Политика и экономика в азербайджано-узбекских связях (древность и средневековье)

М. Зейналова

Исторические связи азербайджанского и узбекского народов имеют древние корни, что доказывает краткий обзор ключевых моментов политических и торгово-экономических связей с IX-VII вв. до н. э..

Географическое положение Азербайджана и Узбекистана, как естественных центров Кавказа и Центральной Азии, оказалось одним из факторов, сближавших государства, созданные этими народами. Исследования показывают, что в эпоху камня и бронзы наблюдается параллельность и схожесть исторического развития Азербайджана и Узбекистана.

Началом прямых исторических связей между азербайджанским и узбекскими народами можно считать IX-VII вв. до н. э. Так, в это время киммеро-скифо-сакские племена, двигаясь от Алтая, частично осели в Узбекистане, затем, продолжив движение, проникли в Азербайджан с севера, со стороны Крыма и гор Большого Кавказа.

Необходимо признать, что этнический состав, локализация, механизм движения племен и народностей в эту эпоху является пробелом в истории и Узбекистана, и Азербайджана. По крайней мере, доказано, что кочевые племена, в письменных источниках фигурирующие под названием «скифы» или «саки» были многочисленны, что это не единый народ, а разные племена, говорившие на близких наречиях.

Узбекские ученые доказали, что существенная часть племен в эпоху «Великого переселения народов» прошла через территорию Узбекистана, в частности через Ташкентский оазис. В VIII-VII вв. до н.э. на территории северной части Азербайджана существовало Киммеро-скифо-сакское государство, здесь также проживали племена массагетов. Соответственно, в Узбекистане, и в Азербайджане были обнаружены многочисленные памятники культуры киммеро — скифо — сакских племен, а также массагетов.

Интересно, что легенды о царице массагетов Томрис и убийстве ею персидского царя Кира есть и в Азербайджане, и в Узбекистане. По мнению ученых, схожесть древних топонимов Азербайджана и Узбекистана объясняется именно переселением племен — носителей этих наименований.

В IV-III веках до н.э. территории Азербайджана и Узбекистана оказались в орбите эллинистической культуры, что, получило свое отражение в многочисленных памятниках нумизматики, коропластики, глиптики, архитектуры. Согдийские торговые колонии были построены на большом пространстве от границ Китая до Кавказских гор и земель Причерноморья.

Во II в до н.э. была установлена прямая связь: через центральный Узбекистан и Ферганскую долину, затем через земли азербайджанского государства Атропатена стал проходить один из трех главных караванных маршрутов Великого Шелкового пути. В результате вплоть до начала XVI века народы Азербайджана и Узбекистана оказались связанными прямыми торгово-экономическими отношениями.

Кони Ферганы высоко ценились на всем Востоке, к тому же, через Фергану проходила часть Шелкового пути. Через территорию Албании проходил торговый путь Черное море — р. Риони — р. Кура — Каспий — р. Амударья (на то время вливалась в Каспий) — Индия. Академик Э.Ртвеладзе полагает, что сведения античных историков и географов Страбона, Арриана, Квинта Курция Руфа, Плиния, Солина однозначно позволяют говорить о пути из Рима в Среднюю Азию через земли Кавказа и Каспийское море.

Узбекскими археологами на городище Хорезма Калалыгыр 2 (IV — II вв. до н.э.) были найдены предметы, изготовленные на территории Южного Кавказа. Большое количество амфоровидных подвесок из египетского фаянса были широко распространены в Средней Азии, Кавказе, Крыму, причем необходимо учитывать, что Египет в это время был частью Римского государства. Не будет ошибкой утверждать, что именно этот путь заинтересовал Рим, в результате чего в I в. до н.э. Атропатене и Албании пришлось отражать нашествие римских войск Помпея и Антония.

По мнению исследователей, речной путь из Каспия по Уэ-бою в Аму-Дарья и р. Зарафшан существовал не только в древности, но и возобновлялся в IV и XII-XIV веках. Как указывал В.Бартольд, причиной этого являлись разрушения плотин на реке Аму-Дарья в период войн.

В III веке сформировалось государство Сасанидов, создание которого сыграло большую роль в судьбах народов Средней Азии и Кавказа. В середине VI века когда был создан Тюркский каганат, охвативший территорию Узбекистана, в Азербайджан проникают тюркские кочевые племена с севера: гунны, затем тюрки (из Тюркского каганата), хазары.

