилось множество легенд и сказаний о таинственных горах. В древности на Востоке горы считались обиталищем духов, богов и почитались людьми. На территории Азербайджана вершины высоких гор Киликдага, Баба-дага, Беш-Бармага и многих других являются священными и с ними связаны архаические религиозные представления древних людей.

Знаменитый этнограф Лев Яковлевич Штернберг (1861-1927) связывал почитание гор с их ролью в процессе образования дождя, столь необходимого для урожая, для процветания хозяйства   земледельческих народов: «Так как вершины гор упираются в небо и являются местом, где скапливаются облака и разыгрываются грозы, а с явлениями, сопутствующими грозе, с тучами, с дождем связаны земледелие, урожай, благополучие человека, то в этот период, естественно, возникает культ гор, культ духов, от которых зависит плодородие полей

Лев Штернберг (1861-1927)

Живя в условиях каменистой местности, горной природы местное население в древности испытывало на себе, в своей хозяйственной жизни их влияние. Известно, что первым жилищем человека была пещера, она играла большую роль в сохранении жизни людей, благодаря которой человек здесь поддерживал добытый им огонь, а значит жизнь.

Многочисленные пиры в Азербайджане располагаются в естественных местах, в древнейших убежищах человека, в пещерах. Азербайджанцы пещеры называли «signaq», «ponah» т.е. убежище, а также «zaga», «magara» или «kuhul». Такого рода пещеры почитались как культовые места.

Например на территории Губинского района, у селения Будуг в ущелье реки Карачай расположено более десяти пещер. Одну из пещер местное население прозвало «Пир бяновша» («пир фиалки») и почитало его как святое место, расположенное на высоте около 800 м над уровнем моря.

Со многими пещерами Азербайджана связаны предания и легенды. Например в Дашкесанском районе в нескольких километрах от Хачбулага у селения Амирвар и Гавахтепе в свое время была обнаружена пещена, которую местные жители назвали «Гара иняк загасы» («пещера черной коровы»). Старожилы рассказывали исследователям, что в пещере жила «черная корова, которая каждый день выходит из неё и пасется на зеленом лугу, выщипывая целебные травы и цветы, которых полно вокруг, но увидеть черную корову редко кому удается». Также рассказывали, что по легенде, в этой пещере когда-то жили дикие люди, а внуть пещеры заходить опасно, так как она заколдована.

Среди других известных пещер-пиров можно отметить Савалан-даг (Агдеринский район), Дирибаба (около Шемахи), пещера на горе Беш-Бармаг, пещера на горе Илан-даг (Нахчыван), пиры на горах Муров-даг (Карабах) и др.

Гора Бабадаг (Баба — отец, дед, предок) в Губе издавна считалась святым местом. Местные жители верили, что поклонение горам есть почитание антропоморфного духа, вселившегося в гору. Камни взятые с этой горы считались священными и называли их «баба дашы» (камни деда/предка).

Из всех форм почитания камня, интересен обычай, по которому при перевале через высокие горы или при приближении к святилищу наваливали кучу камней. Путник должен был добавить к куче один камень от себя, произнести молитву. В Азербайджане этот обычай также существовал — были пиры, где к общей груде камней свои камни добавляли и прохожие.

Аида Зейналова. Иланлы-даг (Змеиная гора). холст, масло

По архаическому воззрению азербайджанцев, человек получал свой камень при жизни, он был властен над ним и мог использовать его по своему усмотрению. Однако камень мог быть использован против его владельца — забрасывание камнями принимало характер общественного порицания, что можно было наблюдать в ряде районов страны в прошлом.

Человека, забрасываемого камнями, считали отвергнуным обществом. Им мог оказаться сельский старшина, гнет которого доводил сельчан до отчаяния, и крестьяне всей деревней выходили в поле, каждый брал камень, бросал его в сторону, говоря: «Я бросаю камень того-то«. После совершения такого обряда, человек, камень которого был заброшен людьми, считался вне закона. Именно поэтому данный обряд, применявшийся в исключительных случаях, являлся одним из наиболее сильных средств общественного воздействия.

В некоторых районах Азербайджана до недавнего времени сохранялся обычай ежегодно приносить камни к пиру и бросать их там, в количестве, равном грехам за год.

В ряде районов Азербайджана бытовало такое поверье, что если больной человек приходил к пиру с целью исцеления, его подвергали следующему обряду: сперва к левому, затем к правому плечу, а потом к спине прикладывался камень со «святого» пира, после чего больному следовало поцеловать камень. Таким образом, считалось, что вся хворь больного передавалась камню.

В одном из сел Агдеринского района скала «Сюрюшкен даш» (скользский камень) стала известной благодаря тому, что если больному удавалось удержаться на скользской поверхности скалы, он получал уверенность, что все болезни пройдут.

В Азербайджане, как и во всем Закавказье также известны камни-пиры с «чудодейственной силой плодородия», они, согласно народным представлениям, способствовали деторождению, увеличению молока у кормящих женщин. В более позднее время таке камни-пиры фаллической формы были представлены как символы плодородия. Такого рода святилища назывались «далаг дашы» («камень-селезенка»). Подобный пир был обнаружен на территории Губинского района Азербайджана, у селения Сырт-Чичи.

Распространенным «святым» местом, пиром в Азербайджане считались пиры-могилы предков, старейшин. Поклонение «святым» формировалось одновременно и под воздействием самых ранних религиозных представлений.

Со временем изменяется первоначальный смысл многих народных обычаев менялся, но, тем не менее, народ упорно их придерживался.

По материалам книги Р.Кулиевой «Культ камня в Азербайджане»

Отражение культов горы и дерева в топонимах Азербайджана