Необходимо отметить, что Тюркский каганат, будучи гегемоном в Центральной Азии, способствовал развитию торговли по Великому Шелковому Пути. К середине VII в. Азербайджан, а немного позднее и Узбекистан были завоёваны Арабским халифатом, что сыграло определённую положительную роль в развитии производительных сил. Росли города, особенно Барда, Гянджа, Шамахы, Дербент, Тебриз (в Азербайджане); Самарканд, Бин-кент, Бухара (в Узбекистане).

Расширялись масштабы торговли (в том числе караванной) и ремесленного производства, усилился обмен между городским и сельским населением, между земледельцами и кочевниками. Включение Азербайджана и Узбекистана в состав Халифата способствовало преодолению феодальной раздробленности, развитию экономических связей.

Однако постепенное увеличение экономического гнета привело к восстаниям, причем как в Азербайджане, так и в Узбекистане ход восстаний был схож. В 720-737 годах произошли выступления в Согде и Хорасане против арабского владычества, в 747-750 годах — восстание в Узбекистане под предводительством Абу Муслима, в 748-752 годах — восстание хариджитов в Азербайджане против арабского владычества. Эти восстания были жестоко подавлены, однако борьба продолжалась. В 776 году произошло восстание Муканны (родом из села Казах, около Мерва) в Узбекистане.

Слова Бируни, автора XI в., показывают сильные идеологические связи хуррамитов Азербайджана с восстаниями в Узбекистане: «Из тех, кто последовал за Маздаком, осталась небольшая горсточка людей, которых относят и нему, называя их «маздакитами» и «хуррамдинитами» в связи с их религией и вероучением».

Он также указывал, что в восстании Муканны участвовали «люди в белом», которые были последователями хуррамитов. Таким образом, по мнению исследователей, в учении Муканны оформились идеи хуррамитов. В 778 — 837 годах произошло восстание хуррамитов в Азербайджане, перешедшее в 816 году в народно-освободительную войну во главе с Бабеком. Восстание было подавлено в 837 г. халифатом с привлечением воинов тюркских племен, в том числе из Средней Азии. Возглавлял арабские войска Афшин, выходец из Уструшаны (Фергана). Ал-Афшин (полное имя Абу-л Хасан Хайдар ибн Кавус), большую часть своего войска составил из тюрков Уструшаны и Ферганы.

Академик Ю.Буряков и А.Грицина со ссылкой на Ибн Хордадбеха (IX в.) указывают, что Афшин построил и заселил в Азербайджане город Барзанд. Академик Н.М.Велиханлы указывает, что Афшин лишь укрепил и расширил разрушенный Барзанд. Впоследствии потомки Афшина остались в Азербайджане и возглавили государство Саджидов.

Таким образом, серия массовых восстаний в Азербайджане и Узбекистане во многом способствовала не только падению династии Омейядов и приходу к власти Аббасидов, но и ослаблениюв дальнейшем власти последних и появлению на территории Халифата независимых или полузависимых феодальных государств.

В IX веке русы несколько раз нападали на прибрежные земли Азербайджана, занимаясь грабежом и разбоями. Каждый раз на обратном пути русов встречали хорезмийские отряды Хазарского каганата (в Хазарском каганате проживало 12 тысяч хорезмийцев, везирь каганата Ибн Кувайя был хорезмийцем), нанося им тяжелые поражения.

IX-середина XII веков характерны усилением торгово-экономических связей. Серебро Шашских рудников (ок. Ташкента) было очень высокого качества и широко вывозилось на Кавказ, в страны Восточной и Западной Европы. Шведский нумизмат Г.Рислинг провел анализ восточных монет IX — середины X веков из музеев Швеции и Норвегии и пришел к выводу, что 80% этих монет чеканены в государстве Саманидов. По мнению исследователей, эти монеты попали в Скандинавию по Каспию и Волге.

В середине XI века Азербайджан и Узбекистан вошли в состав империи Великих Сельджуков. Во 2-ой пол. XI в. усилилась экспансия Византии против Азербайджана. Появление огузов — сельджуков из Средней Азии объективно способствовало предотвращению агрессии Византии. В конце XII века усилилось государство Хорезмшахов. К XIII веку хорезмшах Мухаммед II Ала-ад-Дин разгромил каракитаев, присоединил к Хорезму земли Средней Азии и Южного Казахстана. В Азербайджане в это же время наблюдается значительное усиление государства Ильденизидов (1136-1225 гг.).

В культурном и экономиическом отношениях было развито государство Ширваншахов (861-1538 гг.). Государства Хорезмшахов и Ильденизидов находились в постоянном взаимодействии во всех сферах общественных отношений. Находясь на пересечении важнейших глобальных коммуникаций, эти государства были заинтересованы в бесперебойном их функционировании, что породило еще один фактор сближения — схожесть политических линий в деле обеспечения стабильности в своих и соседних регионах.

Атабек Джахан Пехлеван (1175-1186) и хорезмшах Текиш (1172-1200) поддерживали дружественные отношения. Постоянно осуществлялся обмен подарками. Впоследствии хорезмшах Текеш передал город Хама-дан во владение атабеку Абу-Бекру. В XII веке в Бухарском вилайете были деревни, одноименные азербайджанским селениям, городам и областям: Сурмари, Шакан, Ширван, Варзан, а в округе Насафа деревня Каджар, город Шутуркет, городище Куба.

В отличие от прежних времен, когда регионы обменивались товарами, в XII веке в торговле между городами Азербайджана и Узбекистана предпочтение отдавалось сырью. В этот период оба региона отличались высоким уровнем развития ремесла и уникальными товарами (например, азербайджанские ковры и самаркандская бумага).

К XI — XII вв. в основном завершился процесс формирования азербайджанского тюркского народа. К этому же периоду относится формирование узбекского тюркского народа.

В 1219-1221 годах во владения Хорезмшахов вторглись монгольские войска Чингисхана. Народные массы оказывали упорное сопротивление захватчикам. Ожесточенное сопротивление оказал последний хорезмшах Джалаладдин Манкбурны, который, потерпев поражение, ушел в Азербайджан.

В 1220-1221 годах монголы совершили первый поход на Азербайджан. В 1225-1231 годах Джалаладдин Манкбурны закрепился в Азербайджане, объявил столицей Гянджу, восстановил ряд городов Азербайджана, разрушенных монголами в 1220-1221 годах. В письмах к местным правителям Джалаладдин отмечал, что «между нами, с благословения и милости Аллаха, существуют единство в делах, народе и религии. Самый подходящий человек для твоей любви и дружбы — тот, кто подходит к тебе по языку и вере!».

Разбив грузинские войска, он положил конец набегам грузин на западные области Азербайджана. Многие феодалы и Ширваншах признали власть Джалаладдина. В своем обращении к населению Тебриза он говорил: «Вы видели, какие благодеяния я совершил, и какие постройки я возвел в Мараге, которая была разрушена. Теперь вы увидите, как я буду справедлив и как благоустрою ваш город».

Однако Джалаладдин не сумел организовать коалицию из государств Кавказа, Малой Азии и Ближнего Востока, и даже начал с ними изнурительные безрезультатные войны. Назначенные им чиновники обирали не только простое население, но и купцов и феодалов, что привело к падению авторитета Джалаладдина в Азербайджане и мощным восстаниям. И хотя Джалаладдин казнил «грязных» чиновников во главе со своим везирем Шараф аль-Мульком, было поздно: в 1231 году в Азербайджан вторглись войска монголов. Потеряв в боях остатки своего войска, и не сумев помочь городам Азербайджана, оказавшим ожесточенное сопротивление монголам, Джалаладдин ушел в горы Курдистана, где и был убит.

Монгольское вторжение в Азербайджан и Узбекистан совершенно разрушило крупные города. Города, которые были построены в оазисах, и благосостояние которых зависело от оросительных каналов, не смогли оправиться от удара. Однако оба региона были избраны центрами в монгольской империи.

Так, Фазлуллах Исфахани (XVI век) в работе «Мехманнамейи Бухара» писал, что «опора трона ханов Чингизидов страна узбеков и чагатайских ханов — Самарканд и прилегающие к Маверранахру области, а столицы ханов Хулагуидов -Тебриз и Мераге». Таким образом, восстановление городов Азербайджана и Узбекистана стало осуществляться ускоренными темпами, так как они стали центрами монгольских государств Хулагуидов и Джагатаев.

Во 2-й половине XIV в. Амир Тимур (1336—1405 гг.) создал могущественную империю, ядром которой стал Мавераннахр со столицей в Самарканде. Тимур, главным образом, сделал упор на упрочение политической силы, экономического и культурного роста. Его основные принципы государственного правления были описаны в документе, известном как «Сборник законов Тимура» (или «Уложения Тимура»). В ходе войн с государством Джалаиридов, Тимур совершил на Азербайджан три похода. Часть азербайджанских мастеров была увезена в Самарканд и другие города.

Однако Тимур помог азербайджанскому правителю государства Ширваншахов Ибрагиму I в борьбе с северной угрозой — ханом Золотой Орды Тохтамышем, который совершил разрушительные походы на Ширван и Тебриз; помог укрепить сооружения Дербента. Ширваншах Ибрагим I принял участие в походеАмира Тимура против Тохтамышав 1395 году, участвовал в битве на р. Терек, а также в походе на Османскую империю в 1402 году.

Летописец Шараф ад-Дин Йезди указывает, что по приказу Тимура в 1403 году был восстановлен Байлакан, некогда разрушенный монголами: определен план города, места 4-х рынков, бани, караван-сараев, площадей, садов, жилых зданий. Археологические раскопки, проведенные в древнем Байлакане (городище Оренкала в междуречье Куры и Араза, позднее —  село Кебирли, в 17 км к северо-западу от райцентра Бейлаган), подтвердили разрушение города в эпоху монгольских завоеваний.

Также была обнаружена часть города, восстановленная в начале XV века — «тимуровская часть» или «Малый город». Тимуром также были проведены каналы в Карабахе и на Мугани. Развитие экономических связей в этот период подтверждают находки в Азербайджане кладов Тимуридских монет (найденные в 1962 году в Астаре и в 1966 году в Ленкорани).

Монетная реформа, начатая Тимуром, преследовала цель создания единой денежной системы во всей его империи, и хотя не была завершена до его смерти, все же сыграла большую роль в расширении торговли по Великому Шелковому Пути. Последствия этой реформы положительно сказались и на торговле азербайджанских городов, в которых даже была начата чеканка тимуровских «тенга». Так, были обнаружены тенга, «чеканенные в Табризе в 1402/03 годах, в Шемахе и Дербенте в 1404/05 годах (265,91-92). Разрушение Амир Тимуром городов Золотой Орды способствовало тому, что часть путей прошла через Азербайджан, в частности через Дербент.

В этот период в исламе появилось большое количество течений. Религиозное течение накшбандия было создано узбеком Ходжа Бахааддином Мухаммедом Бухари (1327-1389), а религиозное течение хуруфизм — азербайджанцем Фазлуллахом Найми (1339-1394). Оба течения оказали сильное влияние на развитие религиозно-философской мысли.

Связи между азербайджанским и узбекским народами в XV веке развивались в прежних формах. И хотя в это же время наблюдаются войны между Тимуридами и государством Кара-Коюнлу, а затем между Тимуридами и государством Ак-Коюнлу, это не оказало влияние на развитие экономических и культурных связей.

По мнению узбекских ученых, торговля между городами Азербайджана и Узбекистана осуществлялась по маршруту Мерв — Серахс — Нишапур — Исфаган — Бистам — Рей — Кирманшах-Хамадан. От Хамадана отходили маршруты: Хама-дан — Шемаха; Хамадан-Ардебиль-Барзанд-Барда с ответвлениями на Шамаху и Тебриз; Хамадан- Зенджан- Мияне-Уджан-Тебриз с ответвлениями на Маранд, Нахчыван, Дабиль.

Вначале XVI века образовалось Азербайджанское государство Сефевидов, правитель которого Шах Исмаил I (1501-1524), а затем его сын Тахмасиб I (1524-1576) покровительствовали людям науки и искусства. Война с узбекским государством Шейбанидов из-за Хорасана не помешала развивать торговые и культурные связи.

Полководец Захиреддин Бабур вторгся из Средней Азии в Индию, захватил Северную Индию и создал здесь государство, превратившееся в империю Великих Моголов. Между государством Бабура и государством Сефевидов постоянно были дружеские отношения и взаимопомощь. Когда в 1544 году правитель государства Моголов Хумаюн был разбит афганскими войсками правителя Шерхана и бежал, сефевидский шах Тахмасиб I (1524-1576 гг.) тепло встретил его, одарил подарками, затем дал ему в помощь 12-тысячное сефевидское войско во главе с Будак ханом Каджаром и Шахверди беком Устаджлу. При помощи этого войска Хумаюн разбил врагов и вернул свой трон.

В XVII-XVIII веках наблюдается, в основном развитие культурных связей, политические ослабли, что объясняется внутриполитическими коллизиями в азербайджанских и узбекских государствах.

Экономические связи между городами Азербайджана и Узбекистана сохранялись, хотя и были не столь итенсивными, как прежде. В 1742-1743 годах Надир шах Афшар с войсками подошел к Бухаре, и Бухарский амир Абул Файз хан (1711-1747) признал его власть.

Русский путешественник Федор Котов (XVII век) указывает, что в Шемахе действовал Бухарский караван-сарай. В Баку также продолжал функционировать Бухарский каравансарай, построенный в XV веке для купцов из Средней Азии.

Таким образом, исторические связи азербайджанского и узбекского народов имеют глубокие корни и осуществлялись в форме политических и экономических отношений.

По материалам книги автора «Исторические связи азербайджанского и узбекского народов»